0
1266
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

02.03.2011 00:00:00

Церковь объявляет мобилизацию

Анатолий Черняев

Об авторе: Анатолий Владимирович Черняев - кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии РАН.


Воинствующей Русской Церкви предстоит покорять в XXI веке те же рубежи, что и тысячу лет назад. Фрагмент иконы «Благословенно воинство Небесного Царя» («Церковь воинствующая») из Успенского собора Московского Кремля. Около 1550 года. Собрание ГТК

Пафосностью своих определений и масштабностью провозглашенных задач Архиерейский Собор РПЦ, работавший в начале февраля с.г., воскрешает в памяти пленумы ЦК КПСС. Общность со съездами «боевого авангарда пролетариата» подчеркивает и то, что все соборные документы проникнуты решительным мобилизационным настроем. Заявленные на Соборе планы создают впечатление, что до этого Церковь только собирала силы, а теперь переходит в наступление по всем фронтам. Военные аналогии возникают невольно, и они уместны, ибо в отличие от Церкви «небесной» Церковь земная осознает себя еще и в качестве «воинствующей».

Какие рубежи предстоит покорять воинствующей Русской Церкви в XXI веке? По сути, все те же, что и тысячу лет назад. Ведь Церковь – старый, подчиненный исторической инерции институт, поэтому и церковные приоритеты во многом традиционны. В социально-политической сфере это прежде всего стремление обладать максимальным влиянием на общество и пользоваться максимальной поддержкой государства – «к вящей славе Господней». И новизна программных документов Собора касается не стратегии, а тактики, в которой четко наметился переход к форсированным действиям.

Приоритетной для РПЦ отныне должна стать социальная работа, которой был посвящен один из главных докладов на Соборе. В нем подчеркивается, что «социальное служение Церкви не может сдерживаться или ограничиваться религиозными, национальными, государственно-политическими или социальными рамками». Бросается в глаза парадокс: «Социальное служение Церкви не может┘ ограничиваться┘ социальными рамками». Допустили даже тавтологию, чтобы подчеркнуть, что Церковь претендует на нечто большее, чем попечение о богоугодных заведениях.

В докладе указывается на недопустимость сотрудничества «с теми религиозными сообществами, которые стремятся использовать социальную работу┘ в целях прозелитизма». Зато православный прозелитизм оказывается одной из ключевых задач социальной работы самой РПЦ, к которой настоятельно рекомендуется привлекать госслужащих, «в том числе пока не являющихся активными членами Церкви┘ Важно, чтобы клирики, вдохновляющие социальную работу, оказывали особое пастырское внимание сотрудникам государственных учреждений, зачастую особо нуждающимся в духовной помощи». При этом организационно-материальные ресурсы для реализации своих социальных программ Церковь планирует получать от государства.

Намерение перевести сотрудничество Церкви и государства на качественно новый уровень высказано в соборном заявлении «О жизни и проблемах коренных малочисленных народов». Этот документ не привлек внимания комментаторов, хотя, похоже, именно в нем нашла выражение важная тенденция церковной политики. В РПЦ уже не первый год разрабатывается идея своеобразного «прикладного» православия, где на первом плане не чисто духовная, а некая цивилизационная миссия Церкви. Образчиком подобного квазицерковного дискурса является также и «Свод вечных российских ценностей», который был подготовлен Отделом по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ к утверждению на Соборе. Сюда же относится и доктрина «русского мира».

В свою очередь, заявление о малочисленных народах представляет собой проект «прикладного» православия в качестве идеологической базы для организации социальной жизни целых национальных округов. В РПЦ убеждены, «что для эффективной реализации мер по защите духовности и нравственности коренных народностей необходимо создать совместные рабочие группы Церкви и государственных властей». Эти группы должны заняться проектами по поддержке и развитию малочисленных народов. «И сегодня, – гласит документ, – у Церкви есть ряд конкретных предложений┘ Это потребует финансовых средств, но, если мы заинтересованы в дальнейшем существовании малых народов, изыскать эти средства совершенно необходимо┘ Для организации этой деятельности необходима поддержка государственной власти на разных уровнях».

Помимо расчета заручиться дополнительной господдержкой трудно как-то иначе истолковать эту внезапную озабоченность судьбой малочисленных народов со стороны РПЦ, выступающей сегодня с лозунгом защиты «традиционных ценностей». Ведь вполне очевидно, что для коренных народов севера и востока России традиционными являются древние дохристианские верования, с которыми неразрывно связана вся их культура, весь уклад жизни. Ясно, что Церковь не собирается поддерживать и развивать традиционные для северных народов духовные ценности: напротив, она намерена обращать эти народы в православие, а это значит – уничтожать их уникальную самобытность. Можно предположить, что народы севера избраны в качестве экспериментального полигона для обкатки нового церковного проекта, предполагающего доступ не только к бюджетным ресурсам, но и к полномочиям для реального вмешательства в социальную жизнь целых народов.

Соборный документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» не только предлагает в очередной раз переписать учебники истории, но также выдвигает план монументальной и топонимической религиозной пропаганды. Всем церковным структурам рекомендуется «в сотрудничестве с государством┘ участвовать в создании мемориальных досок, памятников, музеев и комплексов в местах служения, страдания, смерти и погребения новомучеников и исповедников, инициировать наименование в их честь улиц, площадей, бульваров, скверов».

Можно сказать, что все эти начинания обозначают наступательную стратегию воинствующей Церкви. Но, как известно, всякое крупномасштабное наступление нуждается в оборонительном прикрытии, функцию которого выполняет документ «Отношение РПЦ к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви». В нем теоретически допущена возможность «критики негативных явлений в жизни земной Церкви», но умалчивается, в чем отличие критики от «богохульства». Тем более что даже конструктивная критика, как указывается в тексте, может использоваться «противниками для оправдания богохульных действий и клеветнических обвинений┘ для укоренения в массовом сознании антицерковных идей».

Материалы Архиерейского Собора демонстрируют решимость руководства РПЦ, стремящегося занять максимальное количество плацдармов в социальной, политической, экономической сферах. Ради всеобщего блага, разумеется. Вот только представления современного человека и общества о собственном благе все больше расходятся с теми средневековыми принципами, которые пытается насаждать воинствующая Церковь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
573
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
663
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
359
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
240

Другие новости