0
5741
Газета Факты и комментарии Печатная версия

19.07.2022 16:43:00

Куда заведет РПЦ тактика тихого саботажа

Позиция духовенства по «екатеринбургским останкам» усложняется

Анастасия Коскелло

Об авторе: Анастасия Сергеевна Коскелло – журналист.

Тэги: рпц, архиерейский собор, царские останки, дискуссия, патриарх кирилл, митрополит евгений кульберг, екатеринбург, царские дни, признание, митрополит иларион алфеев, митрополит тихон шевкунов


001-t.jpg
Фото Reuters
Митрополит Екатеринбургский Евгений (Кульберг), похоже, изобрел выход из сложнейшей ситуации, в которой оказалась РПЦ из-за вопроса о «екатеринбургских останках». «Вопрос почитания страстотерпцев – выше вопроса об останках», – заявил он в интервью «Уральскому меридиану».

Иными словами, митрополит мягко намекает церковному руководству, что кроме признания или непризнания останков мощами святых у церкви, оказывается, есть еще «третий путь». А именно – «да» и «нет» не говорить и оставить вопрос на личное усмотрение верующих. А также официально заявить, что почитание святых царственных страстотерпцев возможно и без признания останков/почитания мощей.

Митрополит Евгений, к слову, так и не дал понять, что думает по поводу подлинности останков лично он. Тем, кто заинтересован в вопросе, владыка посоветовал посмотреть документальный фильм «Екатеринбургские останки»: «за» и «против». «Зритель может сопоставить позиции, оценить аргументы всех сторон. Это касается и обычных верующих, и тех, кто будет участвовать в Архиерейском соборе», – сказал Кульберг.

Фильм, снятый Екатеринбургской епархией и рекомендованный митрополитом, надо сказать, отличается от всей продукции, которая ранее выпускалась в церковной среде на эту тему, а также от сериала, выпущенного по результатам следствия Российским военно-историческим обществом («Цареубийство. Следствие длиною в век», 2019). В нем впервые опрошены как сторонники подлинности мощей, так и скептики (до этого все кинематографисты, как водится, опрашивали только одну из сторон). Причем все приводят свои аргументы, у всех своя правда. Понятно, что ничего не понятно – вот основная его идея.

Митрополит Евгений уже не в первый раз выделяется тем, что на фоне острой публичной конфронтации встает на позицию «непредрешенчества» и свободы выбора для каждого (весьма либеральная позиция, притом что Кульберг имеет репутацию церковного консерватора). То же было и в прошлом году, во время эпидемии ковида, когда назревал конфликт между екатеринбургскими властями и участниками Царского крестного хода. Митрополит не мог пойти на открытый конфликт с губернатором, не согласовавшим шествие из-за эпидемической ситуации, – но также не мог отменить крестный ход, что возмутило бы почитателей святых царственных страстотерпцев. В результате митрополит возглавил крестный ход, но предложил каждому отправиться туда, «куда влечет его сердце», и подчеркнул, что желающие могут со спокойной совестью отправиться домой.

Тот же метод Кульберг применил и в недавно отшумевшей дискуссии о QR-кодах. Тогда он ловко дистанцировался как от радикальных «антиваксеров», так и от сторонников всеобщей вакцинации и скорейшего внедрения кодов, заявив, что был бы рад внедрению контрольной системы, если бы она была «научно обоснованной».

Возможно, и на этот раз подход Евгения окажется выигрышным. Да, разговоры об «екатеринбургских останках» ежегодно активизируются в церковной среде с приближением Царских дней в Екатеринбурге, и вряд ли по этой теме можно сказать что-то новое. Однако сейчас – ситуация особенная. Дело в том, что священноначалие РПЦ демонстративно «подвесило» вопрос. Если до 2021 года церковь как бы ожидала результатов официального следствия, то теперь ожидание и вовсе ничем не ограничено. Государственное следствие официально завершено, и с точки зрения светской власти – вопрос решен. А церковь вроде как выводов следствия не оспаривает – но и с признанием их не торопится.

В этом – одна из черт правления патриарха Кирилла. Похожий прием мы видели и в кейсе «полузапрещенного» протодиакона Андрея Кураева, и в кейсе «Феофаниевского собора» УПЦ. Всегда находится какая-то лазейка в церковном праве, позволяющая патриархии сохранить поле для маневра и в отдаленной перспективе все «переиграть».

Так, Архиерейский собор, который, судя по заявлениям официальных церковных спикеров, должен был бы разрешить вопрос об останках, уже дважды переносился (первый раз – с ноября 2021 на май 2022 года из-за ковида, второй раз – с мая 2022-го на неопределенный срок из-за «международной обстановки»). Иными словами, на место открытой конфронтации между церковным руководством и следствием, существовавшей при патриархе Алексии II, пришла техника мягкого саботажа.

Трудно судить, в какой степени такая техника обусловлена религиозной значимостью вопроса (то есть трепетным отношением высшего церковного руководства к царственным страстотерпцам), а в какой – политическими соображениями (то есть банальным страхом «как бы чего не вышло»).

Очевидно, что применительно к каждому архиерею доли первого и второго могут различаться. Сам патриарх Кирилл в последние годы не делал никаких публичных высказываний по вопросу. Последний раз он выступал на эту тему в 2017 году на конференции в Сретенском монастыре и подчеркивал, что для него лично вопрос остается «открытым».

Что касается остального высшего епископата, то до недавнего времени в публичном пространстве звучали лишь два «митрополичьих» голоса – бывшего председателя Отдела внешних церковных связей Илариона (Алфеева) и председателя Патриаршей комиссии «по изучению результатов расследования…» Тихона (Шевкунова). Оба многократно заявляли, что выводы следствия вполне убедительны, и лично для них никаких сомнений в подлинности мощей быть не может. И для того, и для другого их позиция вполне согласовывается с имиджем. Интеллигентный, ученый митрополит Иларион настаивает, что необходимо доверять науке, ведь проведено столько экспертиз, а патриот и государственник Тихон повторяет, что необходимо доверять государству, – ведь следствие было «прозрачным» и «открытым». Их позиция по останкам, к слову, рифмуется с их позицией по QR-кодам и прочим ограничительным мерам периода пандемии. Иларион тогда говорил, что нужно доверять медицине, а Тихон – что нужно доверять государственной медицине и слушаться Роспотребнадзора.

Отождествлять позицию Илариона и Тихона с позицией патриарха не стоит. Дело не только в давней неприязни «никодимовцев» и «питиримовцев», хотя и это тоже не стоит сбрасывать со счетов (патриарх, как известно, – ученик митрополита Никодима (Ротова), а Иларион и Тихон – выдвиженцы митрополита Питирима (Нечаева), а это два разных церковных «клана» и две очень разные церковно-управленческие традиции). Патриарх, очевидно, вынужден лавировать между различными церковными группировками ради «мира церковного», сиречь стабильности в РПЦ. И здесь позиция Илариона и Тихона, – конечно, источник проблем. Потому что она провоцирует «несогласных» на конфронтацию с церковной властью.

Собственно, это мы и наблюдали начиная с 2015 года, – с тех пор как было открыто так называемое второе следствие. Чем чаще на патриархийных ресурсах появлялась информация, однозначно свидетельствующая в пользу подлинности останков, тем больше появлялось «альтернативных» версий ученых и материалов о фальсификациях и ошибках в работе государственных органов. Чем чаще сторонники признания объявляли своих оппонентов в отсутствии образования и некомпетентности, тем больше ученых выступало с критикой следствия (самый резонансный случай – сборник «Екатеринбургские останки. Независимые исследования», выпущенный в 2018 году в Петербурге). По сути, новое следствие, призванное, по замыслу, успокоить «православную общественность», только еще больше возбудило ее. Число открытых писем на имя патриарха с критикой результатов следствия, блуждающих по Сети, продолжает увеличиваться.

До сих пор патриархия сдерживала конфликт тем, что откладывала рассмотрение вопроса на Архиерейском соборе. Но очевидно, что ситуация неустойчива и такое положение не может быть вечным – Архиерейский собор все-таки придется собрать, и выдумывать «невинные» поводы для его переноса не так уж просто. И здесь, конечно, решение, озвученное митрополитом Евгением, может стать вариантом выхода. Тем более что в отношении митрополита Илариона дорога уже «сделала поворот», и довольно крутой. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Соборный "Наказ" поставил под удар "русский мир" в Эстонии

Соборный "Наказ" поставил под удар "русский мир" в Эстонии

От политизации отношений церкви и государства страдают простые верующие

0
2205
Адвокатура нашла еще один аргумент против смертной казни

Адвокатура нашла еще один аргумент против смертной казни

Екатерина Трифонова

От судебных ошибок пострадают те, кому не хватит денег на хорошего защитника

0
1944
КПРФ получила замечание за философа Ильина

КПРФ получила замечание за философа Ильина

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Володин предостерег левых от борьбы с идеологом правых националистов

0
2595
Московский «наказ» Эстонской митрополии не указ

Московский «наказ» Эстонской митрополии не указ

Милена Фаустова

РПЦ может лишиться храмов и монастырей в балтийской стране

0
6355

Другие новости