0
1826
Газета Факты, события Интернет-версия

16.09.2004 00:00:00

Бокову - Боково!

Тэги: боков, поэт, автор, песня


- Виктор Федорович, вы стали знамениты прежде всего благодаря своим песням "На побывку едет молодой моряк" и "Оренбургский пуховый платок", которые исполняла Людмила Зыкина. Эти песни стали народными, поются в застольях уже около пятидесяти лет┘

- Я сказал когда-то, что "песня может сделать судьбу"... В моем случае это так и получилось. Первую песню я написал с композитором Александром Аверкиным, а вторую - с композитором Григорием Пономаренко.

- У композитора Оскара Строка, признанного короля танго, тоже есть песни на ваши стихи, но не в русском народном стиле, а в непривычном для ваших стихов стиле танго и романса. Вы были знакомы со Строком?

- Я встретился с ним незадолго до его смерти и застал его уже на последнем издыхании. Он написал несколько песен на мои стихи, но они не характерны для меня. И я люблю у него больше не эти песни, а знаменитое танго "О, эти черные глаза". Он написал его в 15 лет. Это какое-то чудо. Когда он впервые исполнил эту песню в Риме, во времена нэпа, богачи закидали его деньгами. Он всю ночь играл только одну эту песню, по заявкам своих слушателей, и наполучал от них столько денег, что был обеспечен ими на целых десять лет вперед и целых десять лет жил на эти деньги. За одну ночь благодаря этой своей песне стал обеспеченным человеком. А как японцы пели эту песню в Японии! Я был в Японии и слышал своими ушами┘ А на мои стихи он написал, по-моему, четыре песни. Они хранятся в коллекции известного музыкального коллекционера Валерия Сафошкина. Их в свое время исполняли такие певцы, как Трошин, Гуляев и даже Лемешев и Козловский.

- У вас есть редкая фотография, на которой вы сфотографированы с Иваном Семеновичем Козловским...

- Я дружил с Козловским. Мы были с ним в очень хороших отношениях. Он писал мне письма. Присылал открытки к праздникам, поздравлял меня с Новым годом. Причем любил сам рисовать открытки┘ Мы вместе с ним отдыхали в Крыму, в Ялте, я ездил туда со своей женой Аллочкой. Он там плавал в море, лежал на спине и пел песни, качаясь на волнах.

Он был очень галантный кавалер, оказывал внимание моей Аллочке. И у меня есть фотография, где он стоит перед ней коленопреклоненный. Я давал рекомендацию в Союз писателей дочери Козловского. У него была хорошая дочь. Она приезжала к нам сюда, на дачу. Симпатичная такая женщина. Я ее немножко потискал!.. У нее была хорошая фактура, и все было такое хорошее: волосы хорошие, лицо хорошее, грудь хорошая, ноги хорошие и прочее. И ум хороший. Она владела несколькими языками. Делала переводы с иностранных языков на русский. Я дал ей рекомендацию в секцию перевода. А Козловский в свое время встречался со Сталиным. И рассказывал мне об этом. Но я же ничего не записывал за ним, и все это ушло, и я уже все забыл. Я помню только, что Сталин любил слушать, как поет Козловский, любил его голос. Но для меня важно не то, что Сталину нравился Козловский, а важно то, что Козловский нравился мне. Он был очень хороший человек, добрый, интеллигентный, культурный, словом - хороший. И очень высоко ценил мои стихи.

С Лемешевым я тоже был знаком. И он тоже нравился мне. Но однажды он выступал в Алма-Ате, на концерте, пел какой-то романс и три раза пустил петуха. Может быть, он был простужен и поэтому был не в форме. Но он очень огорчил меня тем, что пустил петуха. Я этого не прощаю, особенно великим певцам. Он был такой милый, приятный человек, нельзя сказать, что высокого роста, не с Михалкова-старшего.

Я слышал, как пел знаменитый бас Иван Петров, в ЦДЛ. Все в зале аплодировали ему. А я услышал у него в голосе две ошибки, когда он пел. Сначала он сделал одну ошибку, а потом вторую. Никто этого не заметил, а я заметил. Потому что у меня абсолютный слух. И через некоторое время я прочитал в газете, что Петров выступал в Германии, и там появилась критическая статья о нем, в которой говорилось, что он временами, к сожалению, фальшивит, подвирает в мелодиях, когда поет. Бас он был сильный, но фальшивил временами. Этого не должно быть в искусстве.

- Многие считают, что поэзия Бокова чересчур проста и даже примитивна, что Боков - это песни, частушки, это балалайка, трень-брень┘ Что вы об этом думаете?

- Один профессор, зав. кафедрой русской литературы Воронежского университета, автор многих научных статей и книг, захотел написать обо мне книгу. Думал, что это очень легко. Но когда стал серьезно изучать мою поэзию, то схватился за голову. Приехал ко мне и сказал: "К сожалению, я не могу написать о вас книгу. Я думал, что вы - простой поэт. И писать о вас легко, но я ошибался. Я собрал библиографию о вас, 60 страниц одной библиографии. Стал изучать вас и увидел, что вы совсем не такой простой. Вы - очень сложный поэт. Настолько сложный, что я не подготовлен для того, чтобы писать о вас┘ Как вы создаете форму, как чувствуете ее┘ Из поэтов никто не умеет делать в поэзии того, что вы". А один выдающийся певец, молодой, услышал меня на вечере, как я читал свои стихи, с распевом, и сказал: "Господи! Какое чудо! Это сверхпение! Я говорю это как музыкант┘" - и потом преследовал меня и мог целыми днями наизусть читать мои стихи и цитировать меня.

Я шел, я шел по двинским
пескам,
Я тверскую воду ногой плескал,
Не Боков я был, я был колобок,
Навстречу мне дед: "Куда,
голубок?" -
"Куда? За водой┘" -
"Иди, дорогой┘"

Я читал это в разных странах, громко, со сцены, и везде вызывал у слушателей восторг. В Италии читал - восторг! В Японии читал - восторг! Во Франции читал - восторг! Даже кто совсем не знает русского языка, чувствует мелодию моих стихов┘

- Вас ведь как поэта оценил и поддержал Борис Пастернак...

- Когда Пастернак услышал, как я читаю свои стихи, он сказал: "Господи, какая же натура у вас могучая! Что из вас лезет? У Цветаевой - все головное, а у вас все природное┘"

Он написал в издательство замечательные слова, они напечатаны в книге "Автографы". Он написал: от издания своей книги я отказываюсь в пользу Виктора Бокова┘ Он жил в Переделкине. Когда я приезжал к нему, он бежал ко мне бегом, бросался ко мне рысью, целовал меня и вел к себе в сад. И мы часами сидели и говорили с ним, часов по пять. Мы дружили с ним еще во время войны, в Чистополе, где жили эвакуированные писатели. Выступали с ним на вечере. Там были еще Асеев, Исаковский, Федин, Тренев┘

Однажды мне показалось, что я в своих стихах подражаю Пастернаку, переписываю, перепеваю его. Я встревожился и попросил Сашу Межирова, у которого была своя машина: "Свези меня к Пастернаку. Я хочу у него узнать, не повторяю ли я его┘" Межиров привез меня в Переделкино. Сам остался в машине, а я пошел к Пастернаку и говорю ему: "Борис Леонидыч, я приехал к вам вот почему. Мне кажется, что я стал подражать вам. Конкретно вот в этом стихотворении┘" Я прочитал ему свое новое стихотворение. Он говорит: "Господи-и-и┘ боже мой┘ Это вы написали - я так никогда не напишу, у меня так не получится. Потому что вы владеете такой народностью, которой я ни у кого не встречал и которой у меня нет. И по форме ваши стихи таковы, что их не с чем сравнить, у вас все идет от народа". Вот что я читал ему:

Жизнь угощала меня
шоколадом
И шомполами.
┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘
Выстоял, выдержал, переварил,
Через такие горы перевалил,
Каких не знала еще география.
Вот моя биография.

В сталинское время я пять лет сидел в лагере, в Сибири, так что "шомпола" тут - не метафора. Когда я на своем юбилее, на 80-летии, вышел на сцену Колонного зала и прочитал эти стихи, в зале стоял рев восторга. Хотя я думаю, что никто не понял, что это такое, что за стихотворение, и что это - нечто абсолютно оригинальное┘ Мало кто по-настоящему разбирается в этом и во всяких аллитерациях. Я делал в поэзии такие вещи, которых никто больше не может делать и которые не каждый может оценить. Я предвосхитил рифмы Евтушенко и Вознесенского┘

- У вас есть такие оригинальные рифмы, которым позавидуют самые ярые модернисты. А есть стихотворцы, которые без рифмовника даже двух строк сложить как следует не могут┘

- В качестве смешного примера я вспоминаю случай с Симоновым и Матусовским. Я учился с ними в Литературном институте, в одном семинаре. Они поехали в город Луганск с целью написать поэму о Луганске. Но когда приехали туда, обнаружили, что они забыли взять с собой рифмовник Абрамова. И пришлось им вместо поэмы писать повесть о Луганске, в прозе. Они сами потом рассказывали об этом на семинаре. Они тем самым перечеркнули себя как поэты. Поняла?

- Я знаю, что на самом первом этапе вашего литературного пути судьба свела вас с Пришвиным. Он стал вашим учителем?

- Это произошло так. В Сергиевом Посаде был вечер юных поэтов, в педтехникуме, где я тогда учился. И туда - по приглашению педтехникума - пришел Пришвин. Я участвовал в этом вечере как юный поэт, а он - как мэтр. Он сидел и слушал, как я читал свои стихи. И когда кончился вечер, он сказал мне: "Вы мне очень понравились. Приходите ко мне домой". Он жил в Сергиевом Посаде, у него там был свой дом. Я через два дня пришел к нему. Он говорит мне: "Вы знаете, зачем я позвал вас к себе? Стихи вы читали плохие..." Я говорю: "Потому что я в них подражал Фету, стащил у него кое-что┘" Я тогда считал Фета сильным поэтом, классиком ХIХ века, не слабее Пушкина. А сейчас я считаю его слабым поэтом и могу сказать об этом где угодно.

Пришвин сказал мне: "Почему я позвал вас к себе? Потому что вы поразили меня - не стихами своими, а сами собой. Вы весь - как кусок живой, дымящейся природы. Таким был Шаляпин, с которым мы не одну ночь провели вместе в Петербурге. Вы удивили меня┘ Вы красиво волновались. Я понял и почувствовал, что вы все пробьете на своем пути. В вас есть такая природа, которая поможет вам преодолеть и одолеть все трудности┘"

Маяковский когда-то сказал Пришвину: "Я как охотнику тебе говорю. Когда я увидел тебя, я растерялся (это Маяковский-то!), я понял, что я у тебя могу быть, как такая собака, которая может всю жизнь жить и боготворить тебя". Маяковский говорил, что Пришвин такая глыбища, что "ему (Маяковскому!) хотелось спрятаться от него или просто хвостом стучать при нем, как собака".

- А в каком году вы встретились с Пришвиным первый раз?

- Году в тридцатом┘ тридцать первом┘ А уже позже, году в тридцать четвертом, я выступал вместе с ним на военном заводе, в Краснозаводске. У меня фотография того времени сохранилась, где я сижу рядом с Пришвиным. Я тогда уже не учился в педтехникуме, бросил его и поступил на военный завод и стал учиться там на токаря и работать токарем пятого разряда. И оттуда я потом ушел учиться в Литературный институт, который окончил в 1938 году. А если бы не ушел с завода, то был бы токарем. Я был хорошим токарем. Меня любили все рабочие, и все звали меня Маяковским. Я у них был один поэт на весь завод. Прихожу в цех, а они: "Маяковский пришел!.."

Горький когда-то прислал Пришвину письмо, в котором написал:

"Вы - мой учитель. Я у вас учился, как писать русской прозой". Я видел это письмо, Пришвин показывал мне его. Представляешь себе, что это такое? Горький сказал: я учился у Пришвина. И я учился у него. Понимаешь, какая тут связь литературных поколений? Когда я написал книгу прозы "Над рекой Истермой", Пришвин похвалил меня за нее.

- Не так давно вы получили премию имени Роберта Рождественского и диплом лауреата этой премии.

- Да. И я очень радуюсь этому. Рождественский - поэт-шестидесятник, певец своего времени, отразивший это время, романтик, веривший в светлые идеалы социализма. Когда недавно в Переделкине было торжественное мероприятие в честь Рождественского, мне там даже не дали выступить, сказать два слова о нем, хотя мне, с моими уже слабыми ногами, стоило большого труда прийти туда. И вот я стал лауреатом премии Рождественского.

- Но мне кажется странным, что вы, патриарх, получили премию своего современника, который по возрасту годился вам в ученики┘ Но, мне кажется, пока еще нет премии, которая была бы вас достойна. Надо придумать специальную!

- ┘Имени Виктора Бокова, например! Как сказал обо мне Андрей Вознесенский в одном своем стихотворении: "Богу - Богово, а Бокову - Боково".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
2386
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
2156
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1650
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1491

Другие новости