0
1673
Газета Факты, события Интернет-версия

17.02.2005 00:00:00

Человек как зверь и ангел между небом и землей

Тэги: мамлеев, проза


- Юрий Витальевич, вы в свое время с радостью вернулись на родину из эмиграции?

- Да, конечно, с радостью. Для писателя, родившегося в России, иное - абсурд. Здесь говорят на моем языке, здесь я могу понимать людей не только по их словам - по малейшим движениям и жестам... Иностранцы бывают поражены нашей жизнью, ее необыкновенной открытостью, - они просто пьянеют от нее.

- Вам, "русскому душою", поди, на Западе скучно было жить?

- Так однозначно сказать нельзя. Америка, Франция - это целые другие миры. В Штатах меня впервые напечатали, я преподавал там в Корнельском университете русскую литературу. Когда перебрались в Париж - преподавал в институте восточных цивилизаций: французы причисляют нас к Востоку.

- Русский писатель Эдуард Лимонов тоже перебрался из Америки в Париж, русский писатель Василий Аксенов перебрался из Америки во Францию, в Биарриц... Вы все как сговорились.

- Париж - единственное место на Западе, где русские чувствуют себя хорошо, это открыла еще белая эмиграция. Я люблю Францию. Хотя это не такая уж благоустроенная страна, как, например, Швеция или Дания. Важна не благоустроенность - важно дыхание культуры, которое там - во всем, в архитектуре, в музеях, в повседневности. Франция дает мне, когда я приезжаю туда, трудноописуемые ощущения: отдыха души, сиюминутного существования культуры - для всех, а не для элиты.

- Юрий Витальевич, как же вы, весь ваш профессорский облик, манера общения, - не похожи на вашу прозу! Эпитетом к которой я бы поставила строки Саши Черного: "Жизнь - черная смрадная яма, костер из слепых и глухих".

- То, что вы подразумеваете, - лишь маленький поверхностный аспект ее...

- После вашей прозы кошмары ночами снятся! Она гнетет своей физиологичностью и мраком. Собирательный образ героя ваших ранних рассказов - недочеловек, который патологически потеет, визжит, а если говорит, то "блюдечным" голосом. Он кладет сперму в чай и убивает кирпичом беременную кошку. И, самое главное, - он дико одержим страхом смерти. А роман "Шатуны" вообще можно рассматривать как пособие по психопатологии. Для чего вы пишете эту жуть, не для того же, чтобы читателя стошнило?

- Нет, конечно. Чтобы выразить этот мир. Жизнь довольно кошмарна: она коротка, болезни, войны, криминал - "неча на зеркало пенять"... Настоящая литература обладает эффектом катарсиса, ее исход - таинственное очищение, даже если жизнь описана в ней как грязь. Мой "черный" роман "Шатуны" на многих действует как катарсис. Чтобы прийти к свету, надо пройти тьму. В моих последних романах "Блуждающее время" и "Мир и хохот" - уже полный баланс: нет нелепой розовости, конечно, но уже есть свет. Смотрите, Данте - он ведет своего героя сначала через ад. Отталкиваясь от зла, познав его, он устремляется к иному. Человеку необходимо познать негатив жизни. Нет ничего хуже для спасения души, если жизнь человека проходит только в счастье-развлечениях.

Раньше я иногда сам ужасался вещам, мною написанным. Прочитывал их как человек и ужасался как человек - но как писателя меня вела определенная сила.

- В самых ранних рассказах, где слегка зощеновская - слегка замятинская интонация ("Счастье", "Висельник"), чувствуется отвращение автора к своим героям - позднее это уходит.

- Писатель должен быть объективен, и писатель должен быть отстранен от того, что пишет.

- Цитирую вас: "Сверхзадача метафизика - раскрытие внутренних бездн, которые таятся в душе человека". Во-первых, они достаточно полно раскрыты Достоевским - всему миру хватило. Я так заболеваю на третьей странице его творений...

- Анна Андреевна Ахматова заболевала на пятой. И я знаю реальный случай, когда юноша после прочтения "Братьев Карамазовых" попал в психушку.

- Во-вторых, любое гениальное произведение раскрывает внутренние бездны и содержит мистику - "Мелкий бес" Сологуба, "Смерть в Венеции" Томаса Манна, хрестоматийный "Мастер и Маргарита" Булгакова или из относительно нового "Кысь" Татьяны Толстой. Зачем специально тужиться в метафизику?

- Таких произведений было очень мало. Социальная жизнь вытесняла мистику, у отдельных авторов она вырывалась, да с какой силой - "Вий" Гоголя, "Демон" Лермонтова. В начале XX века - кроме Сологуба и Булгакова - это гениальный поэт Блок и гениальный прозаик Платонов. У Платонова, кстати, нет дверей в потустороннее, одним только языком выражен уровень сознания русского человека. Это единственный писатель, который проник во вторую реальность. И все равно, в основе этих произведений лежали либо психологический, либо классический реализм. Даже у Гоголя - фантастический реализм.

Вся древняя литература связана с метафизикой: Гомер, "Махабхарата", Данте Алигьери. Она была основана на определенных доктринах - Данте, к примеру, творил в русле средневекового западного христианства, его миросозерцания. Сейчас в мире нет доктрины, которая охватывала бы всех. Каждый писатель ищет свою дверь "туда". Мы, метафизики, оформились в определенное направление, нащупали методы.

- Нынешний Клуб метафизического реализма при ЦДЛ можно ли назвать в какой-то мере продолжением эзотерического кружка у вас в Южинском переулке в 60-х годах?

- Частично - пожалуй. Правильнее назвать движением метафизического реализма, которое не определяется клубом при ЦДЛ. Клуб - это творческий совет, состоящий из известных писателей. Но движение - широкое, хоть оно и рассредоточено, человек триста. В сборнике "Мистическая волна", выпущенном издательством "АСТ", напечатались наши очень интересные молодые авторы (например, Николай Григорьев или Наталья Макеева).

- Хочется услышать из первых уст: в чем все же суть метафизического реализма?

- Движение наше касается не только литературы, но и изменения сознания, я бы сказал. Оставаясь на позициях реализма и отражая действительность, метафизический реализм включает в себя не только видимый мир, он проникает в закрытые для человека сферы его души, скрытые и темные, о которых частично говорил Достоевский. Это попытка показать, насколько проникает интуиция писателя в параллельные измерения и миры. То есть мы хотим объединить обычный реализм и закрытые стороны человеческой души, а также приоткрыть дверь в другое измерение. Человеческая душа является архетипом души Вселенной. В человеке заложен весь код Вселенной - от Божественного, от уровня чистого сознания, до человеческой психики и мира телесного. Микрокосм человека есть отражение макрокосма мира, проникая в человека - проникаешь в другие миры. В человеке заложено столько существ, о которых он и не подозревает, сколько заложено в космосе, и в этом его уникальность. Человек может быть зверем и ангелом - он связан с существами ниже и выше себя. На рисунках в средневековых книгах человек соединяет собой небо и землю. Метафизический реализм связан с философией, с открытием новых реально существующих пластов в сознании. Он занимается самоизучением: кто мы, кто я и чем все это может закончиться.

- Несомненно Апокалипсисом, как и предсказано. Ваш роман "Московский гамбит" стоит особняком и считается автобиографическим - там описан ваш эзотерический кружок. Валя Муромцев - это...

- ...не мой прототип, хотя в этом образе я вывел некоторую сторону моих приключений в Южинском.

- Не пересекались ли ваши пути с тоже участником эзотерического подполья тех лет Виталием Ахрамовичем, говорят, ярчайшей фигурой своего времени?

- К сожалению, меня познакомили с ним буквально за год до его смерти, уже в середине 90-х. Уникальная личность, необыкновеннейший человек. Много чего написал, а публиковать не стремился - редкая для писателя черта. Не хотел думать о социальной реализации. Или он настолько привык жить в атмосфере подполья при совке, что продолжал это делать по инерции?.. Его, насколько я знаю, считал своим учителем Виктор Пелевин.

- Вам близка проза Сорокина и Пелевина?

- Это по-настоящему талантливые писатели. Какое-то сходство у нас, по-видимому, есть, но у каждого свой мир, свой индивидуальный подход.

- И Сорокин, и Пелевин выпустили в последнее время по роману. А каковы ваши ближайшие литературные планы?

- Ближайшие планы связаны с одним интереснейшим проектом. Издательство "Рипол-классик" (генеральный директор Сергей Макаренков) предполагает в 2005 году издавать "Библиотеку клуба метафизических реалистов". Новое литературное течение, метафизический реализм, сейчас широко известно. Я являюсь основателем этого направления и президентом клуба. Координатор имиджевого проекта - Сергей Сибирцев, он же - председатель творческого совета нашего клуба. Каждый том "Библиотеки" будет представлять одного писателя. Предполагается выпустить несколько томов наиболее заметных писателей этого направления. В "Библиотеке клуба метафизических реалистов" будут представлены такие писатели, как Анатолий Ким, Ольга Славникова, Сергей Сибирцев, Сергей Есин, Тимур Зульфикаров... Сейчас я как раз занят подготовкой моего тома.

- Вы часто повторяете - и письменно, и устно, что в социальном и психологическом смысле человек представлен в литературе достаточно полно. Что вы имеете в виду?

- Проблема состоит в том, что на самом деле человек необычайно сложное существо. То, что мы о нем знаем, включая социально-психологические аспекты, лишь часть этого загадочного существа. Наш литературный метод заключается в том, чтобы попытаться проникнуть в эту, неведомую часть человека. Нет слов, метафизический аспект присутствует во всех великих произведениях литературы и искусства. Но естественно, что "видимая" часть человека описана гораздо шире и полнее, чем та, скрытая.

- Мы как-то совсем не поговорили о Достоевском, хотя господин Дугин так прямо и называет вас современным Достоевским. В своей философской работе "Судьба бытия" вы пишете, что надо делать героями своих произведений сами философско-метафизические понятия. Мне кажется, Федор Михайлович поступал так же - танцевал от философских понятий, а не от живых характеров. Поэтому он как философ выше писателя - чего стоит одна только его мысль, что зло таится в человеке глубже, чем предполагают лекаря-социалисты: ни в каком устройстве общества не избежать зла.

- Здорово сказано! Разумеется, никакое социальное устройство зла не уничтожит. И это самая главная и фатальная ошибка марксистов. Достоевский - мой любимый писатель, и, кстати, я даже знаю работу под названием "От фантастического реализма Достоевского - до метафизического реализма Мамлеева". По количеству литературоведческих исследований на Западе - он стоит на втором месте после Шекспира. Ему удалось задеть самые глубинные метафизические реалии человеческого бытия. Эта сфера океанически бездонна и представляет собой огромное поле интереса для писателя. В ней много неизвестного.

- В "Судьбе бытия" вы пишете, что человеку для своего спасения необходимо придерживаться той ортодоксальной религии, к которой он принадлежит (и для славян это православие): нарушение этого принципа может иметь фатальные последствия. Почему? Я знаю много москвичей, которые подались в кришнаиты и аюрведисты, или тех, кто, скажем, в связи с браком перешел в католичество.

- У нас свобода совести - каждый волен выбирать. Но необходимо знать: одно дело философия и метафизика, и другое дело - религия. Религия связана с откровением, с душой данного народа, с его генетикой. Что было заложено в наших предках - все это действует в нас самих. Когда мы находимся в православии - мы находимся в собственном доме. Переход в другую религию - уход в другой дом, с другим языком, с другим подходом к Богу. Переходя, вы бросаете недостроенным храм, начинаете строить другой, связанный с иной ментальностью, с другим подходом к Абсолюту. Такая ломка может иметь роковые последствия для спасения души, хотя спасение душ - промысел Божий, и предполагать, кто спасется, а кто нет, - кощунство.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2073
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4766
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2613
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3000

Другие новости