0
1277
Газета Факты, события Интернет-версия

04.08.2005 00:00:00

Мастер цвета, Матисс красилки

Тэги: родионов, поэт


- Будем считать, что я ничего о тебе не знаю, и поэтому расскажи для начала о себе: какой путь проходят сегодня поэты?

- Родился я 8 января 1971 года. Жил сначала в Тушино, потом - в Мытищах, где закончил 10 классов 5-й школы. Отучился пять лет и получил диплом в Московском полиграфическом институте, на факультете книговедения и организации книжной торговли. По линии книжного бизнеса я поработал, пока учился в институте, и он меня совершенно не приколол! Причем взаимно: в 1993-м меня уволили из последнего магазина, где я работал, из книжного магазина "Москва". Недавно я заходил туда и встретил все те же лица. Там лежат книги "Ультра. Культуры" и "Красного матроса", а моей - ни первой, ни второй - нету! Не исключено, что мою фамилию там до сих пор помнят: я был уволен с записью в трудовой книжке и пошел работать в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Сначала декорационными делами занимался, потом красильными, а потом совместил их. Как-то случайно выяснилось, что у меня абсолютное цветовое зрение. Художники дают мне эскиз - для какого-нибудь огромного задника, и я по этому эскизу составляю палитру цветов. Они просто окунают кисти в ведра, которые я составил, и не морочатся - какой должен быть цвет. Так что я мастер цвета, Матисс красилки...

- Когда ты начал писать стихи?

- Осознанно - в классе восьмом. И писал в основном о своих друзьях, потому что прежде всего им это было интересно. А меня всегда очень волновала обратная связь, связь с залом. Поэтому я писал всегда не для того, чтобы написать и восторгаться в углу самим собой, а чтобы читать. В восьмом классе это началось и продолжается по сей день. В школе вместе с еще двумя друзьями я выпускал журнал, назывался "Живая Пись", сокращенно "ЖП". Он был довольно популярен, выходил регулярно, раз в две недели, а то и раз в неделю. Десяток номеров у меня до сих пор валяются дома. Журнал был совершенно альтернативный, с матом, со всеми делами. Но интересный! Так что уже тогда все это было - еще когда Горбачев перестройку объявил!

- А когда ты почувствовал свою известность - по крайней мере в рамках литературной Москвы?

- Да сразу, как выступил зимой 2001 года в Зверевском центре.

- Это была программа, которая называлась "Мытищинская Калевала"?

- Не исключено, хотя, кажется, это было позже - и тоже было страшной мутотой! Но тем не менее людям запомнилась моя манера исполнения. Я читал стихи, такие рэп-речевки, которые все помнят, и которыми я сейчас - давно уже - не занимаюсь. Потому что надоело. Раньше это ощущалось как необходимый компонент. Но в какой-то момент необходимость в рэпе отпала. Возможно, стихи приобрели какую-то другую, менее пафосную направленность. Но слушатель, человек, который запомнил навсегда некую формальную вещь, - его трудно переубедить в чем-то. Все равно о тебе будут говорить как о рэп-поэте.

- В предисловии Леонарда Синицына к книжке "Добро пожаловать в Москву" упоминается еще, что ты был лидером панк-группы "Братья-короли". Или это мифическая команда?

- Ну, это не совсем телега, скажем так. Действительно, существовала группа, в которой я играл на басу, как это смешно ни звучит. И на этом басу я оттарабанил лет шесть. Здесь же, в театре, нам раньше разрешали репетировать, было даже свое помещение. Но мы только и репетировали, а концертов было всего три, по-моему. И все они заканчивались жестоким провалом! За шесть лет мы продрейфовали от романтического рока в жуткий панк-рок. Но это был ужас! Что касается названия, я однажды услышал одну группу каких-то неформально ориентированных сексуалов, под названием "Sisters Queen", и решил нашу группу назвать по аналогии "Братья Короли" - очень уж название подходило. И она правда существовала, и лидером ее, наверное, был я, потому что состав, кроме меня и Вани, тогдашнего моего друга, менялся.

- А что с новой книгой? Прежде всего - как она называется-то?

- У них в издательстве возник спор. Называть просто "Стихи" уже вроде как не модно. Позвонила мне их сотрудница в начале июня и спрашивает: а как называть-то, а то уже надо отправлять в типографию? Я говорю: "Серебряный ключ" - хорошее название. Она через час перезванивает и говорит: ребятам не понравилось, придумай еще какое-нибудь название! Я говорю: а почему не понравилось, это ж из Лавкрафта, повесть у него есть такая┘ Она говорит: а кто это такой? Я говорю: напишите "Лавкрафт", может, ребята знают! После чего название "Серебряный ключ" ей уже больше показалось. Но через час она снова звонит: им все равно не нравится! Тогда я предложил: назовите "Портрет с натуры". Во-первых, это тоже Лавкрафт, а во-вторых, сама поэтическая серия должна быть с фотографиями, в новом дизайне... Она записала и больше не звонила.

- То есть по основной версии книжка, которая вот-вот выйдет, будет называться "Портрет с натуры"?

- Видимо, да! Или они сами придумали какое-то название, что даже было бы любопытно.

- В книге - новые стихи?

- Идея издательства была, как и в случае с Всеволодом Емелиным (он тоже в этой серии), издать все, что выходило прежде в "Красном матросе". Но я включил туда где-то четверть новых стихов. Новыми их назвать можно условно: они прошлого года. Поэтому мне они сейчас не то что не в кайф, но я их не читаю со сцены. Для меня, а возможно, и для моих фэнов, они старые!

- Кстати, это тема. Ты говоришь, что всегда любил выступать перед людьми...

- Да-да-да! И я не изменил себе! Как я тогда это делал, так и сейчас делаю, надеюсь, правда, что на более высоком уровне. Книжки, они, конечно, тоже очень много значат для меня. Но в принципе все это сочинялось изначально для того, чтобы произноситься вслух, когда присутствует еще и звуковое творчество. То есть - это важный момент! - я пишу, чтобы читать для публики и на публику.

- Ты откровенен с публикой? Насколько вообще твоя поэзия игровая или, наоборот, доверительная?

- Она игровая, безусловно. И беседую я с людьми не совсем откровенно, что уж там греха таить! Она искренняя в том смысле, что написана от лица совершенно реальных персонажей. Которые, правда, возникли в моей голове. Они реальны сами по себе, но это не я. И конечно, я лукавлю. Тем более что никаких особенных автобиографических сведений в моих стихах не почерпнешь, это уже точно.

- Разве что географию перемещений в пространстве.

- Места я описываю, безусловно, в которых бывал!.. А просто пересказывать какую-то реальную историю - это скучно. Изложенная на бумаге, она превращается в какую-то скукоту. А выдумка кажется на бумаге реальностью.

- А в литературе, в культуре на что ты ориентируешься?

- Мне нравилась всегда безумно ритмика стиха. Как расставлены буквы-ноты, гласные, согласные. Некоторые стихи меня цепляют или не цепляют именно по этим критериям: прочтенные даже про себя, но все равно - как бы вслух. Если говорить о более конкретных примерах, то это - Василий Шумов и группа "Центр" (ранняя прежде всего), Евгений Головин - человек, который написал "Вот перед нами лежит золотой Эльдорадо"...

- Ты Шумова и "Центр" живьем слушал?

- К тому времени, как я заинтересовался Шумовым, он уже уехал в Калифорнию. Я все это слушал на кассетах, в институте уже учась. А в школе, как все, я слушал "Ласковый май", Виктора Цоя и "Наутилус Помпилиус".

- Ты один немногих, кто работает с языком этого рубежа 80-х и 90-х годов и более позднего периода, времени распада Союза и разгула коммерческих палаток...

- Меня вообще не трогали ни коммерческие палатки, ни распад Союза. Я даже подозреваю, что все эти перемены на сознании поколения никак не отразились, потому что сознание нашего поколения было очень затуманено! Насколько я вижу сейчас, для многих все пронеслось просто незаметно... А пишу я на языке середины 90-х годов. Поэтому в стихах все понимают, о чем речь, но так сегодня уже не говорят.

- Но и твой язык меняется.

- Прямая речь меняется. А мой язык как был, так и остался. Возможно, в нем появилось больше обертонов, но говорю я так же.

- Возвращаясь к книге - ты сам ее составлял?

- Я составлил эту книгу за одну ночь - из того архива, что у меня есть в компьютере. И я был жутко - в хлам - пьяный. Несколько раз ощущал себя: вот я внезапно очнулся за компьютером, сижу и что-то составляю. Где-то часам к пяти утра я все сделал, поспал часа три, а в восемь мне надо было уже все отослать в "Ультра.Культуру". После этого я вышел быстро на улицу, купил и тут же высосал банку "джин-тоника" и только после этого проснулся. Потом я как-то заходил в издательство, и мне в голову стукнуло проверить: что же я им там скинул? Убедился, что спьяну довольно здраво намонтировал. Единственное, где-то в середине книги мне встретилось стихотворение не мое! Оно было написано в соавторстве с другим человеком - и не знаю, захочет ли он, чтобы было названо его имя. Это стихотворение там горит в середине, как прыщ на лбу!

- Столь хорош стих?

- Резко хуже, причем настолько резко, что мне даже стало неловко! Там речь идет о каких-то адских половых состязаниях в подмосковной Перловке... Но большинство стихов - что надо! Есть не совсем удачные, сейчас бы я их не напечатал, но пусть будут - потому что они укладываются в формат издательства "Ультра.Культура", формат надлитературный уже или подлитературный. Который зачерпывает больше гравия, чем бульдозер этакой мейнстримовской литературы. Это действительно ультракультурные стихи, но я с ними как бы развязался. Сейчас я попробовал что-то другое, рыть в несколько ином направлении. Например, чисто на внешнем, физическом уровне, в них нет мата. Кроме того, мне хочется скрупулезнее вычерпать какую-то тему, которую я раньше походя пробегал.

- Например?

- Ну, например, тему этого городского концлагеря, когда всех стригут и гребут под одну гребенку, вот эти адские маршрутки, хайвэи, все эти дела с трехэтажными линиями транспорта самого разного┘ А там, где-то в самом низу, у какой-нибудь цементной колонны, притаилось живое существо - человек. И вот то, что он чувствует, хотя бы эти внешние раздражения, - это мне интересно. А более глубоко копать я боюсь, да и имею ли право?

- То есть тебя завораживает такой индастриал-мир?

- Можно назвать и "индастриал", но это русский индастриал, не японский. Из которого сейчас, например, летом, я выскакиваю за город, на дачу, где жена и дети. И где я, как правило, эти свои произведения и пишу. Потому что писать их в городе нет возможности: когда все вокруг шипит, бежит и корчится.

- А ты как работаешь? Садишься и пишешь?

- Иногда мне могут прийти в голову первые слова. Я могу говорить-говорить, думать о чем-то, и вдруг чувствую, что в голове появились эти самые первые слова. Дальше я ничего не меняю, пишу и пишу. Могу позачеркивать несколько листов, если мысль прервалась, а потом продолжать дальше. Но слова - они уже в голове┘ Вообще я просто сажусь, раскрываю лист, минут пятнадцать думаю, и иногда это приходит. Или не приходит. И я никогда не знаю, чем закончится стихотворение. Но где-то посередине текста начинаю догадываться, чем кончится, и начинаю смеяться. И жена, как правило, по этому смеху понимает, что типа пошло дело!

- Кому, кстати, на твой взгляд, сегодня нужна поэзия, кроме друзей и близких поэта?

- Мне кажется, что мои стихи нужны абсолютно всем! Я не встречал человека, которому они в итоге оказались бы не нужны. Многим они не нравятся, но они им все равно нужны. Чтобы сказать: так писать не надо! Я, правда, из таких мнений не делаю никаких выводов. Хотя пару раз меня заинтересовали высказывания критиков. Например, Илья Кукулин провел аналогию с Сашей Черным, и мне понравилось это сравнение. Я Сашу Черного обожаю, и в детстве, лет в 10-12, учил его стихи наизусть.

- У тебя трое сыновей. Ты для детей не пробовал писать?

- Я написал как-то стихотворение, там речь шла о мальчике, который в первый раз в жизни наблюдал сцену, как контролеры поймали "зайца", девушку, и увели ее в тамбур. Потом он увидел в окне электрички пробежавшего зайца, и подумал, что контролеры выкинули девушку из поезда, она превратилась в зайца, и в голове у него возникла эта формула: девочка-заяц┘ Было длинное стихотворение, оно очень нравилось моим детям, но я во время какой-то пьянки текст потерял. Пытался восстановить, но драйва уже не было┘

- Ты ведь всегда пишешь сюжетные стихи?

- Да, но на самом деле сюжет не играет никакой роли. Сюжет для меня - форма, как для кого-то рифмы и катрены. И в этой форме я существую. Хотя, мне кажется, что и рифмую я лучше всех, но иногда мне просто надоедает так блистательно рифмовать!

- Ты начал и прозу писать. Что она для тебя?

- Не знаю. Я здесь как раз на перепутье стою. Можно пойти по пути Жванецкого. Он мне, кстати, нравится и чем-то близок - в прозе, в том, что он читал со сцены. Они ведь хорошо слушаются, эти тексты, но не читаются с листа. Я ведь довольно жестко рефлексирую, я понимаю, читая свои творения глазами трезвого человека, что там к чему. Это довольно простые монологи человека не особо симпатичного морального облика. Но можно ли на этом построить книгу?.. И пока что проза для меня, как правило, это выход из похмелья. Я, кстати, стал ее меньше писать, потому что гораздо меньше пью. А с похмелья, когда серьезно, дня три пьешь, хочется занять чем-то свой разум, чтобы не думать о продолжении выпивки.

- Зачем ты вообще пьешь?

- Первый день мне всегда интересно пить. Можешь попадать в какие-то ситуации, которые потом косвенно влияют на сюжеты твоих стихов. Это может дать некий толчок к написанию чего-либо, но источник поэзии не в этом, а в мировой литературе. Только начитавшись хорошенько, можно заняться собственным делом. Важно знать, как другие делали. Не чтобы отличаться, нет. Просто что-то должно подтолкнуть к написанию стихов, и страшно, когда к этому подталкивает не чтение лучших образцов, а собственное желание. Это графомания классическая и есть! Поэтому надо читать. Я ведь в принципе маньяк книжный. Раньше, когда не надо было ходить на работу, я все свободное время лежал и читал. И сейчас, если попадается книга, которая мне интересна, я зарываюсь в нее с головой.

- Такие попадались в последнее время?

- Да! Я еще во времена перестройки в журнале "Новый мир" читал "Факультет ненужных вещей" Домбровского. Недавно мне попалась книжка, и я поймал себя на этом чувстве: не могу перестать читать! Тут же прочитал "Хранитель древностей". А после этого на ура у меня пошла "Жизнь и судьба" Василия Гроссмана, которого я до этого не читал. Это дела последнего месяца, хотя я понимаю, что они как бы не очень актуальны. А из актуального я прочитал Олега Зайончковского, который мне понравился, пытался даже читать Оксану Робски, и "Шишкин лес", и еще что-то, но мне ничего не понравилось.

- А кого из коллег-поэтов ты читаешь и любишь?

- Я стихи больше слушаю, чем читаю, потому что хожу на очень многие вечера в Москве. А люблю больше всех стихи Всеволода Емелина, могу сказать это откровенно! Нравятся мне некоторые стихи Данилы Давыдова. Точнее, некоторые нравятся очень. Твои мне стихи нравятся. Да я многих люблю, не хочу перечислять: кого-то забудешь, а он обидится.

- Литературная тусовка тебе что-нибудь дает?

- Мне она нужна мало. А литературная ситуация - она такая, какая есть, и меня более-менее устраивает. Мне вот не нравится, что зачастую отсутствует институт платы поэтам за исполнение их стихов в клубах.

- Это существенно влияет на твое благосостояние?

- Если бы я был, не дай бог, поставлен перед необходимостью зарабатывать выступлениями на жизнь, я бы исхитрился и заработал. Я же не звоню, не пишу куда-нибудь в Казань-Березань, чтобы меня пригласила выступить тамошняя "либеральная сволочь" (понравилось мне это выражение!), а мог бы. Но это бы напоминало не знаю даже кого. Вадима Степанцова! И помешало бы главному делу.

- А какое главное дело?

- Хорошие стихи!

- Стихи - одно, а слава - другое. Ты ведь модный человек?

- Модный, да. Это плохо, потому что мода пройдет, и отдаешь себе в этом отчет. Но я не люблю форсировать события. Если смогу писать лучше, я не то чтобы денег от этого жду, я жду профессии, пусть второй. Хотя на самом деле стихи - это основное, это то, чем я живу. И я знаю, что мои стихи пропитаны любовью. И востребованы. И были бы еще более востребованы, если бы в них было поменьше мата. И именно по этой стезе я сейчас и пошел. Просто в один прекрасный момент я увидел: опа, а пишу-то я уже без мата! Но это не самоцензура, это что-то другое, тоньше. А эта красилка, эти выступления - только способ не умереть с голоду. Стихи я все равно буду писать, для этой завязки между собой и людьми, но мне важно быть на виду. Я зависим от чужого мнения, я может быть, и не хочу нравиться людям сам, но хочу, чтобы мои стихи нравились! И нравилось так, как я сам об этом думаю, как это должно нравиться!..


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
510
В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

Михаил Сергеев

В университете имени Сергея Королева в Самаре создается Центр интеллектуальных беспилотных авиационных систем

0
501
КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

Дарья Гармоненко

Электоральные и политические реалии отменяют борьбу с "Единой Россией" как минимум до 2026 года

0
433
В США раскрыта тайна президентского факсимиле

В США раскрыта тайна президентского факсимиле

Геннадий Петров

Конгресс собирается назвать имена тех, кто подписывал указы за Байдена

0
582

Другие новости