0
979
Газета Факты, события Интернет-версия

13.07.2006 00:00:00

Сокровенное в обыденном

Тэги: данилов


– Я всегда интересуюсь мотивами, побуждающими людей делать сегодня в литературе что-то новое. Ты вот зачем пишешь?

– Ох, сразу вопросом огорошил... Я бы тут обозначил два, если можно так выразиться, аспекта. Первое – это некий напор образов, картин даже, который требует оформления в виде букв. Не то чтобы они приходят откуда-то не отсюда – их так называемая реальная действительность порождает, и они стучатся и требуют выразить себя в текстовом виде. Второе – хочется написать про Россию что-то такое, что больше, кроме меня, никто не напишет. Вот я и пытаюсь как-то. Это все, конечно, несусветная гордыня, и тем не менее.

– А как перекинуть мостик, скажем, между твоим Тушино конца 70-х – начала 80-х (как в «Доме десять») или подмосковными городками образца 90-х (как в «Черном и зеленом») и всей Россией, которую, конечно, хочется описать?

– Мостик в том, что детали остались те же. Если не те же по содержанию, по прямому смыслу, то по интонации. Россия, какая она в свершениях, победах и поражениях – об этом многое написано. О том, какая она в деталях, если брать последние десятилетия, – думаю, мало. Пытаюсь, как могу, восполнить сей пробел. И, возвращаясь к вопросу, – именно рассматривая детали, мы можем понять и ощутить, что и в 70–80-х, и в 90-х – это все та же Россия.

– Не меняется страна, стало быть?

– Она, с одной стороны, очень бурно меняется, с другой – остается прежней. Первое видно всем, и это первое очень обильно описывается. Второе – как бы скрыто, и я пытаюсь это скрытое немного хотя бы раскрыть.

– Чем для тебя были 90-е годы, «по итогам» которых ты и начал, как мне кажется, писать?

– 90-е годы, которые я, глядя объективно, считаю одним из позорнейших периодов в русской истории, для меня лично были довольно-таки душевно комфортным временем, годами молодости, даже, я бы сказал, поисков себя, и вот эти поиски привели к тому, что я начал это все по мере сил описывать... А так-то, если по-простому взглянуть, – ужас, кромешный ужас – вот что эти 90-е годы!

– Но в сортах чая (черного и зеленого) ты ведь именно с тех лет разбираешься?

– В сортах чая я разбираюсь весьма поверхностно – в той лишь мере, которая позволяла мне тогда, в 1996–1997 годах, впаривать доверчивым покупателям чай, хотя и неплохой. А если говорить вообще об этих годах... Как бы это сказать... Думаю, было полно людей, для которых, допустим, 1918 год в России был прекрасным, счастливым временем, просто потому, что так личные обстоятельства сложились. Что не отменяет общей объективной невыносимой ужасности этого времени. Так и с 90-ми. Для меня это было в целом хорошее, интересное время, даже серьезные трудности переживались весело и с интересом, что я и попытался описать в книжке «Черный и зеленый», надеюсь, там эта атмосфера передана.

– Как ты думаешь, какие книги из сегодняшних станут памятниками этому новому смутному времени?

– Я далеко не все книги, которые у всех более или менее на устах, читаю. Например, Алексея Иванова ничего пока не читал, просто как-то руки не доходят. Памятники 90-м?.. На ум приходят Сорокин и Пелевин. Когда шумиха и вся эта пыль вокруг их книг и имен уляжется, возможно, все увидят, что это и есть – памятники новому смутному времени. Например, «Москва» Сорокина – чем не памятник? Мои книжечки на этом монументальном фоне смотрятся, конечно, весьма скромненько, если не сказать – провинциально, так что я в этом плане не обольщаюсь и на «памятниковость» не претендую. Так, некоторые, опять-таки, детали описал, не более того.

– А что для тебя означает Россия – как идея и как предмет описания?

– Об этом можно было бы многое сказать, например порассуждать с религиозных позиций (которых я не чужд), но в данном контексте я бы сказал так: Россия – это очень таинственное место, территория, на которой любой объект, если к нему приглядеться, таинственен и достоин особого рассмотрения. Здесь я захожу немного с другой стороны к тому же, к чему заходит Юрий Мамлеев...

– Мамлеевский метод «метафизического реализма» пытается проникнуть в некую глубинную суть явления, предмета, иногда, возможно, просто приписывая им «сокровенный смысл». Для писателя же Дмитрия Данилова актуальна, как я понимаю, реальная реальность? Что вижу – то и пою?

– В принципе да, только нужна одна маленькая поправка. Когда говорят «Что вижу – то и пою», имеют обычно в виду под «что вижу» то, что и все другие видят. Типа все видят ровную степь, и вот один из видящих поет: «Ай, ровная степь!» Я под «что вижу» подразумеваю «замечаю то, что другие по замыленности взгляда не замечают». Насколько это удается – это уже, конечно, не мне судить. Я, разумеется, не претендую на «самый незамыленный взгляд», это понятно. Мой шанс в том, что я пытаюсь обращать внимание на вещи, на которые мало кто обращает внимание. И вот тут как раз и происходит «смычка с Мамлеевым»: он насыщает сокровенным смыслом обыденное, я обнаруживаю в обыденном этот сокровенный смысл. Типа копаем один и тот же туннель с разных сторон.

– Заголовок твоего сайта в интернете – «Буквы, организованные особым образом». В чем же особенность организации букв в слова, а слов – в предложения писателем Даниловым?

– Это все формируется, конечно, стихийно, и мне самому непонятно, как именно, но то, что я сам понимаю и вижу, – это прежде всего вот какие вещи: 1) имитация разных видов языка, прежде всего устного и официального, переходящего в канцелярский, плюс еще, так сказать, «лирическое»; 2) их смешение; 3) попытка придать всему этому смешению некий ритм, так, чтобы получилась почти что поэзия. Хочется, чтобы это была поэзия, на самом деле. Под личиной прозы. Как-то так.

– В том же направлении двигались в 30-е годы прошлого века, например, обэриуты или Леонид Добычин, которым, я знаю, ты занимался. Ощущаешь себя продолжателем этой традиции?

– Насчет обэриутов не скажу, там все сложно, а вот если говорить о Добычине – да, это мой, теперь я уже могу сказать со всей определенностью, любимый писатель, я, конечно, не дерзну назвать себя его продолжателем, но если кто-нибудь меня таковым назовет (уже пару раз называли), я приму это с чрезвычайным трепетом и радостью. Да, мне хотелось бы продолжить по мере моих скромных сил эту линию рассматривания реальности с расстояния вытянутой руки, как сказал кто-то из критиков Добычина, сейчас, правда, это расстояние несколько увеличилось за счет различных медиа-средств, но это не важно.

– Насколько автобиографичны твои произведения?

– Тут можно сказать со всей определенностью: повести «Черный и зеленый» и «Дом десять» – полностью автобиографичны, это нонфикшн. Рассказ «День или часть дня» – автобиографичен в части общего образа жизни автора (помимо проблеска «любовной» истории и вождения машины), остальное – неавтобиографично.

– А крупную форму не собираешься осваивать, роман, например?

– Постоянно об этом думаю, но как-то пока не получается. Выдавливать специально из себя не хочу, да и не выдавливается! Как Бог даст, так и будет. В конце концов я уже написал гораздо больше Добычина.

– Издатели сейчас неохотно издают рассказы («романный формат» на рынке доминирует). Не ощущаешь такой проблемы для писателей малых форм?

– Ощущаю, но ничего специально делать для разрешения ея (проблемы) не собираюсь. Меня вполне устраивает моя микроскопическая, тишайшая слава.

– А ты хотел бы славы, скажем, Евгения Гришковца? Что ты думаешь вообще о современном литературном процессе?

– Слава Гришковца основана на том, что он стоял на сцене и произносил некоторые слова и пассажи. Ничего худшего, чем стоять на сцене и произносить что-то или что-то делать и изображать, не может быть в принципе, поэтому слава Гришковца представляется мне как некий кромешный ужас. Хотя, если бы на меня свалилась популярность такой же степени, но без необходимости «стоять на сцене», а чтобы жить так, как я живу сейчас, то почему бы и нет, хотя я не пробовал, не знаю. О современном литературном процессе... Досадно отсутствие готовности издательств вкладывать средства не только в издание, но и в раскрутку современных авторов, пишущих нежанровую и при этом несюжетную прозу. Думаю, если бы кто-нибудь взялся меня раскручивать, о-го-го бы как раскрутил. И перевели бы на языки, и прочли бы меня народы... Но это все, конечно же, совершенно нереально да и абсолютно не нужно. Поэтому о литературном процессе я могу сказать лишь то, что он развивается именно так, как и должно, и слава Богу, и пусть он дальше именно так и развивается.

– У литературы могут быть разные пути к читателю-слушателю. И ты ведь выступаешь, и люди смеются, когда ты читаешь, «стоишь на сцене». Литературный процесс не без тебя развивается – в том числе и в публичной его части. Или тебе все это «параллельно»?

– Да, вот то, что люди «смеются», меня несколько настораживает. Хотелось бы, чтобы они выли и рвали на себе волосы, а они смеются. Выходит, не получается так, как задумал. Мне кажется, я пишу очень грустные, даже мрачные вещи, а люди смеются. Насчет «литературной ситуации» и меня, не без которого она развивается, – тут можно сравнить бурю в Тихом океане и рябь на водной поверхности Водоотводного канала в Москве. Я где-то ближе к Водоотводному каналу явно. Впрочем, Водоотводный канал тоже нужен, более того, для Москвы он играет гораздо более значимую и важную роль, чем Тихий океан со всеми его бурями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
519
В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

Михаил Сергеев

В университете имени Сергея Королева в Самаре создается Центр интеллектуальных беспилотных авиационных систем

0
511
КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

Дарья Гармоненко

Электоральные и политические реалии отменяют борьбу с "Единой Россией" как минимум до 2026 года

0
443
В США раскрыта тайна президентского факсимиле

В США раскрыта тайна президентского факсимиле

Геннадий Петров

Конгресс собирается назвать имена тех, кто подписывал указы за Байдена

0
594

Другие новости