0
2709
Газета Факты, события Печатная версия

26.12.2019 00:01:00

Снежные подвиги Герракла

Непятничная встреча «Некрасовских пятниц» с Ренэ Герра

Тэги: россия, франция, русское зарубежье, иван калита, переводы


47-11-2350.jpg
Ренэ Герра и его «снежный» фолиант
о культурных сокровищах зарубежной России. 
Фото Владимира Ромашевского
«Зимы ждала, ждала природа./ Снег выпал только для Ренэ», – парафразом из Пушкина ведущий Сергей Нещеретов открыл в Доме поэтов встречу с французским славистом Ренэ Герра, метко названную «Снег для Ренэ»: именно в эти часы столицу запоздало накрыл первый настоящий снегопад. В пандан свежим сугробам гость представил залу свой блещущий снежной белизной том «Культурное наследие Зарубежной России».

Его называют Ренэ Юлиановичем. Чистокровный француз, горец-южанин, этот филолог-славист считает себя не исследователем, а скорее живым свидетелем эпохи. Его старшими друзьями были Ирина Одоевцева, Юрий Терапиано, Гайто Газданов, Сергей Шаршун… Герра хорошо знал близкое окружение Бунина, Галина Кузнецова подарила ему архив. Тем большее недовольство вызвал у него фильм Алексея Учителя «Дневник его жены». Бунину, по мнению Герра, нет равных. С восхищением говорил он и о Юрии Анненкове, большом художнике и писателе, который сделал несколько его портретов, подарив «кусочек вечности». Как и многие изгнанники, принявшие единственно верное, с точки зрения Ренэ Герра, решение покинуть свою родину, Анненков оказался долгожителем. Их французскому другу они казались людьми «не от мира сего», которые жили «на чемоданах», не теряя надежды вернуться. Во Франции они стали изгоями.

Ренэ Герра отвергает понятие «Русское Зарубежье». Он говорит: «Зарубежная Россия». лучшие, уверен он, – те, кто уехал. Иначе невозможны были бы ни долгая жизнь, ни подлинные шедевры, подобные «Темным аллеям». В 1966 году юный Ренэ впервые посетил СССР. Свою трагедию он увидел в том, что «полюбил язык и культуру страны, которой уже не было». Он много общался с Корнеем Чуковским, но однажды Ренэ избили в Переделкине и затем выслали из страны. Совсем молодым человеком Ренэ стал другом и секретарем Бориса Зайцева, написал о нем диссертацию. Но во французских университетах царили прокоммунистические настроения. Русских изгнанников словно не существовало. Впрочем, Герра никогда не был карьеристом. «Я – собиратель Земли Русской, французский Иван Калита». Путь его оказался тернистым. Он боролся с некомпетентностью, продажностью, защищал доброе имя своих друзей. Где же теперь его враги, многочисленные клеветники и завистники? А у Ренэ Герра вышли уже десятки ценных (точнее – бесценных) книг. Сейчас готовится трехтомное издание, посвященное русским художникам-иллюстраторам. Их вклад в мировое искусство книги трудно переоценить. Он оказался победителем, хотя, по его словам, «за все надо платить».

О заслугах Герра подробно рассуждали писатели Александр Сенкевич, Станислав Айдинян, а Марлена Мош исполнила в честь французского гостя две песни. Вечер прошел под эгидой литклуба «Некрасовские пятницы», хотя и стал внеурочным.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сэнсэй-заика

Сэнсэй-заика

Вера Бройде

Непростые уроки японского

0
443
У нас

У нас

Ольга Шатохина

0
394
Макрон и Лула да Силва сошлись на Амазонии

Макрон и Лула да Силва сошлись на Амазонии

Данила Моисеев

Самые щепетильные темы лидеры Франции и Бразилии обсудили за закрытыми дверями

0
949
Готовы ли Москва и Запад сотрудничать в борьбе с терроризмом

Готовы ли Москва и Запад сотрудничать в борьбе с терроризмом

Европа опасается новых нападений исламистов

0
1052

Другие новости