0
5263
Газета Факты, события Печатная версия

08.02.2023 20:30:00

Между депутатом и маргиналом

В Московском доме книги вспоминали малоизвестную поэзию XX века

Тэги: мдк, поэзия, 90е годы, елена семенова, борис кутенков, вадим степанцов


мдк, поэзия, 90-е годы, елена семенова, борис кутенков, вадим степанцов Поэты Николай Милешкин и Борис Кутенков вспоминают ушедших коллег по перу. Фото предоставлены пресс-службой МДК

В Московском доме книги на Новом Арбате состоялся разговор о малоизвестной поэзии 90-х годов XX века, а также нулевых. Читались стихи Гоши Буренина, Алексея Сомова, Владимира Полетаева, Леонида Шевченко, Александра Банникова, Якова Бунимовича, Дмитрия Долматова, Александра Литвинова (Веня Д’ркин). Упоминались Александр Сопровский, Макс Батурин, Артур Волошин, многие другие, вряд ли широко известные читательской аудитории, но оттого не менее достойные внимания.

Лидер группы «Бахыт-Компот» Вадим Степанцов и автор слов песни «Как упоительны в России вечера…» и многих других Виктор Пеленягрэ рассказывали о своих близких друзьях, поэтах Константэне Григорьеве (1968–2008) и Александре Бардодыме (1966–1992). Певица и бард Юлия Теуникова вспоминала о встречах с бардом и поэтессой Катей Яровой (1957–1992), исполнила ее песни. Пронзительный голос Теуниковой, присущие ей фольклорные интонации, гипнотическая сила ритмов покорили зрителей не меньше, чем еe воспоминания. Совсем по-другому воспринималось выступление Пеленягрэ: в свой рассказ о Бардодыме он привнeс демократичные ноты и затем добавил жару, закончив песней «Дева-девочка моя». Такой финал, возможно, смотрелся не очень уместно в формате вечера, но, безусловно, выполнил свою задачу – внести элемент позитива в довольно грустное мемориальное мероприятие. Так и колебалась атмосфера встречи – между грустью и весельем: смешные сатирические поэмы Григорьева с их эпатажностью – и стихи Александра Бардодыма, творческий диапазон которых простирается от трагикомизма и сатиры до публицистических нот (поэт был убит на войне в Абхазии, куда он ушeл добровольцем).

Сотрудница «НГ-EL» Елена Семенова сделала обзор поэтов, ушедших в 90-е молодыми. Из ряда представленных ею маргинальных авторов выбивается поэт Олег Чертов (1958–1996). По словам Семеновой, его биографию хочется зачитать целиком, просто как поэму. Среди самых интересных фактов: «В 1982 году перевел труд Эразма Роттердамского «О приуготовлении к смерти» (единственный на сегодняшний день перевод этого произведения с латинского на русский язык). В 1991 году по приглашению руководства Клемсонского университета (Южная Каролина, США) читал лекции по перспективам политического и экономического положения в России. В 1992 году работал в Британской школе бизнеса Holborn College. В 1995 году стал первым заместителем директора по экономике Омского шинного завода. Был депутатом Законодательного собрания Омской области. 27 февраля 1996 года дал газете «Правда» свое последнее интервью «Олигархия беспощадна». 29 февраля 1996 года был застрелен наемным убийцей в подъезде собственного дома». При этом писал метафизические стихи.

А в конце вечера дискутировали, спорили. Поэт, редактор отдела культуры «Учительской газеты» Борис Кутенков ответил на вопрос из зала о Вячеславе Памурзине (1983–2020), продекламировав стихотворение своего друга и односеминарца. По словам Кутенкова, именно Памурзин дал ему импульс для входа в поэзию – первоначальное восхищение и подражание старшему другу стало для него в 17 лет отправной точкой. Зрительница из зала возмущалась чересчур эпатажными нотами в стихах самарского поэта и маргинала Виталия Владимирова (1965–1997 (?) – точно не установлен даже год смерти; поэт был зарублен топором, публиковался в андеграундных изданиях, писал стихи, продолжающие классические для мировой поэзии ноты эстетики зла, но до сих пор многим кажущиеся неприемлемыми.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Верлибр главного калибра

Верлибр главного калибра

Дмитрий Назаренко

Про Семена Семеновича, желающего стать поэтом, и куриную ногу

0
1562
Там чудеса, там леший

Там чудеса, там леший

Максим Митрофанов

Молодые стихотворцы выступили в Пушкиногорье

0
867
Так хороши весною миражи

Так хороши весною миражи

Татьяна Писарева

В Центральном Доме Литераторов вспоминали Наталью Аришину

0
903
Гнилая тыква за провокацию

Гнилая тыква за провокацию

Сергей Трифонов

Марина Батасова о том, что хорошая литература всегда немножко игра и кому нужно давать премии «За мужество»

0
2197

Другие новости