|
|
Боли Кан рассказал о минимализме в русской поэзии, в том числе о Дмитрии А. Пригове (на экране). Фото автора |
Встреча состоялась в рамках активно работающего Африканского клуба ИНИОН. Открывая вечер, директор института Алексей Кузнецов вкратце рассказал о наработках и задачах клуба, подчеркнув страноведческий акцент в его работе. Он попросил Кана уделить в выступлении особое внимание своей родной стране – Сенегалу. Гость рассказал об исторической роли своей родины как ключевого коммуникатора между народами Западной Африки и народами стран Запада. Сенегал наряду с Эфиопией и Ганой стал одной из панафриканистских «точек сборки» всего континента. Сенегальцы традиционно как бы «отвечают за всю Африку», и деятельность самого Кана – яркий тому пример. В годы жизни в Воронеже и Москве этот, как утверждает веб-сайт Библиотеки иностранной литературы, «главный промоутер африканской музыки в России последних десятилетий» продвигал лучшие российские афрогруппы, организовывал фестивали африканской культуры.
Центральной темой вечера стала история взаимного литературного знакомства России и Африки. Для многих оказалось неожиданным сообщение Кана о том, что отдельные регионы Африки – Египет, Эфиопия, Ливия, Мавритания – присутствовали уже в текстах Нестора-летописца, а также о том, что Афанасий Никитин в своем «Хождении за три моря» упоминает о своем посещении, при возвращении из Индии домой в Тверь, побережья Эфиопии. Не умолчал Кан и об исследованиях бенинского историка Дьёдонне Гнамманку, утверждавшего, что прадед Александра Пушкина Абрам Ганнибал родился вовсе не в Абиссинии, а с обратной стороны материка, на территории современного Камеруна.
Помимо прочего, Кан поделился удивлением от знакомства с течениями русской поэзии второй половины века – минимализмом, концептуализмом, метареализмом – и прочитал минималистское стихотворение Генриха Сапгира: «ВЗРЫВ!!! / – Жив?!» Рассказывая о защищенной в Москве кандидатской диссертации на тему «Способы выражения комической семантики в реагирующих репликах русского разговорного диалога», Боли Кан, в согласии с выбранным дискурсом, сыпал лингвистическими шутками, анекдотами и цитатами из Сергея Довлатова. А отвечая на вопрос слушателя о своей юности в СССР 1980-х годов, прочитал студенческие частушки про перестройку, где она рифмовалась, что характерно, с «двойкой».
«Он смешной и страшно обаятельный, – резюмировала выступление Света Литвак. – Не знай я, что он академический профессор, запросто приняла бы его за диджея». Тем более что эпатажное выступление Боли Кана разбавил трогательным исполнением песен на разных языках Черного континента Паша Африканда (Павел Коротков), основатель одноименной группы «Африканда» и фестиваля «Африка. Москва».


Комментировать
комментарии(0)
Комментировать