0
5634
Газета Пять книг недели Печатная версия

25.10.2023 20:30:00

Пять книг недели

Тэги: манойло, крылов, чернова, цыганов, бивен


39-9-11250.jpg

Екатерина Манойло. Ветер уносит мертвые листья: [роман].

– М.: Альпина нон-фикшн, 2024. – 264 с. ISBN 978-5-00223-042-6

Второй роман Екатерины Манойло (за первый – «Отец смотрит на запад» – она стала лауреатом премии «Лицей») продолжает тему «отцы и дети». В центре повествования – семья Угаренко, вернее то, что от нее осталось: мать уехала в Париж, «где теперь живет со своим месье», оставив с отцом дочерей – младшую Луизу и старшую Аню (сестры называют друг друга Изи и Нюкта). «План убить отца у Изи зародился давным-давно. Может быть, даже раньше, чем у сестер Хачатурян. Если бы только она могла достать оружие, как в боевиках! Давным-давно бы убила его. А с ножом идти на отца опасно, кулак у него страшно тяжелый. Изи поежилась, вспоминая, как ныла спина от отцовского воспитания.  По ночам отец боготворил Нюкту. Луиза накрывала голову подушкой, но все равно слышала, как бьется о стенку изголовье отцовской кровати».

39-9-12250.jpg


Юрий И. Крылов. Златоуст. Стихотворения, переводы, проза (Сборник).

– М.: Русский Гулливер, 2023. – 108 с., ил. ISBN 978-5-91627-300-7

Дебютный сборник стихотворений московского прозаика, поэта, редактора, издателя Юрия Крылова. В предисловии Анатолия Наймана (1936–2022) сказано о двух качествах, которые роднят стихи Крылова «с поэзией его однофамильца, а возможно, и предка, баснописца Ивана Андреевича. Первое – отсутствие каких бы то ни было иллюзий относительно добродетельности человеческой природы. Второе – в его стихах всегда хорошее настроение. Создаваемое не описанием ситуаций или характеров, поднимающих тонус, а самим звуком, исходящим от строк». А Владимир Лидский в послесловии отмечает, что «стихи Юрия Крылова написаны так, как будто до него не было других поэтов. Они, думается мне, выбиваются из традиции, а лучше сказать, вообще не предполагают такое понятие, как традиция». Например: «…Я – все равно какому богу веришь./ Я не банзай, я даже не акме./ Я все равно что… христианский дервиш./ Я босиком танцую по зиме.// От глаз к плечам я не вожу рукою./ Мой аналой как будто бы везде./ Я не в тебе. Я точно не с тобою,/ Я дервиш, я танцую по воде».

39-9-13250.jpg


Анастасия Чернова. Приключения Солинки, или Как соль однажды добывали.

– М.: Вест-Консалтинг, 2023. – 60 с. ISBN 978-5-91865-752-2

Современная сказка, соединяющая волшебство с краеведением: однажды в мире пропадает соль, и все становится «безвкусным и пресным». «Это Варницы – деревня такая. А неподалеку город Тотьма. Много-много лет назад  в долине реки Ковды, под Харабардиной горой, были устроены варницы – места, где добывают соль. Отсюда и название деревни.  Эта соль находится глубоко под землей, там бьют соляные ключи. А потому, чтобы ее достать, нужно вставлять в землю специальную рассолоподъемную трубу», – объясняет работавший на варнице мальчик-сирота Алешка, которого несправедливо обвинили в исчезновении соли. Но на помощь ему приходят чудо-девочка Солинка, кот-Котофей, безымянная лиса – и после череды испытаний дружба одолевает зло и козни и соль возвращается. А «без соли что без воли – жизни не проживешь».

39-9-14250.jpg


Дмитрий Цыганов. Сталинская премия по литературе: Культурная политика и эстетический канон сталинизма.

– М.: Новое литературное обозрение, 2023. – 800 с.: ил. ISBN 978-5-4448-2107-7

Первое, как сказано в издательской аннотации, исследование, которое целиком построено на архивных источниках и содержит детальное описание и всесторонний анализ институционального облика Сталинской премии по литературе. На примере данной премии филолог, историк культуры, научный сотрудник ИМЛИ РАН Дмитрий Цыганов рассматривает проблемы эстетического канона и взаимодействия эстетики и политики в сталинскую эпоху. Подробнее – в главах «Не судите, да не судимы будете»: Очерк истории Комитета по Сталинским премиям в области литературы и искусства», «1941–1945: Фабрикация литературного оружия, или Война, застывшая в слове», «1950–1953: «Падающего – толкни»: Литература соцреализма на руинах сталинского эстетического канона» и др.

39-9-15250.jpg

Эдвин Роберт Бивен. Царство Селевкидов. Величайшее наследие Александра Македонского / Пер. с англ. Н.Ю. Живловой.

– М.: Центрполиграф, 2023. – 608 с. (Великие империи мира). ISBN 978-5-227-10204-1

Британский историк и философ Эдвин Роберт Бивен (1870–1943) погружает читателя в историю государства Селевкидов (312 год до н.э. – 64 год до н.э.) – самого большого и могущественного в эллинистическом мире. Оно было основано на Ближнем Востоке полководцем Селевком I Никатором после распада империи Александра Македонского. «Дом Селевкидов особенно интересен не характерами самих царей. Интересны обстоятельства, в которых они оказались. Все эти цари были (со всех сторон и во всех отношениях) царями греческими, но сферой их империи стала Азия. Они оказались призваны руководить процессом, посредством которого эллинизм проник в чуждый мир, приходя в контакт с другими традициями, изменяя их и изменяясь при этом сам. И этот процесс зависел от них.  способность к экспансии была заключена в самом эллинизме, но эта экспансия едва ли смогла бы зайти далеко, если только политическая сила не оказалась бы в подходящих руках».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


У нас

У нас

Наталия Набатчикова

0
1557
Я не могу не вспомнить об отважных

Я не могу не вспомнить об отважных

Александр Балтин

Юбилеи Камоэнса и Ивана Крылова, процесс над Бродским и другие даты февраля

0
4334

Другие новости