0
1283
Газета День в Истории Интернет-версия

16.03.2009 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 16 марта

Тэги: история, литература, изобретения


история, литература, изобретения Сергею Юрскому под силу сыграть какого угодно персонажа. Хоть простого, хоть изысканного.
Кадр из фильма «Любовь и голуби»

Один день календаря – история человечества в миниатюре. Казалось бы, это совершенно понятно и естественно. Но сегодня контрасты между событиями светлыми и мрачными, между носителями добра и абсолютными злодеями – запредельные.

С одной стороны, прогресс и познание на своем месте. Закладывались, например, основы современных городов. 16 марта 1867 года во Франции бывший садовник Жозеф Монье запатентовал армированный бетон, а в тот же день 1928 года в Англии в Лидсе заработал первый светофор. С другой стороны, делались вещи знаковые, но, скажем так, амбивалентные. 16 марта 1926 года американский изобретатель Роберт Годдард запустил первую ракету на жидком топливе, а 16 марта 1962 года в СССР стартовал «Космос-1» – первый из четырехзначного числа спутников, в большинстве своем разведывательного назначения.

В российской социально-политической истории – и вовсе зловещая эскалация событий. 16 марта 1917 года было образовано первое Временное правительство во главе с князем Георгием Львовым. 16 марта 1919-го, уже при советской власти, большевистские войска штурмом взяли бастующий Путиловский завод и арестовали сотни рабочих. А 16 марта 1927 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О коллективных хозяйствах», утвердившее колхоз как главную форму кооперации. Невольно вспоминается Молельный орех у Фазиля Искандера, аккурат перед коллективизацией начавший издавать жалобный стон: «Кумхоз-з-з!..»

Все это было неожиданно, даже невероятно для среднего тогдашнего россиянина. Но что большая беда будет – чувствовали многие. Ровно 100 лет назад вышла одна из самых знаменитых книг в истории нашей общественной мысли – «Вехи: сборник статей о русской интеллигенции». «┘Русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценности» – это Богдан Кистяковский. «Интеллигенция любит только справедливое распределение богатства, но не самое богатство┘ В ее душе любовь к бедным обращается в любовь к бедности», – писал Семен Франк. «Средний массовый интеллигент в России большею частью не любит своего дела и не знает его. Он плохой учитель, плохой инженер, плохой журналист» – приговор Александра Изгоева... Упреки в слепой любви к народу – сильная сторона веховской критики. Но предлагаемая авторами этого сборника методология – вместо социальных обстоятельств поставить в центр внимания внутреннюю жизнь личности – сегодня уже не убеждает. Нужен какой-то синтез этих подходов...

Веховцы были, конечно, не первыми, кто принялся критиковать радикализм русской интеллигенции. В XIX веке у многих проявлялось охранительное мышление. Например, у родившегося 16 марта 1803 года известного поэта Николая Языкова (ум. 1847). «Нелюдимо наше море,/ День и ночь шумит оно...» – наверное, очень многим памятен его мятежный по духу «Пловец», завершающийся призывом: «Смело, братья, бурей полный,/ Прям и крепок парус мой». Но есть у Языкова столь же хрестоматийное стихотворение – «К ненашим», которое от начала до конца выдержано в обличительном духе: «О вы, которые хотите/ Преобразить, испортить нас/ И онемечить Русь!..» Еще резче у того же Языкова другая инвектива: «Вполне чужда тебе Россия,/ Твоя родимая страна!/ Ее предания святыя/ Ты ненавидишь все сполна...» Это адресовано не кому-нибудь, а Чаадаеву. Любопытно сопоставить языковские строки с декларациями авторов «Вех»...

Интеллигенция к веховской и почвенной критике отнеслась, конечно, по-всякому. Сегодня дни рождения двух ярких личностей, являющих собой, объективно, полемический ответ на нее. Это две женщины, игравшие существенную роль в литературной жизни советских лет, – Тамара Габбе (1903– 1960) и Фрида Вигдорова (1915–1965). Тамара Габбе известна главным образом как автор детской сказки «Город мастеров» и переводчик Перро, Андерсена, братьев Гримм. Принадлежала она к маршаковскому кругу – сотрудникам ленинградского Детгиза, разгромленного в 1937 году, была репрессирована. А потом будни ее были заполнены редакторством, внутренним рецензированием – короче говоря, рутиной литературной жизни. Это можно сказать и о Фриде Вигдоровой: она писала повести и романы о школе, о подростках, но повседневные ее амплуа – журналистика и опять-таки рецензирование. И здесь, надо сказать, у нее был отточенный, утонченный вкус. А однажды наступил момент, когда художественное чутье стало источником поступка.

Когда в 1964 году арестовали Иосифа Бродского и устроили над ним процесс по обвинению в тунеядстве, Фрида Вигдорова, присутствуя в суде как журналист, стала стенографировать заседания. Стенограмма пошла в самиздат, стала одним из первых и авторитетнейших документов. Типичной драмой абсурда. И трагедией интеллигенции.

Сегодня надо сказать об одном из самых ярких наших артистов, который внес большой вклад в освоение российским театром этого жанра – драмы абсурда. Не говоря уж о том, что стал одним из ярчайших интеллигентов на сцене. Сергей Юрский родился 16 марта 1935-го. Единственный в своем роде. Артист, которому подвластны любые персонажи, от простых мужиков до утонченных интеллигентов. И, между прочим, умеющий писать, настоящий прозаик. Что для артистов, надо сказать, большая редкость. И это тоже выбор в пользу интеллигенции и написанной ей на роду сложности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
850
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
457
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
466
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
418