0
4103
Газета Идеи и люди Интернет-версия

11.10.2001 00:00:00

Талибы - заблудшие люди

Тэги: таджуддин, ислам, талибан, терроризм


-ТАЛГАТ-ХАЗРАТ, как вы относитесь к движению "Талибан", к его идеологии?

- Свою экстремистскую сущность они показали. "Талиб" переводится как "студент", но студент - это человек, стремящийся к знаниям, а не разрушитель. Как относиться к ним, когда они принимают непосредственное участие в погроме своей страны, своей Родины? Когда у них не осталось ни домов, ни мечетей и они уже каменные изваяния Будды начинают расстреливать, что можно сказать об этих людях? Я сожалею, что те, кто должен стремиться к знаниям, вдруг взялись за автоматы и убивают друг друга и свой народ. Надо молиться Богу, чтобы он их наставил на истинный путь. То, что делают талибы, человек, стремящийся к знаниям, сделать не может.

- Можно ли талибов назвать еретиками?

- Еретик - это неверующий. А талибы - заблудшие люди, которым задурманили головы. Ведь в Коране говорится: не ругайте идолов и истуканов, которым поклоняются язычники. Если вы их будете ругать - они станут ругать Бога и вы окажетесь грешны.

- Есть праздник "Навруз", который празднуют татары, башкиры, казахи, среднеазиатские народы, афганцы, персы. Талибы запретили его отмечать - на том основании, что этот праздник имеет зороастрийское происхождение. Как вы к этому относитесь?

- Это действительно не религиозный праздник. Но зачем его запрещать? У нас, например, и "Сабантуй" есть, и что - талибы и его запретят? Посевы взошли, и люди празднуют это, отдыхают. Даже из семи дней недели Всевышний предписал один день отдыхать: у одних это воскресенье (христиане), у других - суббота (иудеи), у третьих - пятница (мусульмане). А талибы себя возомнили выше Бога и решили, что они могут запретить людям праздновать приход весны или сбор урожая.

- Как российские мусульмане отреагировали на теракты в США?

- Мусульмане, безусловно, скорбят по поводу этих трагических событий и осуждают людей, совершивших теракты.

- Могли ли те, кто совершил эти теракты, быть мусульманами?

- Нет. Верующий в Бога человек - и мусульманин, и христианин, и иудей - никогда такого не сделает. Не могут те, кто убивает невинных людей, называться мусульманами. Безоглядно - только ради того, чтобы кому-то насолить, - взрывать эти дома? Верующий человек на это неспособен. К тому же многие в мире сомневаются в том, что это сделали выходцы из исламских стран. Говорят, есть какие-то доказательства, но их почему-то никому не показывают, - неужели они такие секретные? Кстати, почти никто сейчас не вспоминает, что во время этого теракта были разрушены не только два небоскреба в Нью-Йорке, но и мечеть, в которой находилось 1500 - 2000 верующих мусульман. Сотни, если не тысячи мусульман погибли 11 сентября.

- Что вы думаете об акциях возмездия США в отношении талибов?

- Я могу вот такой пример привести. Захватили два-три террориста автобус с 50 пассажирами. И вот в наказание этим преступникам расстреливают весь автобус. Нужно с терроризмом бороться, но не так. В Афганистане почти два десятка лагерей, где готовят террористов, созданы при поддержке ЦРУ. Теперь американцы, конечно, могут их наказывать. Я вот сейчас смотрю репортажи из Афганистана и вижу, как там люди живут: голодные, ободранные, на ишаках ездят... Дома все разрушены. И сейчас американцы уже уничтожают даже те постройки, которые уцелели после двадцатилетней войны. И я не только как мусульманин и как муфтий эти бомбежки осуждаю, но и просто как человек. Американцы хотят показать, кто в мире хозяин, потому и устроили эти бомбежки. Но в Испании есть баски-террористы, и в Северной Ирландии есть террористы, - так теперь что, Америка тоже будет их бомбить? Очень жаль, что американцы показывают, кто в мире хозяин, именно на многострадальной земле Афганистана. Если они действительно хотят бороться с терроризмом - они знают, как это делать. Надо объединить усилия спецслужб и спецподразделений США, Европы и России, которые могут без огромных жертв среди мирного населения победить террористов.

- Сейчас говорят о том, что Америка может нанести авиаудары еще и по Ираку. Как вы к этому относитесь?

- Это будет беспредел уже полный, это ничем нельзя будет оправдать. Сейчас в Катаре идет чрезвычайное заседание министров иностранных дел исламских государств. Весь исламский мир объединяется, и к чему это может привести для Америки? Чего они добиваются? На бомбежки Ирака будет крайне негативная реакция у мусульман мира, и такая же негативная реакция будет у российских мусульман.

- Изменились ли как-то взаимоотношения российских мусульман с властями и Русской Православной Церковью после терактов в США?

- Конечно, не изменились. А почему они должны меняться? Мы на встрече с президентом решили провести конференцию "Ислам против терроризма", чтобы продемонстрировать свое отношение к терроризму. Эту конференцию будут организовывать наше ЦДУМ, Координационный центр духовных управлений мусульман Северного Кавказа (глава - Магомед Албогачиев) и Совет муфтиев (глава - Равиль Гайнутдин). Гайнутдин уже ездил в Казань и совершенно необоснованно заявил там, что президент ему одному поручил организовать эту конференцию.

- Каковы перспективы развития внутриисламских взаимоотношений - раскол будет усиливаться или возможно примирение?

- Я думаю, пена уйдет, а то, что полезно людям, останется, как говорится в Коране. Примирение не только возможно, оно нужно. Нам делить нечего. Если раскольники или люди, которые в свое время шли на поводу у зарубежных центров, одумаются и поймут, что настоящее и будущее наше здесь и Россия - наша Отчизна, если они будут думать о своих прихожанах, о своих детях и внуках, то покаяние и примирение возможно. Последние полтора года они (раскольники. - М.Т.) говорят правильные речи. Дай Бог, чтобы и правильные действия были.

- Есть информация, что в Кремле хотят объединить российских мусульман под руководством одного человека. Как вы считаете, возможно ли это и кто может стать такой объединяющей фигурой, которая может примирить хотя бы какие-то из конфликтующих сторон?

- Знаете, я такого от представителей администрации президента не слышал. Это дело самих мусульман, мусульманских организаций. И кроме самих мусульман, никто их ни разъединить, ни объединить не сможет. Разъединить мусульман России из-за рубежа смогли, но как? При помощи денег. А объединить каким путем?

- То есть дело здесь не в фигуре, не в личности?

- Возьмем, например, экстремистов и особенно ваххабитов. Мне по роду деятельности приходится бывать в различных регионах страны. В Волгоградской области среди чеченской диаспоры есть молодые люди, придерживающиеся ваххабитских взглядов, и они говорят: "Если на нашем пути будет мой отец или мать, мы даже и с этим не посчитаемся". Кто для них может стать объединяющей фигурой? Кто может объединить нас и тех, кто даже могилу Пророка не чтит?

- Кстати, насколько я знаю, ваххабиты не чтут могилы...

- А что они чтут вообще?

- Есть такие слухи, что Кремль предложит стать лидером всех российских мусульман Ахмату Кадырову. Как вы считаете, он сможет стать объединяющей фигурой или нет и почему?

- Я считаю, ему еще надо дать возможность, чтобы он навел порядок в самой Чечне, и дай Бог ему помощь в восстановлении там нормальной жизни.

- Какие иностранные мусульманские государства и фонды сейчас наиболее активны в России?

- Это вопрос не к верховному муфтию, а к спецслужбам. Пусть они этим займутся. Все эти государства известны. Наиболее активно действующие фонды - "Ибрагим аль-Ибрагим", "Хаят уль-Игаса" и "Таиба" - как работали, так и работают, как мутили воду, так и мутят. И будут мутить, пока не изменят законодательство, касающееся их деятельности. Они внесли свою огромную долю в создание параллельных "муфтиятов", в извращение понимания ислама молодой порослью нашего духовенства.

- Какие из этих фондов можно назвать ваххабитскими?

- Суть не в названии, а в их деятельности. А последние 8-10 лет показали, чем они занимаются. В строительстве мечетей и медресе они никакой помощи не оказывали, а только сталкивали друг с другом мусульман нашей страны.

- В каких государствах мира ваххабизм является официальной идеологией?

- Нигде. Ваххабизм как термин не признается. Нигде официально не объявляется, что ваххабизм является официальной идеологией.

- То есть формально они все называют себя просто мусульманами. Но учение ибн Абд-аль-Ваххаба является господствующей идеологией в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Кувейте, Катаре и Бахрейне - во всяком случае, правящие элиты этих стран придерживаются именно такой трактовки ислама.

- Наверное, вы правы.

- Некоторые мусульманские деятели в России с симпатией относятся к идее всемирного "Великого исламского халифата", в который должны войти Северный Кавказ, Башкирия, Татарстан. Как вы относитесь к этой идее?

- Я считаю ее бредовой. Истинный мусульманин должен думать не о "халифатах", а о Царстве Божием. Мусульмане верят во второе пришествие Иисуса Христа, после которого все объединятся - и мусульмане, и христиане - во имя справедливости. Надо думать о том, чтобы люди стали ближе друг другу, а не о том, чтобы одни люди властвовали над другими и насильно навязывали им свои воззрения. Об этом говорил и пророк Мухаммед: "Вы никогда не уверуете в единого Бога, пока не полюбите друг друга, но вы не полюбите друг друга, пока не будете распространять мир и спокойствие среди людей". Не распрями, когда мы в первую очередь видим в человеке, что он такой нации, сякой нации, такой веры, другой веры, а распространением мира и спокойствия надо заниматься. Даже неверующего мы должны уважать: у него есть право выбора, которое дано Богом.

- Скажите, в Коране вообще есть такая идея или предписание, что все мусульмане мира должны объединиться в одно государство?

- Нет такого, это все не соответствует Корану.

- Сколько общин и учебных заведений ЦДУМ зарегистрировано в Минюсте на 1 января этого года?

- Из двух с половиной тысяч наших общин прошли перерегистрацию 1800, а 700 не прошли, в том числе только в Башкортостане более 200. Эти общины существуют в отдаленных районах, и у них нет денег и возможностей, чтобы по несколько раз приезжать в Уфу.

- А сколько общин ЦДУМ зарегистрировано в Башкирии?

- Более 400.

- А в Татарстане какая ситуация?

- Сейчас там у нас несколько десятков общин, и главная - мечеть Булгар. Ведь большая часть общин, а мы там их создали 600, была насильственно переведена под юрисдикцию Духовного управления мусульман Республики Татарстан, возглавляемого Гусманом Исхаковым.

- Кого поддерживает президент Башкирии Рахимов - одновременно ЦДУМ и ДУМ РБ? Или его позиция какая-то другая?

- Президент Муртаза Рахимов никого не поддерживает, он лоялен и к ЦДУМ, и к ДУМ РБ. В прошлом году мы пытались найти взаимопонимание с Нурмухаммедом Нигматуллиным и сблизить наши позиции. А потом Нигматуллин с Гайнутдином написали жалобу президенту России, что власти Башкортостана вмешиваются в дела религиозных организаций, хотя это совершенно не так.

Во всяком случае, в Башкирии не было и нет такого закона, который, например, действовал в Татарстане с августа 1999 года по июль 2001-го (пока Конституционный суд его не отменил), - закона, в котором прямо говорилось: "Мусульманские религиозные организации в РТ представляются и управляются одной централизованной религиозной организацией - ДУМ РТ". То есть фактически у всех, кто не подчинялся Гусману Исхакову, государственная регистрация отменялась, а мечети отнимались. В Башкирии реально действуют две организации мусульман. Там между властями и религиозными организациями нормальные отношения, ничьи интересы власти этой республики не ущемляют.

- Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в Татарстане, когда последние оставшиеся у ЦДУМ мечети (например, Булгар) пытаются силой захватить уполномоченные ДУМ РТ?

- Во время попытки захвата мечети Булгар 2 октября несколько людей, защищавших мечеть, были ранены. Милиция при этом стояла в стороне и пассивно наблюдала. Я направил телеграммы и президенту Татарстана, и в МВД Татарстана, и президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину, и главе МВД РФ Борису Грызлову. Неужели милиция должна вмешиваться только тогда, когда кого-то убьют?

- А сторонники Исхакова направили в местную прокуратуру свою жалобу - на то, что местная милиция не участвовала вместе с ними в захвате мечети Булгар. Я процитирую их заявление: "Исхака Лутфуллина (глава "комиссии", которой Исхаков поручил произвести захват мечети. - М.Т.) придавили дверью, после чего он закричал: "Убивают". Находившиеся рядом женщины возмутились этим и кинули кирпичами в окна мечети". То есть мужчины вели себя паиньками, а кирпичами кидали женщины...

- Большей наглости просто представить невозможно! Они пришли рано утром, когда почти никого не было, и надеялись благодаря этому захватить мечеть. До этого Исхаков много раз приходил с группой людей, и только верующие его выгоняли из этой мечети. И все это продолжается уже более года, при поддержке органов власти.

- В 1996 году вы приводили цифры той помощи, которую в 1995 году российское государство оказало мусульманским организациям: ВКС ДУМ (Аширов) получил от государства 1,2 миллиарда рублей, ДУМЦЕР (Гайнутдин) - 3,5 миллиарда, а ЦДУМ (Таджуддин) - 2,2 миллиарда. Есть ли у вас данные о том, как обстоит дело сегодня?

- Это была не в прямом смысле помощь, а ассигнования из бюджета на восстановление памятников культуры и архитектуры. Часть этих денег была распределена среди мусульманских организаций. Причем тогда у ЦДУМ было 2,5 тысячи общин, а у ДУМЦЕР - полсотни, но средства нам выделили даже меньшие. В последние три-четыре года вообще никаких средств не дают.

- С какими иностранными фондами и государствами вы сотрудничаете?

- У нас нормальные отношения со всеми посольствами исламских стран. Ни с какими иностранными фондами мы не сотрудничаем. У нас, слава Богу, и бизнесмены, и главы администраций в регионах помогают в строительстве мечетей, и народ сам помогает.

- В каких регионах помогают вам главы администраций?

- Например, в Самарской области при поддержке губернатора Титова прекраснейшую мечеть построили, слава Богу. В Марийской Республике построили две мечети - в Волжске и в Йошкар-Оле, и с новым руководством у нас тоже хорошие отношения. И в Астрахани, и в Челябинской области, и в Ханты-Мансийском округе власти нам помогают. Многие фирмы помогают по мере сил.

- А в Ульяновской области с Шамановым как складываются отношения?

- Прекрасно, замечательно. Мусульмане области поддержали его и на выборах. Там некоторые "мусульмане" во главе с Шангареевым совместно с некоторыми бизнесменами и с ваххабитами ведут оголтелую кампанию против местного духовного управления во главе с Аюп-хазратом Дебердеевым.

- Московская газета "Жизнь" писала даже, что в Ульяновскую область помогать противникам Дебердеева приезжал брат бен Ладена...

- Нет. Это в 1989 году на празднование 1100-летия ислама в Россию приезжали представители из 28 государств, в том числе Тарик бен Ладен - родной брат Усамы. У Усамы два десятка братьев, и вся семья давно отреклась от него. Они строители, строят, в частности, мечети в Мекке.

- Ваши противники говорят, что вы сотрудничаете с турецкими организациями...

- У нас добрые отношения с Управлением по делам религий Турции. Это официальная организация. Некоторые ее представители у нас работают, но абсолютно никакой материальной помощи мы от них не получаем. У нас с турками одно и то же направление в вере - ханафитский масхаб суннитского ислама. И притом турки и по языку, и по культуре, и по крови очень близки российским мусульманам, в первую очередь татарам и башкирам. И по менталитету они нам близки, и их направление ислама нам подходит: в Турции нет экстремистских течений, нет ваххабизма. А сейчас - и мы на встрече с президентом 24 сентября заявили об этом - кто-то хочет все возмущение действиями ваххабитов направить на тех, кто к ваххабизму не имеет никакого отношения, - на турок, и уже начались гонения на турок и турецкие лицеи в некоторых городах России - Астрахани, Ростове, Екатеринбурге. Хотя турецкое государство активнее, чем какое-либо другое, не допускает у себя усиления экстремистов.

- Скажите, в каких еще государствах мира распространено ханафитское направление ислама, то есть такое же, как в России?

- В Сирии, Египте, Пакистане, Афганистане, частично в Ираке - часть суннитов там шафеиты, как и у нас в Дагестане и Чечне.

- Ваши оппоненты, оправдывая свое сегодняшнее сотрудничество с саудовскими фондами, заявляют, что Таджуддин в 1992 году тоже сотрудничал с ними. Когда вы впервые столкнулись с деятельностью саудитов в России, когда окончательно разорвали с ними отношения и почему?

- Сотрудничал я со всеми международными мусульманскими организациями. В 1991 году мы заключили договор с Исламским банком развития (его центр находится в городе Джидда в Саудовской Аравии. - М.Т.) об оказании помощи в учебных программах на 1,4 миллиона долларов.

- В итоге вы эту помощь получили или нет?

- Получили мы только часть - 410 тысяч долларов. На эти деньги мы построили мечети в Бугульме, Октябрьске, Альметьевске. Эти отношения прекратились через год-полтора, потому что никаких их условий мы не принимали.

- А какие с их стороны были условия?

- Вы думаете, все свои условия они нам объяснили? Мы не хотели отказываться от своего традиционного направления ислама. Например, фонд "Ибрагим аль-Ибрагим", предлагая 3,5 миллиона долларов на расширение Московской соборной мечети в 1993 году, пожелал зафиксировать договором в английской адвокатской конторе, что половина мечети будет принадлежать московской общине мусульман, а половина - им. Мы это отвергли. Мы у них спросили: неужели половина мечети будет арабской, а половина - татарской? Если вы оказываете благотворительную помощь, то она должна быть безо всяких условий.

- Как вы думаете, тут дело только в собственности или они еще хотели беспрепятственно пропагандировать свое, ваххабитское, направление ислама?

- Трудно мне об этом судить, но я вижу, какое доброе сотрудничество пошло у них с параллельными "муфтиятами" и как потом эти "лидеры мусульман" стали говорить, что ваххабизм - это и есть истинный ислам. Я могу еще такой случай привести: мой сын 9 месяцев проучился в Кувейте, а когда там узнали, что в Уфе у меня идет борьба с ваххабитами, которые в 1994 году пытались захватывать наши мечети, то сразу моего сына из этого университета выгнали. Вот вы сами и судите: у муфтиев, которые вносят раскол, дети учатся и в Саудовской Аравии, и в Объединенных Арабских Эмиратах, а моих детей туда учиться не пускают. Так становится очевидно, кто у нас в России действует на пользу ваххабитам, а кто - во вред. Мы убеждены, что кадры священнослужителей нужно готовить именно в России, а уже после этого желающих можно посылать на стажировку за границу. В последнее время мы вообще студентов за границу не направляем, хотя у нас есть договоренности с Египтом, Сирией, Ираком, но международная обстановка этому не способствует.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
935
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
499
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
501
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
451