0
8982
Газета Идеи и люди Печатная версия

11.04.2014 00:01:00

Счетная палата готова к новым задачам

Аудиторы сосредоточатся на предупреждении экономических и финансовых рисков

Татьяна Голикова

Об авторе: Татьяна Алексеевна Голикова – председатель Счетной палаты Российской Федерации.

Тэги: счетная палата, бюджет, финансы, контроль


счетная палата, бюджет, финансы, контроль

Основная функция Счетной палаты – контроль расходования бюджетных средств. При этом сегодня политика ведомства направлена не только на фиксирование свершившегося нарушения (с последующим обращением в правоохранительные органы), но и на предупреждение нарушений и возмещение потерь госбюджета. Задача проверок и мониторинг выполнения предписаний – не допускать нецелевого или неэффективного использования государственных средств.

Нам достаточно часто задают вопрос: «Где посадки?» Но Счетная палата – не карательное ведомство. Хотя мы готовим и направляем материалы в право-

охранительные органы, все же основная задача – проведение аудита бюджетного финансирования для профилактики и исправления финансовых и нормативных нарушений.

Если говорить о цифрах 2013 года, то Счетной палатой было проведено 470 проверок. По итогам проведенных мероприятий Минфину России, главным распорядителям средств федерального бюджета и другим участникам бюджетного процесса было направлено 366 представлений и 1 предписание. И 290 представлений уже исполнены полностью или частично. Есть примеры, когда средства, потраченные нецелевым образом, возвращаются в бюджет уже на этапе проверки. Например, в случае с Цирком на проспекте Вернадского руководство вернуло в государственную казну 6,2 млн руб., а Высшая школа экономики по итогам проверки за счет внебюджетных источников также возместила федеральному бюджету около 6 млн руб.

Критерии работы

Наиболее важный критерий работы для меня – это то, сколько неправильных решений удалось предотвратить в результате анализа тех или иных проектов. И сколько после этого последовало решений исполнительной и законодательной власти, направленных на исправление ситуации. Может быть, в дальнейшем я изменю свое мнение, но пока рассмотрение результатов проверок на коллегии Счетной палаты показывает, что большой объем нарушений или недополучения доходов происходит из-за неурегулированности и пробелов в действующем законодательстве.

Например, аудиторы указывали, что ставки неналоговых платежей своевременно не пересматриваются, несмотря ни на инфляцию, ни на изменение условий работы хозяйствующих субъектов. В итоге бюджет страны не только не получает необходимые доходы, но вынужден нести дополнительную нагрузку. А неналоговые доходы только в 2013 году составили 894 млрд руб. Поэтому Счетная палата предлагает сделать обязательной индексацию ставок неналоговых доходов и провести их экспертизу на соответствие затратам государства.

Я уже ранее высказывалась, что очень аккуратно отношусь к цифрам. Не так давно на коллегии мы рассматривали результаты проверки второго этапа ФЦП по комплектованию контрактниками Внутренних войск, рассчитанной на 2009–2015 годы. С точки зрения законодательства, в первую очередь бюджетного, нецелевое использование средств составило 2,3 млрд руб. Сумма впечатляющая!.. Но когда начинаешь разбираться, в чем состоит это самое «нецелевое использование» средств, оказывается, что не все так просто. В частности, предполагалось строительство одних объектов, но построили другие, не менее необходимые для функционирования Внутренних войск в рамках программы комплектования. Детально обсудили эту тему, пытаясь понять, почему так произошло. Выяснилось – не сработало межведомственное взаимодействие. Государственным заказчиком – координатором этой программы на тот период было Министерство обороны, а куратором, который отслеживает все федеральные целевые программы, – Министерство экономического развития. Исполнитель в данном случае, то есть государственный заказчик, – Внутренние войска МВД России. Ведомство практически по всем изменениям своевременно доводило информацию. Но поправки в программу своевременно внесены не были. Это пример рассогласованности действий, в результате возникла такая цифра.

Другой пример – за выдачу аттестата, подтверждающего уровень квалификации в области промышленной безопасности, необходимо заплатить госпошлину в федеральный бюджет в размере 800 руб. Полномочия по ее взиманию были предоставлены Ростехнадзору еще в декабре 2009 года, а служба начала взимать ее только с 1 июля 2012 года. В результате только за проверяемый период бюджет по этой позиции недосчитался более 1 млрд руб. И это уже серьезное нарушение конкретного ведомства.

Возвращаясь к критериям работы – в рамках новых полномочий мы планируем принять концепцию развития методологического обеспечения внешнего государственного финансового аудита. Концепция включает такие инструменты, как финансовый и стратегический аудит, а также аудит эффективности. Последний инструмент особенно важен. Мы сейчас формируем единые критерии и методики оценки. Принцип эффективности закреплен в Бюджетном кодексе, а вот сами критерии и понятия нормативно не обозначены. А это очень важно для систематизации работы контрольных органов и выработки единого подхода к оценке эффективности государственных расходов.

Новое в работе, вызовы и риски

Счетная палата – орган внешнего аудита. И первое, на что всегда обращает внимание аудитор, – проводились ли внутренние проверки службами внутреннего финансового контроля по ранее представленным материалам. И если в результате были выявлены недостатки, то насколько полно они устранены.

Более того, теперь контроль со стороны Счетной палаты начинается уже с момента подачи заявки в Минфин на финансирование мероприятия или программы, требующей государственного финансирования. Раньше этого не было, а теперь, уверена, это будет работать, причем результативно.

В связи с принятием нового закона «О Счетной палате» мы влияем на процесс принятия важных государственных решений: при рассмотрении законопроектов в первом чтении мы представляем в Госдуму свои отзывы. Как высший орган финансового контроля мы оцениваем эффективность и целесообразность предлагаемых нововведений.

Экспертиза нормативных документов – это существенная и большая работа. Она практически новая для нашего состава. Раньше Счетная палата давала заключения на проекты законов, если это касалось закона о бюджете, что традиционно, или Бюджетного кодекса. Все остальное находилось за рамками.

Федеральный бюджет этого года верстался по программному принципу. В настоящее время утверждены 38 из 42 государственных программ. К сожалению, все они подлежат корректировке, а по сути – переработке. В соответствии с президентским поручением мы должны завершить до 1 сентября 2014 года стратегический аудит госпрограмм на предмет их соответствия национальным приоритетам страны.

Основная проблема – несбалансированность параметров государственных программ по целям, срокам, источникам и объемам, а также их расхождение со стратегическими приоритетами социально-экономического развития. Вместо использования инструментов стратегического бюджетного планирования в ряде случаев мы получили обычные бюджетные заявки на дополнительное финансирование, зачастую не связанные с общими целями и задачами программ.

Это было также отмечено в заключении на законопроект о федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, в котором впервые появился подраздел «Анализ формирования федерального бюджета на 2014–2016 годы в программном формате». Мы отмечали, что целевые показатели не в полной мере позволяют оценить степень реализации целей и задач. В госпрограммах не дана оценка рисков, в том числе по вероятности наступления, их влиянию на результаты реализации госпрограмм, возможности управления рисками. Отсутствует комплекс мер по минимизации прежде всего наиболее существенных рисков и преодолению их последствий. Отсутствует оценка уровня совокупного риска по госпрограммам.

Вывод – полноценная система госпрограмм, позволяющая с помощью комплекса взаимосвязанных мероприятий и межотраслевого взаимодействия достигать поставленных целей и решать намеченные стратегические задачи социально-экономического развития, пока не сформирована.

Актуально и создание целостной системы управления государственными программами, а также их аудита и контроля. При этом аудит эффективности бюджетных расходов на их реализацию позволит выявить слабые места и минимизировать риски.

Эффективность бюджетных расходов во многом опирается на создание современной и качественной системы закупок для государственных и муниципальных нужд. С января вступил в действие закон о контрактной системе, в котором закреплены новые полномочия Счетной палаты и региональных и муниципальных контрольно-счетных органов. Это и системная проверка, анализ, оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности расходов на закупку товаров, работ и услуг. Мы ожидаем от внедрения этой системы повышения эффективности бюджетных расходов, но о фактических результатах можно будет говорить по итогам аудита в 2014 году. Реализация этого закона должна быть предметом пристального внимания региональных контрольно-счетных органов и муниципальных образований.

Также объектом особого внимания контрольно-счетных органов и органов внутреннего финансового контроля являются бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства. В этой сфере есть проблемы, и они общеизвестны.

В частности, параметры проектов существенно меняются, причем зачастую без должных обоснований. А в итоге реализуется совсем другой инвестиционный проект. Что влечет за собой увеличение сроков и стоимости строительства. Подобные решения органов исполнительной власти уменьшают эффект от бюджетных инвестиций. Все это наглядно демонстрирует неэффективность управления государственными финансами.

DSC_8693t.jpg
Инспекторы Счетной палаты получили новые
полномочия в рамках законодательных нововведений.
Фото РИА Новости

Инспекторам Счетной палаты, участвующим в контрольном мероприятии, теперь предоставлено право составлять протоколы по 23 составам административных правонарушений. Соответствующие изменения были внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Реализация этого права обеспечит повышение ответственности руководства государственных органов, юридических и физических лиц за целевое и эффективное использование бюджетных средств.

Как свести баланс

Оценка ситуации по исполнению бюджета в 2013 году свидетельствует о значительных пробелах в этом направлении и отсутствии должного внимания к проблеме всех участников бюджетного процесса.

Вот только один из примеров. Решения о распределении значительных объемов бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете на соответствующий год, принимаются в декабре, а средства главными распорядителями бюджетных средств доводятся до бюджетов регионов достаточно поздно, что исключает возможность их использования на запланированные цели в установленные сроки. Цель не достигается, финансовые ресурсы «оседают» в остатках до решения процедурных вопросов их использования в очередном финансовом году. Как результат – средства «не работают», эффективность «нулевая». Зачастую такие средства расходуются через год или два, о чем и свидетельствуют результаты проверок.

В частности, согласно оперативному докладу о ходе исполнения федерального бюджета за январь–февраль 2014 года, кассовые расходы на реализацию ФЦП исполнены на уровне 5,4%. При этом расходы не осуществлялись по 15 ФЦП (32,6% от общего количества). В том числе по таким значимым, как «Развитие образования на 2011–2015 годы», «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ до 2015 года», «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости на 2014–2019 годы», «Развитие уголовно-исполнительной системы на 2007–2016 годы».

Отдельные получатели бюджетных средств, систематически их не исполняющие, в очередном финансовом году получают на эти же цели средства в аналогичном или даже большем объеме. И это повторяется из года в год как на федеральном, так и на региональном уровнях. К подобным ситуациям должно быть привлечено особое внимание контрольных органов.

Есть ситуации, когда с исполнением все хорошо, но почти нет результата. Пример – создание особой экономической зоны (ОЭЗ) «Зеленоград». Проект был начат семь лет назад, но так и не стал высокоэффективной инновационной площадкой. Была допущена ошибка при разделении ответственности по созданию зоны между федеральными и московскими структурами, о котором в 2006 году договорились Минэкономразвития и правительство Москвы. Фактически правительство Москвы успешно обустраивало Зеленоград, а федеральный Центр безуспешно пытался решать вопросы строительства инфраструктуры в пределах внутренних границ зоны. И как результат отсутствия проработанной концепции развития ОЭЗ, нарушения при проектных и строительно-монтажных работах – неэффективно использованные средства – 2,75 млрд руб.

Еще один из последних примеров – софинансирование объектов строительства и реконструкции автодорог в Московской области. Из перечисленных в 2011–2013 годах субсидий на общую сумму 40 млрд руб. по состоянию на 1 января 2014 года не использовано 27,6 млрд руб., или 69%. Между тем первоначально предусмотренные субсидии были увеличены в два раза – с 21,3 млрд до 44,1 млрд руб. Дополнительные средства предназначались на софинансирование строительства путепроводов, эстакад и транспортных развязок в области. В результате остаток субсидии установленным порядком возвращен в федеральный бюджет, из четырех объектов, предусмотренных к вводу в 2012 году, ни один не введен в установленный срок, из-за невыполнения контрактов подрядчиками, отсутствия консервации некоторые объекты придется переделывать. Такое положение дел не только при «жестком» – при любом бюджете неприемлемо.

Кстати, об эффективности… Во время проверок Счетная палата часто сталкивается с тем, что средства, перечисленные из бюджета в качестве взноса в уставный капитал акционерных обществ с государственным участием, не сразу вкладываются в проекты, а размещаются на депозитах. Проценты, полученные от их размещения, становятся собственностью организации. Прямого нарушения в этом нет, но я придерживаюсь четкой позиции, что такое положение дел – свидетельство неэффективного использования бюджетных средств. Причем данный механизм работает уже длительное время, и при этом объемы взносов растут: на предстоящие три года выходит серьезная сумма – более 266 млрд руб. Поэтому мы будем уделять пристальное внимание тому, как расходуются средства, идущие из федерального бюджета в виде взносов в уставный капитал открытых акционерных обществ.

С января 2014 по март 2015 года Счетной палатой проводится экспертно-аналитическое мероприятие «Мониторинг использования бюджетных ассигнований, предоставленных из федерального бюджета в виде взносов в уставный капитал открытых акционерных обществ, в том числе взноса в открытое акционерное общество «Особые экономические зоны». Оно должно помочь создать общую картину того, насколько эффективно используются вклады государства в уставные капиталы компаний. О результатах мы обязательно проинформируем.

Антикоррупция

Эту больную для страны тему невозможно не затронуть.

Ежегодно Счетная палата проводит около 500 проверок крупнейших бюджетополучателей. При этом особое место в проверках уделяется выявлению и профилактике фактов коррупции. Зачастую выявленные факты неэффективного или нецелевого использования бюджетных средств напрямую связаны с коррупционными проявлениями.

По итогам своих проверок Счетная палата регулярно направляет в правоохранительные органы соответствующие материалы. За 2013 год в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы по решениям коллегии Счетной палаты направлено 114 материалов по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. По дополнительным запросам правоохранительных органов было направлено более 60 материалов. По материалам Счетной палаты возбуждено 39 уголовных дел.

По итогам 2013 года у нас состоялось 40 совместных контрольных мероприятий. Как показывает практика, результативность совместных проверок достаточно высока. Участие сотрудников правоохранительных органов существенно влияет на принятие необходимых мер реагирования по результатам проверок.

Теперь законом о Счетной палате установлена новая обязательная норма по предоставлению правоохранительными органами информации о ходе рассмотрения и принятых решениях по материалам, переданным им аудиторами СП.

Двигаясь к повышению прозрачности процедур проверок, Счетная палата также направила предложения в правительство с тем, чтобы результаты проверок и меры реагирования на них опубликовывались соответствующим федеральным органом исполнительной власти на официальном сайте.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лавров предостерег Турцию от "подпитывания милитаристских настроений" украинских властей

Лавров предостерег Турцию от "подпитывания милитаристских настроений" украинских властей

0
230
Родные пропавших без вести в ходе карабахской войны военнослужащих требуют встречи с Пашиняном

Родные пропавших без вести в ходе карабахской войны военнослужащих требуют встречи с Пашиняном

0
202
Турция передала силам обороны Грузии спецтехнику для марнеульского военного аэродрома

Турция передала силам обороны Грузии спецтехнику для марнеульского военного аэродрома

0
200
Ректор РХТУ Александр Мажуга идет на выборы в Госдуму

Ректор РХТУ Александр Мажуга идет на выборы в Госдуму

0
219

Другие новости

Загрузка...