0
11882
Газета Идеи и люди Печатная версия

20.11.2023 18:01:00

Наблюдая бурный синтез цивилизаций

Конфликты в мире будут разрастаться, если не выработается социально ориентированная форма глобализации

Борис Романов

Об авторе: Борис Савельевич Романов – историк, член редколлегии журнала «Демократия и социализм ХХI».

Тэги: россия, внешняя политика, цивилизационный подход, запад, сурков, статья, цивилизация севера, новый российский либерализм, глобализация, кризис, мировые конфликты


россия, внешняя политика, цивилизационный подход, запад, сурков, статья, цивилизация севера, новый российский либерализм, глобализация, кризис, мировые конфликты «Геополитическая галлюцинация» Москвы как Третьего Рима в некоторой степени до сих пор направляет Россию. Фото агентства «Москва»

Если в Советском Союзе господствовал марксистский классовый анализ в оценке исторических событий и противоречий, то в современной России все большую популярность приобретает цивилизационный подход. В сентябре сего года была опубликована статья Владислава Суркова с загадочным и интригующим названием «Цивилизация Севера». Хотя автор выступил скорее как футуролог, предсказывающий весьма отдаленное будущее, текст вызвал праведный гнев радикально-патриотической общественности, вплоть до возникновения такого казуса, как обращение одного гражданина в компетентные органы с требованием проверить данную статью на предмет ее соответствия действующему законодательству.

Статья начинается с пространного исторического экскурса, посвященного экспедиции португальского путешественника Васко да Гамы в 1497 году в Индию, в ходе которой королем Мануэлом ему было поручено встретиться с главой таинственного христианского королевства пресвитером Иоанном, которого в действительности никогда не существовало. «В нынешнем переделе мира геополитические галлюцинации играют не меньшую роль, чем в эпоху Васко да Гамы», – отмечает автор. Не напоминают ли нынешние современные модные дискуссии о роли России в мире как некой особой цивилизации – то ли евразийской, то ли исключительно православной – поиски фантомного королевства пресвитера Иоанна?

Чем же не угодил Владислав Сурков отдельным «рассерженным патриотам»? Ведь он прямо обвиняет Вашингтон и Берлин в «геополитических галлюцинациях» в связи с их авантюристической политикой по отношению к Украине? А дело в том, что он предсказывает грядущее объединение с нашими нынешними геополитическими соперниками. «Будет Великий Север – Россия, США и Европа, образующие общее социокультурное пространство. Триединый северный геополитический кластер». Эти страны, отмечает автор, «в своем политическом развитии черпают свое вдохновение в образе Pax Romana», значит, «общее будущее предопределено общими корнями». «Исходный код этих трех метакультур заложен в «Илиаде» и Евангелии. Их родство очевидно», – констатирует Владислав Сурков. Глобальный Север неизбежно возникает как альтернатива активизации глобального Юга.

Интересна оценка размышлений Суркова, которую дал первый мэр Москвы, известный публицист и экономист Гавриил Попов в интервью «МК» (21.10.23). По мнению Попова, статья Владислава Суркова – это своего рода заявка нового российского либерализма, ориентирующегося на ценности европейской культуры и цивилизации, но в то же время, считает Гавриил Попов, современной России явно не хватает. Тем более что в России традиция патриотического либерализма существует.

Известный русский историк и либеральный государственник Павел Милюков в статье «Петровская годовщина» восклицал: «Разве вся история России после Петра не доказала окончательно, что Россия не Азия, а часть Европы»? Но и допетровская Русь себя никогда не рассматривала как наследница азиатской Золотой Орды, хотя России и пытались приписать это наследие некоторые западные мыслители, включая Карла Маркса.

Россия претендовала на продолжение традиции Византийской, Восточной Римской империи. Идея монаха Филофея, жившего в XVI веке, «Москва – Третий Рим», по утверждению Владислава Суркова, до сих пор «подспудно направляет Россию». Эта формула обрела второе дыхание во второй половине ХIХ века в связи с войнами с Османской империей за освобождение южных славян и выражалась также в призыве водрузить крест над Святой Софией в Константинополе. Что оказалось в конечном итоге, говоря словами Владислава Суркова, еще одной отечественной геополитической галлюцинацией, которую после 1917 года заменила следующая – идея мировой пролетарской революции. Это позволило философу Николаю Бердяеву провести парадоксальную параллель: «Москва Третий Рим – Москва Третий Интернационал».

Николай Бердяев, как известно, призывал преодолеть крайности западничества и славянофильства. В работе «Судьба России» он утверждал, что Россия должна выступить соединителем двух христианских миров – восточного и западного – вслед за философом Владимиром Соловьевым, который был последовательным сторонником сближения православия и католичества.

«Владимир Соловьев духовно покончил со старым славянофильством, с его ложным национализмом, и исключительным восточничеством, и после дела Владимира Соловьева христианский универсализм должен считаться окончательно утвержденным в сознании», – писал Бердяев.

Происходящие трагические события на Ближнем Востоке заставляют вспомнить мрачные предсказания Самуэля Хантингтона в статье «Столкновение цивилизаций», опубликованной в 1993 году в американском политологическом журнале Foreign Affairs. Наступившая эпоха, утверждал Хантингтон, характерна тем, что противостояние идеологий сменяется противостоянием цивилизаций и «основные очаги кризисов и кровопролития перемещаются на линии разлома между цивилизациями», а «границы исламского мира везде и всюду залиты кровью». Он полагал, что конфронтация между Западом и исламским фундаментализмом может еще больше обостриться. «Следующая мировая война, если она разразится, будет войной между цивилизациями». Специфика современной ситуации состоит в том, что «столкновение цивилизаций» происходит теперь и на улицах крупнейших городов Европы и Америки, наглядно демонстрируя провал политики мультикультурализма. И не нужно прятать голову в песок, полагая, что эта проблема не касается и нашей страны.

В то же время позиция Хантингтона в отношении России довольно запутана. Пророчески предсказывая охлаждение отношений между Россией и коллективным Западом, он рассматривал Россию как расколотую страну, которая не определилась, является ли она отдельной «славяно-православной цивилизацией» или частью западной. Причем ответ на этот вопрос он увязывает с готовностью России принять или отвергнуть западные либеральные ценности.

Не следует забывать, что еще относительно недавно мы были едины с Америкой и европейскими державами в противостоянии международному терроризму после атаки в 2011 году на башни-близнецы в Нью-Йорке. Но были и времена, когда США и СССР в ходе холодной войны поддерживали террористов и исламистов друг против друга, США – в Афганистане, Советский Союз – на Ближнем Востоке, а потом сами сталкивались с проблемами, порожденными этим противостоянием.

Важные вопросы по поводу провозглашения России как отдельной и, более того, противостоящей Западу цивилизации в недавно утвержденной новой доктрине внешней политики МИД ставит в своей аналитической статье «Цивилизационный выбор» в газете «Коммерсант» (04.04.23) Федор Лукьянов. Новая концепция внешней политики закрепляет на доктринальном уровне определение России «как самобытного государства-цивилизации». Федор Лукьянов обращает внимание, что в основе новой доктрины «подчеркивание самобытности – размежевание с предыдущей традицией», поскольку «начиная с Михаила Горбачева ставилась задача не просто сближения с международными контрагентами, а интеграции, укрепления взаимосвязанности в форме наднациональных институтов». При этом автор отмечает, что в основе отдельной цивилизации «лежит прочная самоидентификация, принимаемая всеми, на кого ее стремятся распространить, она не вводится декретом и не возникает в результате серии спецмероприятий». В конце статьи Федор Лукьянов задает риторический вопрос: осознает ли себя Россия такой же отдельной самодостаточной цивилизацией, как Китай или Индия?

Декларирование принадлежности к отдельной самобытной цивилизации независимо от субъективного желания авторов ведет к изоляционизму и делению стран и народов на дружественные и недружественные. И это принципиально отличается от понятия «великая держава», существующая в рамках единой общеевропейской и христианской цивилизации, к которой, как бы кто и что ни говорил, исторически принадлежала Россия. И СССР никогда не рассматривал себя как отдельную коммунистическую цивилизацию.

Тем не менее очевидно, что происходящие изменения и разрыв с ориентированной на Запад политикой прошлых лет отражают не просто изменение геополитического вектора, но и являются объективным следствием кризиса современной глобализации, которая, создав контуры единого мира, стала разваливаться на глазах. Этот кризис – во многом следствие неолиберальных социал-дарвинистских подходов, эгоизма транснациональных корпораций и усиления неравномерности развития стран и континентов. А поскольку существует единое мировое информационное пространство, то эти различия, вызванные не только цивилизационными расхождениями, но и обостряющимися социальными противоречиями, становятся всем очевидны. Особенно кризис глобализации виден на фоне нарастающего соперничества двух крупнейших игроков на международной арене – США и КНР. Россия могла бы стать посредником между ними и самостоятельным геополитическим центром силы, поскольку столкновение этих двух экономических гигантов может стать для мира фатальным.

«На наших глазах идет бурная реакция синтеза цивилизаций», – справедливо отмечает Владислав Сурков. Но такой синтез может быть успешным только на базе общей системы гуманистических ценностей, выработанных в ходе социального прогресса. Поскольку традиционные ценности разных народов, стран и культур далеко не всегда похожи и включают не только исторически оправданные, но подчас откровенно отсталые нормы и представления.

Человечество стоит перед угрозой разрастания конфликтов в разных регионах мира, если не будет выработана новая более прогрессивная, социально ориентированная и демократическая форма глобализации, тем более что справедливым недовольством жителей глобального Юга активно пользуются религиозно окрашенные экстремистские силы, которые хотят уничтожить всякую цивилизацию и вернуть мир в глобальное средневековье. 


Читайте также


Приоритеты внешней политики Польши серьезно изменятся

Приоритеты внешней политики Польши серьезно изменятся

Валерий Мастеров

Президент и премьер спорят об ответственности за размещение в стране ядерных боеголовок НАТО

0
1404
Россия может победить в санкционной битве с Западом

Россия может победить в санкционной битве с Западом

Михаил Сергеев

Правительству РФ советуют восстановить стимулы для частных инвестиций

0
2089
Нужна ли Россия Латинской Америке

Нужна ли Россия Латинской Америке

Ирина Акимушкина

Причины сложностей транзита через Стамбул в Новый Cвет

0
1537
Российской экономике сильно повезло в начале 2024 года

Российской экономике сильно повезло в начале 2024 года

Михаил Сергеев

Чиновники повысили прогноз по росту реальных доходов населения

0
1967

Другие новости