0
1140
Газета Расследования Интернет-версия

16.05.2005 00:00:00

Заложники стратегического значения

Тэги: горавалдай, петербург


Военный городок Гора-Валдай Ломоносовского района Ленинградской области до развала СССР принадлежал тылу авиации Балтийского флота. Городок был центрального подчинения, то есть замыкался на Москву и имел статус закрытого военного объекта.

Уже более 10 лет жители городка борются за свое существование. По периметру к городку примыкает лесопарковая зона площадью 98,6 га. Но по сей день, несмотря на то что Минобороны РФ считает для себя городок ликвидированным, распоряжаться землями военное ведомство никому не дает. Поэтому в самые тяжелые годы люди не могли разбить за каменной оградой огороды, развести живность, чтобы как-то продержаться. Хотя по Земельному кодексу участок не подходит к категории земель Минобороны, поскольку на его территории не дислоцируются воинские части.

Никто из жителей Гора-Валдай не мог приватизировать свое жилье. Постепенно городок стали превращать в резервацию. Закрыли отделение связи, медпункт, детсад, школу. Бывали случаи, когда люди умирали в ожидании приезда «скорой». Настоящим бедствием стало электроснабжение и отопление. Поскольку городок расположен в лесу, то в непогоду деревья падали и рвали провода. Несколько лет подряд не завозили уголь в котельную. Потом сгорел и клуб, к тому времени уже давно бездействовавший. Это было здание позапрошлого века – летний дом графа Воронова. В городке осталась лишь одна достопримечательность – построенная одновременно с домом Воронова церковь. Церковь восстановили общими усилиями, и, после того как в городок на постоянное жительство прибыл отец Александр, она стала действующей.

Постепенно некогда морально чистый городок стал превращаться в зону социального бедствия. Людей одолевала изматывавшая души депрессия, от которой многие пытались спастись пьянством. Городок захлестнула волна самоубийств, убийств и грабежей. Из жизни ушли фронтовик Ершов, майор дальней авиации в отставке Селиверстов, не дождавшаяся «скорой» вольнонаемная Марсенсова, умерший от болезней в полном одиночестве капитан первого ранга в отставке Поваляев, сгоревшая заживо семья отставного мичмана Чирвы, свела счеты с жизнью супруга списанного в запас майора авиации, заместителя командира части Гузенкова, после того как семья лишилась средств к существованию. А вольнонаемного кочегара котельной его же собутыльники живьем сожгли в топке. Не обошли стороной Гору-Валдай наркомания и токсикомания. Дурь завозилась из Петербурга, Ломоносова, Соснового Бора, Лебяжьего, словом, отовсюду, где молодые люди учились или находили работу.

Все это заставило местных жителей задуматься о создании своего комитета территориального самоуправления. Нужно было определить статус, в котором находится населенный пункт после закрытия военного городка. Инициативная группа во главе с капитаном второго ранга в отставке, атомщиком-механиком Семеном Киселевым сделала запрос военному руководству Ленинградской военно-морской базы. В официальной справке за подписью начальника отдела морской инженерной службы Ленинградской ВМБ Виктора Быстрова говорилось: «Справка дана в том, что Гора-Валдай, где вы проживаете, считается закрытым военным городком, который был объявлен таковым приказом командующего Балтийским флотом. Действие приказа не отменено до настоящего времени. С 1995 года Министерство обороны, хотя и не может его содержать, но в случае военных действий он имеет стратегическое значение».

О «стратегическом значении» городка знали и догадывались многие, благо большинство – бывшие офицеры. Для того чтобы сохранить этот объект, Ленинградская военно-морская база оставила за собой бывшие казармы и конюшни Кавалергардского полка (его летние лагеря), которые сейчас используются как склады и охраняются стрелками ВОХР. На трех этих складах хранится «НЗ» (неприкосновенный запас) – тайна за семью печатями. Правда, все знают, что эти склады, надежно скрытые в лесах Карельского перешейка, – всего лишь перевалочный пункт для вещей, которые дожидаются своего списания по сроку давности. Затем новенькие полушубки, офицерские тулупы, лодки и шлюпки, альпаковки (накидки), парашюты, унты, меховые комбинезоны обретают вторую жизнь. Отдел фондового имущества Военно-морской базы после списания реализует их своим людям за бесценок.

Конечно, в дело могла бы вмешать районная администрация. Но местная власть сделала все, чтобы не дать городку официального статуса. Инициативной группе на протяжении нескольких лет через районный и областной суды пришлось добиваться регистрации самоуправления. Итогом стало свидетельство о регистрации комитета территориального самоуправления, в котором главной была фраза «без права юридического лица». Что означает невозможность иметь свой счет, без которого любая организация – пустой звук.

В чем причина такого ожесточенного сопротивления районной власти? Дело в том, что Гора-Валдай входит в 30-километровую зону Ленинградской атомной станции. Следовательно, соответствующим приказом правительства и в соответствии с постановлением МАГАТЭ поселок, как расположенный в непосредственной близости от крупного энергетического атомного объекта, должен получать на социально-экономическое развитие 2% годовой прибыли ЛАЭС. Вся эта прибыль долгие годы, минуя Гору-Валдай, поступала и поступает непосредственно в район. А речь идет о деньгах немалых – примерно 15 млн. руб. в год. Такую сумму определила Счетная палата Законодательного собрания Ленинградской области. Не говоря уже о целом перечне объектов, которые были разграблены или просто вывезены с территории городка с ведома местных властей. А это сборно-разборные щитовые финские домики, деловая древесина, лес и т.д.

В настоящее время жители поселка после 10-летней борьбы оказались снова у разбитого корыта. А Гора-Валдай как была, так и осталась для них резервацией.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Иван Родин

Партийную принадлежность следующего уполномоченного по правам человека еще определяют

0
399
Сердце не бывает нейтральным

Сердце не бывает нейтральным

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

135 лет со дня рождения прозаика и публициста Ильи Эренбурга

0
397
Пять книг недели

Пять книг недели

0
225
Наука расставания с брюками

Наука расставания с брюками

Вячеслав Харченко

Мелочи жизни в одном южном городе

0
372