0
3590

29.11.2012 00:00:00

Не плагиат, а трафарет

Михаил Эпштейн

Об авторе: Михаил Наумович Эпштейн - философ, культуролог, литературовед, эссеист.

Тэги: жизнь, плагиат, эпштейн


жизнь, плагиат, эпштейн Следование шаблону есть мера безжизненности.
Рисунок Николая Эстиса

Жить – уже плагиат.

Эмиль Чоран

Мысль Чорана глубока, но не оригинальна. Это, в свою очередь, плагиат из Сергея Есенина: «В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей». Но и эта мысль, как и все подобные, заимствована у Экклесиаста... «Что было – то и будет, и что делалось – то и будет делаться, и нет ничего нового под Солнцем!» (1:9).

Однако сам Экклесиаст к середине своей книги приходит к отрицанию этой мысли, призывая наслаждаться сполна той единственной жизнью, которую даровал нам Господь. «И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться» (8:15). Конечно, чем дольше живешь, тем больше обнаруживаешь в жизни признаки вторичности, следы проложенной колеи. Но это неизбежная вторичность жанра, а не текста. Можно ли считать плагиатом роман или сонет только потому, что они написаны в жанре романа или сонета? Жанру и надлежит «уже быть», предсуществовать тексту. В сонете порядок рифм и количество строк заранее заданы, как и в жанре жизни – порядок ее ходов и чреда событий. Рождение, детство, учение, страсти, работа, болезни, смерть – все это условия жанра. Но чем теснее границы жанра, тем виртуознее и оригинальнее может быть текст, смиренно принимающий все его условия, а вместе с тем безумно дерзкий в их пределах. Именно жанровое сходство данного текста с другими определяет его уникальность. Достоинства и новизна романа выявляются на фоне других романов.

Жизнь может опускаться до плагиата, когда воспроизводится уже не жанр, а чужой или типовой текст. Многие люди списывают свою жизнь с других. Хорошо если с отличников, а не с двоечников. Строчат, подглядывая в чужую исписанную страницу. Собственно, даже плагиат – еще не самый тяжелый случай, поскольку он предполагает избирательность кражи. Суворов, например, списывал с Ганнибала, а много других заслуженных полководцев – с Суворова. Самый прискорбный случай – не плагиат, а трафарет. Когда все в жизни уже заранее прописано, остается только вставить нужные имена и даты.

Конечно, и в следовании шаблону есть меры безжизненности. Подневольная жизнь, когда шаблон мне навязан насильно, под угрозой тюрьмы или смерти. И пошлая жизнь, когда я, прицениваясь на распродаже, сам покупаю себе нужный шаблон, как поздравительную открытку с готовым текстом, которую остается только подписать.

* * *

Итак, жизнь – не обязательно плагиат, это жанр существования, точнее, выбор из множества жанров. Есть жизни-поэмы, жизни-романы, жизни-трагедии, жизни-сказки... Но в редчайших случаях жизнь может и выходить за пределы жанра или приводить к рождению нового жанра. Основоположником трагедии, как известно, был Эсхил. Первым лириком – Архилох. Первым эпиком – Гомер. Первым баснописцем – Эзоп. Исследователи спорят о том, когда возник жанр романа и кто был его создателем, но несомненно, что у всякого жанра есть начало и кто-то в нем был первым, хотя установить это не всегда возможно. Вот так же можно представить себе и зарождение новых жизненных жанров, названия для которых придумают потомки.

В английском языке есть выражение larger than life – больше, чем жизнь. Так говорят, например, о китайском императоре Цинь Шихуане (259–210 годы до н.э.), объединителе, по сути, создателе китайского государства. В часе езды от Сианя – его гробница, которую охраняют тысячи терракотовых воинов. Сам мавзолей закрыт для посещения, поскольку там воспроизведено в миниатюре все мироздание, причем реки и озера сделаны из ртути. Предполагал ли император, что хранилище его останков само станет смертельно опасным или именно этого он и добивался: сделать свою смерть убийственной для других? Усыпальницу начали возводить, как только Цинь Шихуан взошел на трон. Едва утвердив себя в земном царстве, он задумался о своем небесном престоле. И всю жизнь был занят только тем, что покорял пространство. Строил Китай и строил мавзолей, прокладывал себе путь в бессмертие. Цинь Шихуан не был плагиатором, такие жанровые прецеденты отсутствовали в его культуре. Он создал жанр «жизни, которая больше, чем жизнь», который впоследствии освоил Мао Цзэдун.

Но можно быть изобретательным и в обратном направлении. Франц Кафка создал жанр, который можно назвать «меньше, чем жизнь». Если и не создал, то возвел в литературно-творческий канон житие недочеловека. Даже лучшие свои произведения, при жизни не опубликованные, он завещал не сохранять для потомства. И то, что они все-таки уцелели благодаря непослушанию его душеприказчика, стало монументом этой не свершенной жизни, которая сама себя боится, укорачивает себя, устает от каждого шага, уклоняется от решительных действий и при том наполнена изнутри невероятной силой самосознания.

Чей пример заразительнее, Цинь Шихуана или Франца Кафки? Трудно сказать, каждому свое, но абсолютный максимум и абсолютный минимум сходны в том, что они абсолютны. Так что жизнь, как текст, не всегда плагиат и даже не всегда готовый жанр, в ней есть место для поисков нового жанра, в чем преуспели, в частности, такие писатели и мыслители – разножанровые жизнетворцы, – как Кант и де Сад, Гете и Байрон, Кьеркегор и Ницше, Рембо и Пруст, Толстой и Солженицын, Хемингуэй и Генри Миллер. Абсолютно стерильная, лишенная любых страстей, кроме интеллектуальных, жизнь Канта (1724–1804) и оргийно-перверсивная, лишенная намека на воздержание и целомудренность жизнь де Сада (1740–1814). А ведь они почти современники и оба совершили коперниковский переворот в морали.

Конечно, даже яркие и насыщенные жизни могут не выходить за пределы веками выработанного жанра, название которого часто совпадает с основным занятием или призванием личности. У Пушкина, Лермонтова, Блока и Есенина – жизнь поэта, жанровый канон которой в основном сложился уже у Байрона: открытость стихиям, скитальчество, презрение к уюту, вызов судьбе, ранняя гибель. У Ньютона и Эйнштейна – жизнь ученого, у Гегеля и Шопенгауэра – жизнь философа, у Ван Гога и Пикассо – жизнь художника, у других – жизнь воина, инженера, учителя, врача, крестьянина, монаха и так далее. Как ни богаты могут быть такие жизни событиями, они все-таки укладываются в рамки своей жанровой традиции, которая не исключает захватывающих приключений, как не исключает, а предполагает их, например, канонический жанр приключенческого романа.

В ряде случаев целостное определение жизни берется не из номенклатуры профессий, а из других социальных или асоциальных ролей. Жизнь донжуана, жизнь денди, жизнь примерного семьянина, жизнь страдальца... Можно себе представить себе и жизни футбольного болельщика, шопоголика, киномана, метросексуала, когда некие непрофессиональные, потребительские, досуговые занятия все более претендуют на целостный охват и детерминацию жизни.

Более интересны случаи, когда профессиональное и жизненное не совпадают, когда писатель ведет жизнь не писателя, а помещика и пророка (Лев Толстой), или заключенного (Александр Солженицын), или клерка, служащего (Томас Элиот, Стивенс), или монаха (Джералд Хопкинс). Как вернее сказать: монах Мендель прожил жизнь ученого-генетика или ученый-генетик Мендель прожил жизнь монаха? Что считать субъектом, а что предикатом жизни? Зависит ли это от того, какая роль была усвоена раньше: монах ли стал заниматься наукой или ученый ушел в монахи? Тогда первая идентичность, очевидно, выступит в роли субъекта, а вторая – предиката.

* * *

Еще один вопрос возникает из соотношения жизни и живущего: всегда ли их свойства совпадают? Может ли умному человеку выпасть глупая жизнь? Кажется, в жизни Пушкина было много бездумного и бессмысленного, включая роковую дуэль, хотя сам ее автор был вполне умен. Но живущий порой бывает не столько автором, сколько персонажем своей жизни, а ведь известно, что у умных авторов порой встречаются глупые персонажи. Жизнь бывает умнее и смелее живущего – или глупее и боязливее. Может ли быть трусливой жизнь смельчака? Многие сталинские полководцы, соколы и ястребы военных битв, в мирной жизни порой напоминали трепещущих сов.

Спи! У истории русской страницы

хватит для тех, кто в пехотном строю

смело входили в чужие столицы,

но возвращались в страхе в свою.

Иосиф Бродский «На смерть Жукова»

Но можно ли вообще применять к жизни свойства живущего или умным и глупым, смелым и трусливым бывает только он сам? Нельзя исключить, что эти свойства переносимы с живущего на жизнь и обратно, но отсюда не следует, что они всегда совпадают. Ведь жизнь только частично зависит от живущего, а еще – от времени и места, от близких и дальних, от случая и судьбы… Как связан характер человека с жанром его жизни, какими законами управляется эта связь и почему они могут так сильно разниться? Выдающийся человек может прожить вполне заурядную жизнь (приходят на ум Чаадаев, Фет и Гончаров). Но может ли, наоборот, заурядный человек, как, например, Брежнев, прожить великую жизнь? Это более сомнительно, здесь нет симметрии. Жизнь – это взаимодействие человека и обстоятельств, которые, как правило, мельче и пошлее живущего. Поэтому яркий человек проживает тусклую жизнь чаще, чем тусклый – яркую. Романтик и авантюрист в душе чаще ведет жизнь обывателя, чем обыватель в душе – жизнь романтика. Но бывает и так, что очень обыкновенный человек попадает в исторические обстоятельства, которые возносят его на необыкновенную высоту. Так выпало на долю почти всем прославленным деятелям сталинского круга, именами которых были названы улицы и города – Молотов, Каганович, Жданов, Ворошилов...

Можно представить себе тусклую жизнь яркого человека и яркую – тусклого, жестокую жизнь добряка, добрую – грешника, грустную – весельчака, трагическую жизнь комика или комическую – трагика. Такими перевертышами и оксюморонами богаты жизненные жанры. Так что нужно быть осторожнее с определением жизни как плагиата. Жизнь человека может отличаться от него самого даже больше, чем он сам – от других людей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
855
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
1039
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
1161
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
1117

Другие новости