0
5768

12.11.2015 00:01:00

Хлебников. Харьков

Андрей Краснящих

Об авторе: Андрей Петрович Краснящих – прозаик, эссеист

Тэги: поэзия, абсурд, модернизм, юмор, футуризм, маяковский, есенин, харьков, красная армия, гражданская война


фото
Председатель Земного шара
Велимир Хлебников.
Фото 1916 года 

Велимир Хлебников, как известно, вел жизнь странника и редко где задерживался больше чем на месяц-два. Харьковский период жизни Хлебникова необычайно долгий – «великое харьковское сидение», 16 месяцев, с апреля 1919-го по август 1920 года, и необычайно плодотворный, его «Болдинская осень». За это время им было написано шесть поэм, в том числе вершинные в его творчестве «Ладомир» и «Поэт», и несколько десятков стихотворений.

В Харькове Хлебников бывал и до этого: здесь жили его друзья, тоже поэты-футуристы, Григорий Петников и Николай Асеев. В 1916 году, призванный на военную службу, к которой был ни физически, ни психически не пригоден, Хлебников обращается за помощью к знакомому врачу, приват-доценту Военно-медицинской академии Кульбину, и проходит психиатрическую комиссию. Ему диагностируют неврастению и дают месячный отпуск. 20 августа Хлебников едет из Астрахани в Харьков, а оттуда в поселок Красная Поляна (ныне село Змиевского района, Боровского сельсовета), где у жен Асеева и Петникова, сестер Оксаны и Веры Синяковых, была дача.

В следующем, 1917 году Хлебников побывал в Харькове и Красной Поляне несколько раз. В начале марта – так до сих пор и не комиссованный, рядовой запасного пехотного полка – приехал из Саратова, получив от медиков новый, пятимесячный отпуск, затем уезжает с Петниковым в Москву. Во второй половине апреля Хлебников снова в Харькове, и здесь его настигает воинская повестка. Чтобы избежать очередного призыва, он на 10 дней ложится на освидетельствование в Сабурову дачу – губернскую земскую психиатрическую больницу (ныне – Харьковская областная клиническая психиатрическая больница № 3; ул. Академика Павлова, 46), ему опять дают пятимесячный отпуск. И еще раз он приедет летом.

Отчасти эти поездки Хлебникова в Харьков были связаны и с тем, что здесь его (стараниями Петникова и Асеева) много печатали. То в одном сборнике, то в другом, газетах, альманахах, журналах появлялись его стихи. Но лишь отчасти: в апреле 1919-го, получив в Москве прописку и, главное, заключив договор с издательством на полное собрание сочинений, Хлебников все бросает и неожиданно уезжает в Харьков. Маяковский об этом вспоминает: «Практически Хлебников – неорганизованнейший человек. Сам за всю свою жизнь он не напечатал ни строчки. <…> Его пустая комната всегда была завалена тетрадями, листами и клочками, исписанными его мельчайшим почерком. Если случайность не подворачивала к этому времени издание какого-нибудь сборника и если кто-нибудь не вытягивал из вороха печатаемый листок – при поездках рукописями набивалась наволочка, на подушке спал путешествующий Хлебников, а потом терял подушку. Ездил Хлебников очень часто. Ни причин, ни сроков его поездок нельзя было понять. Года три назад мне удалось с огромным трудом устроить платное печатание его рукописей <…>. Накануне сообщенного ему дня получения разрешения и денег я встретил его на Театральной площади с чемоданчиком. «Куда вы?» – «На юг, весна!..» – и уехал. Уехал на крыше вагона <…>» («В.В.  Хлебников». 1922). Книга так и не вышла.

Живет Хлебников в Красной Поляне у Синяковых и в Харькове. Публикацией его стихов занимается Петников (Асеев в сентябре 1917 года был избран в полковой Совет солдатских депутатов и с эшелоном раненых сибиряков отправился в Иркутск; потом уехал на Дальний Восток), организовавший в то время издательство «Лирень» и журнал «Пути творчества». Для «Путей творчества» Хлебников и написал свою главную теоретическую работу – статью «Наша основа» с наиболее полным изложением своего поэтического кредо. О том, как она появилась, вспоминает секретарь редакции «Путей творчества», литературовед и критик Виктор Перцов: «Как-то я увидел Хлебникова и затащил его к себе. По обыкновению он хотел есть. Я приготовил ему горку бутербродов, усадил его за стол, дал бумагу и перо, и Хлебников моментально стал покрывать бумагу мелкими кругловатыми значками. Писал он совершенно безостановочно, ничего не перечеркивая, как будто переписывал с ясно напечатанного текста. По мере того как росла стопка исписанных листов, уменьшалась стопка бутербродов, и когда она кончилась, Хлебников остановился. Пришлось вновь подбрасывать топливо. Так он и написал единым духом целый печатный лист, не отходя от стола, на память цитируя примеры, исторические события, давно прошедшие даты, словом – целую энциклопедию справок. Немудрено, что написанное Хлебниковым не поддается учету. Он мог производить в любое время, в любом количестве, была бы только бумага и карандаш. В столе не нуждался, так как писал и лежа, и в любом положении. У него все было приготовлено на годы, на десятилетия вперед. Поэтому когда он принимался писать, то просто открывал кран. И тогда – хорошо устоявшаяся, крепкая струя спокойно шла» (Виктор Перцов, «Современники»).

25 июня в Харьков вступает Добровольческая армия Деникина, и Хлебников, чтобы избежать очередной мобилизации, скрывается в Красной Поляне. Однако там тоже становится небезопасно: однажды Хлебникова – «грязного, одетого в мешок, завязанный веревкой» – арестовывают, приняв за красного шпиона. И если б Синяковы не разъяснили деникинцам, что перед ними «знаменитый поэт Хлебников», его бы расстреляли.

Хлебников все-таки получает мобилизационную повестку. Петников обращается к своему знакомому «по митингам и сборищам литературным», военному комиссару штабс-капитану Ладнову, но и тот все, чем может помочь, – это выдать официальное направление на психиатрическую экспертизу. С таким «казенным письмом» Хлебников и отправился на уже знакомую Сабурову дачу, где ему предстоит провести всю осень и начало зимы.

С лечащим врачом ему очень повезло. Владимир Яковлевич Анфимов, главврач больницы, хорошо сознавая культурную ценность личности Хлебникова, постарался, чтобы время, проведенное поэтом в больнице, было для него творчески насыщенным: давал ему задания написать на ту или иную тему (охота, лунный свет, карнавал). Так появились «Сказка о зайце», стихотворение «Лунный свет», поэма «Поэт» («лучшая моя вещь» –  Хлебников), а кроме того, стихи «Ангелы», «Горные чары», поэмы «Лесная тоска» и «Гаршин» (в «Гаршине» описывается жизнь на Сабуровой даче: Всеволод Гаршин – до Хлебникова самый знаменитый пациент Сабурки – лежал здесь с мая по сентябрь 1880 года). Именно «сабуровскую осень» Хлебникова как самый плодотворный период в его жизни литературоведы сравнивают с Болдинской осенью Пушкина.

В больнице Хлебникова навещал Петников. Но потом и Петников уезжает в Москву, и когда 12 декабря в Харьков входит Красная армия и Хлебникову больше нет нужды скрываться в психбольнице, оказывается, что идти ему некуда: все харьковские друзья за это время разъехались, а больничные правила требуют, чтобы больного при выписке кто-то обязательно взял на поруки. Помощь пришла абсолютно неожиданно и от незнакомых людей. Следователь Реввоентрибунала Александр Николаевич Андриевский (позже он станет известным кинорежиссером, директором киностудии им. Горького, одним из создателей стереокино в СССР), появившийся в Харькове вместе с Красной армией, был хорошо знаком с творчеством футуристов и Хлебникова, читал наизусть, и, случайно узнав, что поэт содержится в местном сумасшедшем доме и его не выпускают, явился туда, предъявил Анфимову «страшный» мандат, где говорилось, что он имеет право арестовать «любое гражданское лицо безотносительно к должности, которое это лицо занимает», чем напугал доктора до полусмерти, и забрал из больницы Хлебникова.

Поселил его Андриевский, где жил сам, – на Чернышевской, 16, кв.  2 (здание сохранилось, теперь здесь гинекологическое отделение роддома № 3) – в доме,  преобразованном в общежитие-коммуну. Квартира 2 занимала весь второй этаж дома, и в ней жили коммуной «левые художники». Воспоминания Андриевского называются «Мои ночные беседы с Хлебниковым»: эти беседы касались всеобщих физических и математических законов мироздания. Хлебников обдумывал свою философскую теорию, которую через полтора года, уже в Железноводске, изложит в трактате о «законах времени» – «Доски судьбы» (а самому Андриевскому посвятит поэму «Председатель чеки», написанную осенью 1921-го в Пятигорске).

 Андриевский говорит о глубоких фундаментальных знаниях Хлебникова в точных науках и поразившем его позже предвосхищении поэтом многих открытий в физике. Например: «<…> я утверждаю свою убежденность в пульсации всех отдельностей мироздания и их сообществ. Пульсируют солнца, пульсируют сообщества звезд, пульсируют атомы, их ядра и электронная оболочка, а также каждый входящий в нее электрон. Но такт пульсации нашей галактики так велик, что нет возможности его измерить. Никто не может обнаружить начало этого такта и быть свидетелем его конца. А такт пульсации электрона так мал, что никакими ныне существующими приборами не может быть измерен. Когда в итоге остроумного эксперимента этот такт будет обнаружен, кто-нибудь по ошибке припишет электрону волновую природу. Так возникнет теория лучей вещества. Разговор происходил ранней весной 1920 года. Если я запомнил его содержание и даже отдельные формулировки Велимира, то только потому, что эти его высказывания показались мне чересчур парадоксальными и порожденными его неуемной фантазией. Все же если не в ту же ночь, то на следующий день я их записал. Нетрудно представить, до какой степени я был потрясен, когда в 1925 году, то есть спустя три года после смерти Хлебникова, до меня дошли первые сведения о диссертации Луи де Бройля, написанной им в 1924 году. <…> Я прочел ее несколько раз от корки до корки <…>. Сомнений не было никаких... Луи де Бройль пришел к предсказанному Хлебниковым выводу о волновой природе электрона, о дуализме частицы-волны».

В конце марта Андриевский уезжает из Харькова вместе с Реввоенсоветом продвигающейся на юго-запад армии, а Хлебников, по всей видимости, тогда же – по неизвестным причинам – переселяется из коммуны в расположенный во дворе того же здания флигель (он тоже сохранился; сейчас здесь медицинские лаборатории). Здесь его примерно 12 апреля навещают приехавшие две недели назад из Москвы Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф.

«Хлебников сидит на полу и копошится в каких-то ржавых, без шляпок, гвоздиках. На правой руке у него щиблета.

Он встал нам навстречу и протянул руку с щиблетой.

Я, улыбаясь, пожал старую дырявую подошву. Хлебников даже не заметил.

Есенин спросил:

– Это что у вас, Велемир Викторович, сапог вместо перчатки?

Хлебников сконфузился и покраснел ушами – узкими, длинными, похожими на спущенные рога.

– Вот… сам сапоги тачаю… Садитесь…

Сели на кровать.

– Вот…

И он обвел большими, серыми и чистыми, как у святых на иконах Дионисия Глушицкого, глазами пустынный квадрат, оклеенный желтыми выцветшими обоями.

– Комната вот… прекрасная… только не люблю вот… мебели много… лишняя она… мешает.

Я подумал, что Хлебников шутит.

А он говорил строго, тормоша волосы, низко, под машинку остриженные после тифа (Хлебников дважды перенес тиф еще на Сабуровой даче. – А.К.).

Голова у Хлебникова, как стакан простого стекла, просвечивающий зеленым.

– И спать бы… вот можно на полу… а табурет нужен… заместо стола я на подоконнике… пишу… керосина у меня нет… вот и учусь в темноте… писать… всю ночь сегодня… поэму…

И показал лист бумаги, исчерченный каракулями, сидящими друг на друге, сцепившимися и переплетшимися.

Невозможно было прочесть ни одного слова.

– Вы что же, разбираете это?

– Нет… думал вот, строк сто написал… а когда вот рассвело… вот и…

Глаза стали горькими:

– Поэму… жаль вот… ну, ничего… Я, знаете, вот научусь в темноте… непременно в темноте…

На Хлебникове длинный черный сюртук с шелковыми лацканами и парусиновые брюки, стянутые ниже колен обмотками.

Подкладка пальто служит тюфяком и простыней одновременно». (Анатолий Мариенгоф, «Роман без вранья». 1926).

Во время визита к Хлебникову Есенину пришла в голову идея через неделю, во время вечера имажинистов в Городском театре (сейчас – Театр им. Шевченко, ул. Сумская, 9) устроить представление с посвящением Хлебникова в Председатели Земного шара. (Само Общество Председателей Земного шара, в котором он намеревался объединить 317 лучших людей со всей планеты, что правили бы идеальным всемирным «Государством времени», было основано Хлебниковым в феврале 1916 года. Время от времени от имени этого общества Хлебников писал воззвания; также вышло четыре номера издания «Временник».)

Вечер состоялся 19 апреля, в первом отделении выступали Есенин и Мариенгоф, второе было отведено под церемонию посвящения. Мариенгоф пишет:

«Неделю спустя перед тысячеглазым залом совершается ритуал.

Хлебников, в холщовой рясе, босой и со скрещенными на груди руками, выслушивает читаемые Есениным и мной акафисты, посвящающие его в Председатели.

После каждого четверостишия произносит:

– Верую.

Говорит «верую» так тихо, что еле слышим мы. Есенин толкает его в бок:

– Велемир, говорите громче. Публика ни черта не слышит.

Хлебников поднимает на него недоумевающие глаза, как бы спрашивая: «Но при чем же здесь публика?» И еще тише, одним движением рта, повторяет:

– Верую.

В заключение как символ Земного шара надеваем ему на палец кольцо, взятое на минуточку у четвертого участника вечера – Бориса Глубоковского (актер, прозаик, журналист, друг Есенина; в 1924-м арестован по делу «Ордена русских фашистов»; в 1932-м покончил с собой в ссылке в Сибири. – А.К.). Опускается занавес.

Глубоковский подходит к Хлебникову:

– Велемир, снимай кольцо.

Хлебников смотрит на него испуганно за спину.

Глубоковский сердится:

– Брось дурака ломать, отдавай кольцо!

Есенин надрывается от смеха. У Хлебникова белеют губы:

– Это… это… Шар… символ Земного шара… А я – вот… меня… Есенин и Мариенгоф в Председатели…

Глубоковский, теряя терпение, грубо стаскивает кольцо с пальца. Председатель Земного шара, уткнувшись в пыльную театральную кулису, плачет светлыми и большими, как у лошади, слезами».

Райт-Ковалева пишет: «Осталось только невыносимое чувство стыда за всю эту комедию, жалость к нашему другу, бормочущему что-то под нос, какое-то кольцо, которое надевают ему на палец под хохот публики, – а потом, за кулисами, – растерянный, обиженный, плачущий Хлебников: у него отнимают кольцо, все это было «нарочно», а он поверил... Мы его пытались увести, а может быть, даже и увели оттуда, но у меня с тех пор зародилась невольная и прочная неприязнь к имажинистам. После того несчастного вечера мы еще больше привязались к Хлебникову».

В апреле Александр Лейтес, секретарь клуба «Коммунист», располагавшегося по Московской улице (сейчас тоже часть Московского проспекта) в доме № 20 Харьковского губкома КП(б)У, получивший задание организовать центральную литературную студию, приглашает Хлебникова на ее первое заседание. Придя без опоздания, Хлебников три часа молча слушал выступления других писателей, а также литературоведов, предлагавших лекционные курсы для студийцев, а затем после настойчивых просьб предложил свои: по принципам японского стихосложения (японский он самостоятельно изучал еще в начале века) и методам строительства железной дороги в Японию, через Гималаи, параллельно границе с Китаем, к Тихому океану, дальше – постоянно действующая паромная переправа.

«На должность лектора в клубе «Коммунист» Хлебникова не утвердили, но зачислили трубачом в клубный оркестр. Это было сделано для того, чтобы поэт мог получать паек. Конечно, паек был скудный и состоял в основном из хлеба со жмыхом и сахарина, но Хлебников не жаловался» (София Старкина. «Велимир Хлебников»). И приглашали выступать на поэтические вечера литстудии. Лейтес пишет: «Никаких внешних данных поэта-оратора (а тем более эстрадного говоруна) у него не было. Скандировал он тихим, чаще всего вялым голосом. Случалось, что переходил на скороговорку, на шепот, а то и просто обрывал чтение, произнося при этом свое обычное «и тому подобное» или «и так далее».

Здесь, в «Коммунисте», в середине мая Хлебников встретится с приехавшим в Харьков наркомом просвещения Анатолием Луначарским (попросит Лейтеса устроить встречу), чтобы предложить несколько строф из поэмы «Ладомир», над которой в то время работал, в качестве нового пролетарского гимна взамен «Интернационала».

Но, как ни вжился Хлебников в Харьков, летом 1920-го его все больше мучил «голод по пространству», он рвался к родителям в Астрахань или на Кавказ, где уже Советская власть и можно ехать. 22 августа он получает в харьковском Политпросвете два удостоверения о командировках в Астрахань и Баку (там 1 сентября начинался Первый съезд народов Востока).

Дальше были Ростов-на-Дону, Армавир, Дагестан, поход в Персию с Персидской Красной армией (в качестве лектора), работа у местного хана воспитателем его детей. Потом опять Баку, Железноводск, Пятигорск, Москва и смерть  в 1922-м  от паралича и гангрены в деревне Санталово Крестецкого уезда Новгородской губернии.

А в Харькове Хлебников остался легендой. 

Харьков


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2075
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4767
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2613
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3001

Другие новости