0
3596
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

08.06.2017 00:01:00

Гаджет в руках ребенка меняет все

Медиаобразование – это новая грамотность XXI века

Ирина Жилавская

Об авторе: Ирина Владимировна Жилавская – заведующая кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан при Московском педагогическом государственном университете.

Тэги: минобрнауки, медиаобразование


минобрнауки, медиаобразование Медиаобразование необходимо скорее не школьнику, а школе. Фото Агентство «Москва»

Руководство Министерства образования и науки РФ в последнее время все активнее поддерживает инициативы, направленные на подготовку специалистов в области медиаобразования. Речь идет в первую очередь о повышении уровня медиакомпетенций педагогов, разработке новых образовательных программ, введении элементов медиаобразования в базовые дисциплины и т.д. Все это свидетельствует о постепенном формировании в нашей стране образовательной политики в области медиа. Это открывает новые возможности для качественного скачка.

Сегодня медиаобразование как педагогическое направление становится не просто актуальным, но в определенной степени модным, а в некоторых случаях и просто конъюнктурным. Кто-то уже давно использует в своей работе медиаобразовательные технологии, кто-то еще только пытается разобраться, что это такое, а кто-то объявляет медиаобразование приоритетным направлением школы, абсолютно не понимая сути явления. При этом многие совершенно искренне задаются вопросом: зачем школьнику медиаобразование?

Если быть точным, то медиаобразование необходимо скорее не школьнику, а школе, любой другой образовательной организации. Это предмет ее деятельности, как и всякое образование, только в медиасреде. И если понимать медиасреду не только как область средств массовой информации или журналистики, а как всеобъемлющую сферу коммуникации, то становится понятным, что жить в этой сфере и не понимать природы, закономерностей и последствий неразумного использования ее ресурсов – значит либо иметь серьезные проблемы, либо вообще остаться на обочине жизни.

Школьнику сегодня необходима современная медийно-информационная грамотность (МИГ). Она оценивается экспертами как новая грамотность XXI века. Это не просто умение читать, писать и считать. Это те компетенции, которые в настоящее время позволяют человеку эффективно решать свои профессиональные задачи, безопасно взаимодействовать с людьми и машинами, понимать скрытые смыслы происходящего, создавать различные медиатексты. Человек, не обладающий этими знаниями и навыками, легко становится марионеткой в чужих руках и не способен отличить правду от лжи. Он оказывается беспомощным как в решении элементарных бытовых проблем, которые в большинстве своем сегодня легко решаются в цифровой среде, так и в реализации масштабных профессиональных проектов.

По сути, медийно-информационная грамотность сводится к трем укрупненным блокам. Это, во-первых, комплекс компетенций в области поиска и обработки информации. Здесь школьник должен научиться осознавать свои информационные потребности, чтобы не бороздить бездумно просторы Интернета, затем освоить безопасные технологии поиска информации и ее обработки – классификации, систематизации, при этом уметь сознательно ограничивать число источников и каналов информации до необходимого количества.

Во-вторых, это анализ и оценка каналов поступления и качества информации. Подросток должен иметь целостное представление о медиа и их разнообразии, уметь критически оценивать полученную информацию, владеть навыками верификации информации, распознавать технологии информационного воздействия различных групп людей и объединений, преследующих собственные интересы, а также быть способным контролировать свое медиаповедение и соблюдать информационную гигиену.

В-третьих, это большой комплекс компетенций, связанных с грамотным и безопасным использованием информации и производством медиапродуктов. Школьник должен уметь создавать собственные информационные объекты, такие как рефераты, статьи, аналитические обзоры, аннотации. Важно обучить школьников создавать сложные мультимедийные тексты в различных форматах. Учащиеся должны иметь представление о целевой аудитории и каналах распространения конечного информационного продукта, владеть навыками использования информации для решения проблем в личной, производственной, общественной и политической жизни.

В последнее время очень часто звучат призывы каким-то образом урегулировать жизнь школьника в интернет-пространстве. Можно, конечно, лишить школьников права выхода в открытое информационное пространство либо посадить их на строгую информационную диету. Но парадокс заключается в том, что информация подобна воде, которая, несмотря ни на какие преграды, плотины и заграждения, при любых обстоятельствах найдет себе дорогу. А современные технологии помогут информационному потоку (или ручейку) достичь адресата. Индивидуальный гаджет в кармане подростка делает его гораздо более независимым по сравнению с некоторыми родителями и учителями.

Сегодня ситуация с введением ограничений для детей и молодежи в медиасреде напоминает историю создания правил дорожного движения. Известно, что в России перемещение граждан по дорогам регулировалось царскими указами. Например, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось, что «извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, – бить кнутом и ссылать на каторгу». И только в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран.

Гораздо более эффективным по сравнению со «ссылкой на каторгу» представляется процесс формирования медиаграмотности детей и подростков. Не запрещать и наказывать, а заниматься медиаобразованием – вот тот перспективный путь, который обеспечит и защищенность, и должный уровень медиакультуры школьника.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Польша выставляет Германии счет за исторические обиды

Польша выставляет Германии счет за исторические обиды

Валерий Мастеров

Для подсчета ущерба, причиненного в годы Второй мировой войны, по инициативе премьер-министра страны создается специальный институт

0
263
За миллионерами в Китае теперь могут прийти в любой момент

За миллионерами в Китае теперь могут прийти в любой момент

Владимир Скосырев

Компартия КНР готова полицейскими мерами сокращать разрыв между бедными и богатыми

0
295
На УДО заключенные не надеются

На УДО заключенные не надеются

Екатерина Трифонова

Суды продолжают отказывать в свободе даже тяжелобольным

0
223
Депутат Рашкин подал иск к Госдуме из-за недопуска адвоката на заседание о снятии неприкосновенности

Депутат Рашкин подал иск к Госдуме из-за недопуска адвоката на заседание о снятии неприкосновенности

0
170

Другие новости

Загрузка...