0
4503
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

28.06.2017 00:01:00

Гастарбайтеры займутся нелегальными перевозками

Алексей Тузов

Об авторе: Алексей Викторович Тузов – автомобильный эксперт.

Тэги: гастарбайтеры, коммерческий транспорт, иностранные права, нелегальные перевозки


гастарбайтеры, коммерческий транспорт, иностранные права, нелегальные перевозки Фото агентства городских новостей "Москва"

С 1 июня всем водителям автобусов, грузовиков, такси и другого коммерческого транспорта запрещено пользоваться иностранными правами. В случае нарушения этого требования водитель будет оштрафован на сумму от 5 до 15 тыс. руб. Коммерческая организация, нанявшая шофера с иностранным удостоверением, также подпадет под штраф в размере 50 тыс. руб. По оценкам парламентариев, закон коснется нескольких десятков тысяч гастарбайтеров по всей России. Им придется либо отказываться от работы водителем, либо пересдавать экзамены в ГИБДД и получать российские права. Но есть и третий вариант – заняться нелегальными перевозками. К чему приведут очередные изменения в законодательстве?

Запрет использования иностранных водительских удостоверений шоферами коммерческого транспорта депутаты обосновывают рядом причин. Одна из них – необходимость соответствовать международным стандартам, в том числе Венской конвенции о дорожном движении. Сводный текст конвенции составлен еще в 1968 году, но и по сей день периодически в него вносятся правки и уточнения. Только не ясно, какому из условий Венской конвенции следуют российские депутаты. В п. 2. ст. 43 четко указано, что в стране должны быть признаны как национальные водительские права, так и международные. Однако в ст. 42 упоминается, что страна может не признавать международные удостоверения шоферов в тех случаях, когда те нарушают национальное законодательство. В настоящее время использование иностранных водительских прав – это и есть нарушение российского законодательства.

Другое объяснение – отсутствие у приезжих граждан необходимых навыков вождения грузового транспорта, автобусов и знаний Правил дорожного движения (ПДД). Многие гастарбайтеры на родине получают водительские права, не проходя обучение, а просто договариваясь с представителями автошкол о покупке удостоверения за определенную сумму. Это связано с высоким уровнем коррупции в странах СНГ. По данным Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International, страны СНГ занимают места в первой полусотне худших стран по уровню взяточничества. В Таджикистане почти половина граждан хотя бы один раз давали взятки; в Азербайджане, Кыргызстане, Украине и Молдове это около 38–42% жителей. Отсутствие у гастарбайтеров определенной подготовки, которую получают шоферы в российских автошколах, даже с большим стажем управления автомобилями может привести к необратимым последствиям, особенно если речь идет о вождении общественного транспорта. И тут решение Госдумы запретить иностранные права становится вполне понятным и правомерным. Вот только любые изменения чреваты последствиями.

На сегодняшний день в России более 58% водителей автобусов, такси, грузовиков и другого коммерческого транспорта – это приезжие. В итоге в первый же день вступления в силу закона о запрете иностранных водительских прав в Москве не вышли на работу около 20% гастарбайтеров. Последствием этого стало резкое повышение тарифов на такси. С 1 по 2 июня на интренет-сервисах такси повышающие коэффициенты выросли с 1,5 до 2,5 – такие завышенные тарифы приравнивались к расценкам в новогоднюю ночь. Во Владивостоке 5 июня около 40% транспорта не вышло на маршруты из-за отсутствия у водителей российских прав. Транспортного коллапса по всей России, конечно, не произошло, но последствия нововведения можно ждать и в будущем.

Для обмена иностранных прав на российские необходимо сдать три экзамена: правила ПДД в теории, вождение на площадке и в городе. При этом экзаменуемые должны обратиться в автошколу, имеющую специальную площадку, грузовую технику или автобусы. Расходы на прохождение трех экзаменов и получение водительских удостоверений российского образца составят около 7 тыс. руб. Если иностранные права не соответствуют правилам оформления Венской конвенции, то обменять их не получится. Гастарбайтерам придется заново проходить обучение в автошколах и открывать все категории от B до C или D. Средняя стоимость обучения в автошколах сейчас составляет 42,5 тыс. руб. Уровень зарплаты гастарбайтеров, как правило, ниже, чем у коренных россиян, поэтому им будет сложнее оплачивать такие суммы. А те из приезжих, кто имеет стаж вождения по 30–40 лет, и вовсе не захотят учиться тому, что уже давно знают.

Есть риск, что за неимением финансовых средств или из-за нежелания обменивать иностранные права на российские гастарбайтеры могут заняться нелегальными перевозками. Поправки в законе распространяются только на коммерческую деятельность, то есть шоферам, не имеющим водительских удостоверений российского образца, будет невозможно трудоустроиться официально, так как компании не станут рисковать и принимать их на работу из-за высоких штрафов. Поэтому иностранцы могут начать заниматься несанкционированными перевозками пассажиров и грузов под видом обычных водителей. А значит, не будет подтверждений того, что транспорт ежедневно проходит техобслуживание, а водитель – медкомиссию. Нет никаких гарантий, что поездки будут безопасными для пассажиров, а груз будет доставлен в пункт назначения. Для статистики, от 30 до 60% дальнобойщиков и почти 30% водителей общественного транспорта – иностранцы. Часть из них, возможно, сменит сферу деятельности, еще часть – законно обменяет водительские удостоверения, а оставшиеся будут вынуждены продолжать зарабатывать привычным способом, но уже нелегально.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Эпоха трезвости" наступила при росте производства алкоголя

"Эпоха трезвости" наступила при росте производства алкоголя

Ольга Соловьева

Доля непьющих россиян увеличивается только в социологических опросах

0
489
В России обнаружилось несколько социально значимых инфляций

В России обнаружилось несколько социально значимых инфляций

Анастасия Башкатова

Торговые сети настаивают на том, что их наценки обусловлены издержками, а не гонкой за прибылью

0
602
КПРФ не нашла подхода к своему сложносоставному электорату

КПРФ не нашла подхода к своему сложносоставному электорату

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Власть зажимает левых в рамках легальной политической деятельности

0
415
Нефтяной рынок входит в период нестабильности

Нефтяной рынок входит в период нестабильности

Михаил Сергеев

Баррель черного золота может стоить от 40 до 100 долларов

0
476

Другие новости