0
7495
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

10.11.2024 18:15:00

Каковы перспективы американской политики при Трампе

Белый дом станет рассматривать иностранных партнеров с точки зрения их полезности для США

Александр Лукин

Об авторе: Александр Владимирович Лукин – руководитель департамента международных отношений НИУ ВШЭ, научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН.

Тэги: сша, президент тармп, внутренняя политика, внешняяя политика, тенденции, китай, ближний восток, украинский конфликт


сша, президент тармп, внутренняя политика, внешняяя политика, тенденции, китай, ближний восток, украинский конфликт Фото Reuters

Приход Дональда Трампа к власти в США во второй раз означает серьезные перемены для мировой политики, хотя точное их направление пока предсказать сложно.

Основные изменения, вероятно, коснутся самих США. Во внутренней политике Трамп, очевидно, будет придерживаться курса на сокращение расходов, поощрение местной промышленности, прежде всего нефтегазового комплекса, машиностроения и других реальных производств. Он постарается ликвидировать или существенно сократить доминирование либеральных элит, поддерживающих Демократическую партию и их идеологию в государственных учреждениях, образовании, СМИ. Для чего произведет серьезные перестановки в госаппарате не только на высшем, но и на среднем уровне. Трамп понимает, что в прошлый президентский срок не смог переломить саботаж средних этажей госаппарата, так как фактически не имел кадрового резерва, состоящего из своих сторонников.

Сегодня такой резерв есть. Трамп смог установить почти полный контроль над Республиканской партией и провести на высокие должности в ней сторонников движения MAGA (Make America Great Again), которые разделяют его программу, а некоторые настроены против либеральной элиты даже более радикально, чем он. Поэтому в этот раз Трамп, вероятно, сможет укрепить свое влияние в государственном аппарате и сделать реализацию своих планов более эффективной.

Что касается внешней политики, то Трамп, как и прежде, будет проводить курс на сокращение внешних расходов, меньше опираться на союзников и стараться добиться того, чтобы внешнеполитическая деятельность способствовала внутренним целям, а не руководствовалась абстрактными либерально-имперскими идеологическими установками. Он не будет стараться установить «демократию» по всему миру просто потому, что это «способствует историческому прогрессу», а станет рассматривать иностранных партнеров с точки зрения их полезности для США.

При этом во внешней политике может возникнуть противоречие между двумя тенденциями. С одной стороны, Трамп выстроил образ сильной, мускулинной Америки, которую должны уважать во всем мире. Этот образ он должен поддерживать. С другой – Трамп заявляет, что будет сокращать внешние затраты, то есть не собирается платить за поддержание этого образа. Как противоречие будет разрешаться, пока неизвестно.

Главные проблемы для внешней политики Трампа сегодня – отношения с Китаем, ситуация на Ближнем Востоке и украинский кризис. Усиление Китая Трамп уже давно провозгласил главной стратегической проблемой для США. В этом его позиция мало отличается от позиции демократов. В свой первый срок Трамп начал экономическую войну против Пекина. Однако попытки вводить новые заградительные пошлины против китайского импорта и санкции против китайского хайтека могут вызвать ответные меры, что ударит по американской экономике. Поэтому в этой области его политика, вероятно, не будет последовательной. В то же время тот факт, что Трамп в отличие от демократов менее идеологизирован и более склонен к сделкам, создает возможность достижения американо-китайских прагматических договоренностей на взаимоприемлемых условиях. Трампу не очень важно, какая в Китае или любой другой стране политическая система. Если эта система предложит выгодные для США экономические условия, он может на них пойти, при этом его более эффективный контроль над Конгрессом и правительством в этот раз дает возможности для их реализации.

На Ближнем Востоке Трамп многократно высказывался за полную поддержку Израиля и за решительные меры против Ирана и его союзников. Он может предоставить Израилю неограниченную военную помощь, безоговорочно поддержать израильские удары по Ирану, в том числе по ядерным установкам, и даже принять в них участие. Но тут он столкнется с решительной критикой многих союзников по НАТО и серьезной эскалацией ситуации с неизвестными последствиями. При этом участие американской армии в зарубежных акциях тоже противоречит его стремлениям. Возникнет противоречие между остротой ситуации и нежеланием посылать на Ближний Восток американские войска. Как оно будет разрешаться, сказать трудно. Надо будет либо сокращать поддержку Израиля, либо, наоборот, втягиваться в войну. В результате и здесь курс может стать непоследовательным.

Что касается украинского кризиса, то Трамп многократно обещал его решить то ли в один день, то ли до инаугурации. Конечно, все это была лишь предвыборная риторика. Но способствовать прекращению или хотя бы замораживанию конфликта он, безусловно, постарается. Это в интересах Трампа, так как поднимет его авторитет и создаст образ США как сильной державы, способной решать самые сложные мировые конфликты. При этом ему нет особого дела до того, на каких конкретно условиях конфликт будет остановлен, где пройдет граница или линия разграничения. Он способен оказать давление как на Украину, пригрозив сократить или прекратить военную помощь, так и на Россию, пообещав предоставить Украине самые современные виды вооружений. Не следует забывать, что именно Трамп начал поставлять Украине летальное оружие, что во многом спровоцировало эскалацию конфликта в 2022-м. Однако добиться согласия обеих сторон на компромисс будет крайне сложно. Украине помощь, хотя и в меньших объемах, продолжат предоставлять европейские члены НАТО, а Россия вряд ли согласится останавливать свое наступление. Что предпримет Трамп, столкнувшись с такой ситуацией, неясно. Это во многом будет зависеть от того, кто окажется более сговорчивым. В результате и тут итоговый курс может стать противоречивым и изменяться от полной поддержки Украины до стремления восстановить отношения с Россией.

В целом по всем направлениям политика Трампа может привести как к ослаблению напряженности, так и к ее росту. Поэтому необходимо уже на ранних этапах на основе анализа разрабатывать выгодные для себя предложения, которые новая республиканская администрация могла бы счесть приемлемыми, исходя из своих взглядов на мир, сильно отличающихся от взглядов демократов. 


Читайте также


Доверие к доллару укрепят угрозами и насилием

Доверие к доллару укрепят угрозами и насилием

Михаил Сергеев

Валютный ультиматум 47-го президента может иметь негативные последствия для Соединенных Штатов

0
500
Посланцы Киева решили воздействовать на инстинкты Трампа

Посланцы Киева решили воздействовать на инстинкты Трампа

Наталья Приходко

Визит делегации совпал с новостями о согласии следующей администрации США на нейтральный статус Украины

0
619
Черный хлеб в обмен на черную икру. О планах "замораживания" конфликта в Украине

Черный хлеб в обмен на черную икру. О планах "замораживания" конфликта в Украине

Владимир Пряхин

0
632
Константин Ремчуков. Си усиливает «китаизацию и осовременивание» марксизма и разрешает иностранцам владеть больницами

Константин Ремчуков. Си усиливает «китаизацию и осовременивание» марксизма и разрешает иностранцам владеть больницами

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 02.12.24.

0
626

Другие новости