На фото Священный Синод Румынской Православной церкви. Фото сайта patriarhia.ro
Ни одна поместная церковь до сих пор не входила в состояние открытого конфликта и с московскими, и с константинопольскими церковными структурами одновременно. Но Румынский патриархат это сделал: теперь в Молдавии у него конфликт с Московским патриархатом, а на Украине – с ПЦУ, которая является подчиненной структурой Константинополя. Иерархи Румынской православной церкви (РумПЦ) стремительно осваивают земли, которые в РПЦ и в Константинопольском патриархате считают своей канонической территорией.
История «румынского православного чуда» в чем-то схожа с историей китайского экономического чуда. В свое время США помогли Китаю вырасти в противовес СССР. Сегодня Евросоюз помогает Румынскому патриархату вырасти в противовес патриархату Московскому. И третья сила в обоих случаях, окрепнув, начинает претендовать на то, чтобы стать первой.
До недавнего времени об успехах РумПЦ эксперты писали в основном с восхищением, как о «тихой революции в мировом православии». Отмечали трудолюбие и упорство румынских иерархов в освоении пространств Европы, количество выходцев из Румынии на богословских факультетах европейских университетов, чрезвычайную наполненность румынских монастырей. Умилялись своеобразию церковной традиции, в чем-то похожей на католическую: в частности, тому, что румынские священники бреют бороды, а патриарх носит белые облачения, как римский понтифик.
В заигрывании румынской иерархии с римской темой есть свое очарование. Румынская церковь, Biserica Ortodoxa Romana, тяготеет к исторической реконструкции и претендует на то, чтобы стать главной преемницей и первого, и второго Рима. Единственная латинская по происхождению языка церковь в семье поместных церквей, РумПЦ стоит особняком в православном мире.
В вопросах церковной политики все последние годы румыны вели свою игру. Пока Москва и Константинополь ломали копья об Украину и выясняли, кто главный в Африке, румыны сохраняли нейтралитет и наращивали «мускулы». По темпам роста за последние годы РумПЦ опережала все остальные православные церкви. Сейчас у нее 16 тыс. приходов, включая диаспору. То есть в будущем у нее есть шанс обогнать даже Московский патриархат.
Однако, расширяясь подобно идеальному газу, РумПЦ неминуемо пришла к ситуации, описанной в «Золушке» Шварца: «королевство маловато». Вслед за этим начались проблемы с соседями. В результате два, пока что локальных, церковных конфликта вошли в стадию эскалации этим летом, причем практически синхронно.
19 июня Бессарабская митрополия РумПЦ заявила о своих исключительных правах на Молдавию, назвав местную структуру Московского патриархата, Православную церковь Молдовы (ПЦМ), «неканонической» и призвав к «собранию всей исторической Молдовы под единым синодальным зонтиком» ради «противодействия иностранному влиянию» (читай: русскому). После этого начался конфликт из-за храма Рождества Богородицы в селе Гринауцы, который РумПЦ попыталась отнять у ПЦМ. На данный момент безуспешно: 5 июля приход общим голосованием отказался менять юрисдикцию (267 голосами против 9). А 16 июля бывшего настоятеля Константина (Туртуряну), перешедшего в РумПЦ, прихожане в буквальном смысле слова вынесли вон из храма. Тем временем на сайте Бессарабской митрополии было опубликовано заявление, в котором духовенство и верующие Православной церкви Молдовы были обвинены в продвижении идеологии «русского мира» и ведении «гибридной войны» с Европой.
Параллельно на Украине румынская иерархия, подчиняющая себе один за другим румыноязычные приходы в Черновицкой области, столкнулась с противодействием одновременно двух конкурирующих друг с другом местных юрисдикций – Украинской православной церкви (УПЦ) и Православной церкви Украины (ПЦУ). Что особенно примечательно, в Черновицкой области речь идет не о собственных храмах ПЦУ, а о тех приходах УПЦ, которые «клиенты» Константинополя считают «потенциально своими». 14 июля во время Архиерейского собора ПЦУ глава организации Епифаний (Думенко) обвинил РумПЦ не только в захвате чужой церковной собственности, но и в ереси этнофилетизма (сегрегации верующих по национальному признаку).
Нюансы, безусловно, есть. Отличие молдавской ситуации от украинской прежде всего в позиции власти. Если в Молдавии руководство откровенно поддерживает «румынский мир» и все, что с ним связано, то на Украине Госслужба этнополитики систематически препятствует расширению присутствия РумПЦ в стране и отказывает румынской структуре даже в регистрации. При этом на регистрации настаивают местные жители. По данным опроса, проведенного Институтом политических исследований и социального капитала, 72,6% румыноговорящих жителей Украины хотели бы присутствия на территории своей страны РумПЦ. Из чего можно сделать вывод, что для властей Украины «румынский мир» – опаснее «русского мира».
При этом фактические успехи РумПЦ на Украине заметно превосходят ее скромные достижения в Молдавии. Что в очередной раз иллюстрирует древнюю истину: невольник – не богомольник. Какой бы ни была поддержка властей и финансовая подпитка, судьбу каждой церковной структуры в конечном счете определяют прихожане и активисты, которые «голосуют ногами». Украинские румыны явно тяготеют к румынскому миру, тогда как их соседи – молдаване считают себя отдельным от румын народом, и никакие политтехнологии и пропаганда, а тем более церковные чиновники ничего не могут с этим поделать.
Играют роль и богословские соображения – вопреки стремлениям политиков их заретушировать. Дополнительным фактором для верующих Украины переходить в РумПЦ, судя по рассуждениям местных журналистов, служит их желание остаться в канонической церкви и нежелание присоединяться к раскольнической ПЦУ. Тогда как православные молдаване, напротив, считают, что навязываемая им властями Бессарабская митрополия – это раскол, поэтому в основной своей массе не хотят иметь с ней ничего общего.
В какой степени лично патриарх Румынский Даниил дирижирует украинскими и молдавскими процессами и хочет ли он что-то этим сказать Московскому и Константинопольскому патриархам, можно ли тут рассуждать о многоходовках – большой вопрос. Все трое – бывалые участники мирового экуменического движения, и в другой ситуации они наверняка нашли бы общий язык. Но времена в мировой политике настали токсичные. Как сообщил автору источник в Молдавии, когда-то на вопрос патриарха Кирилла по поводу Бессарабской митрополии и незаконного вторжения на его каноническую территорию патриарх Даниил ответил: «Володенька, не мы этот раскол придумали. Это ваши и наши политики его придумали»… Поэтому едва ли Бухаресту удастся усадить за стол переговоров Москву и Константинополь. Скорее мы увидим еще большее усложнение мозаики и скатывание в постмодерн.