Фото Reuters
В ходе прошедших 23 января на вилле Дориа-Памфили в Риме итало-германских межправительственных консультаций премьер-министр Джорджа Мелони и канцлер Фридрих Мерц подписали совместный план действий по двустороннему стратегическому сотрудничеству. Этот документ, насчитывающий 32 страницы, отмечают местные обозреватели, закладывает новую ось, способную задавать тон в европейских делах.
СМИ приводят слова главы итальянского правительства, сказавшей на совместной пресс-конференции, что нынешняя сложная международная обстановка требует от Европейского союза сделать выбор: играть ли ему главную роль в происходящих событиях или быть лишь их наблюдателем. По ее мнению, ЕС должен иметь «мужество и ответственность» и «превратить кризисы в возможности».
Миланская газета Il Giornale пишет о новых идеях, содержащихся в совместном плане действий, которые канцлер ФРГ намерен представить на созываемом по его инициативе 12 февраля в Берлине неформальном европейском саммите. Правда, отмечается в публикации, новые идеи не очень-то и новы, так как основываются на предложениях, высказанных бывшими премьерами Италии Энрико Леттой и Марио Драги относительно «инвестиций, рынка, свободных перемещений, кадров и налоговой политики».
При этом газета замечает, что при создании в ЕС новой оси «Рим – Берлин» впервые остается вне игры Париж. Не случайно в течение нескольких дней немецкая пресса «рисовала сценарии, в которых исторический предпочтительный канал между Германией и Францией может быть вытеснен альянсом между Мерцем и Мелони». В качестве одной из причин называется то, что Берлин уже несколько месяцев раздражается попытками Парижа подорвать торговое соглашение ЕС с МЕРКОСУР (общим рынком стран Южной Америки), которое Германия продвигает для своего экспорта. Немцам также до такой степени не понравилось промышленное перетягивание каната с Францией в вопросе совместного проекта стоимостью 100 млрд евро, касающегося производства истребителей и дронов, что они намерены «рассматривать альтернативные решения».
И именно в этом контексте следует воспринимать укрепление сотрудничества между Италией и Германией в области обороны. У немецкой Rheinmetall и итальянской Leonardo уже есть совместное предприятие по созданию танков и другой военной техники. Об этом свидетельствуют и семь двусторонних договоренностей и соглашений о тесном сотрудничестве в области обороны и безопасности, касающихся совместных проектов в области авиации и противоракетной, морской и подводной обороны.
В свою очередь, Il Fatto Quotidiano указывает, что одним из столпов совместного плана действий является укрепление европейской повестки дня. Как государства – основатели Европейского союза Рим и Берлин обязуются работать над «сильной, демократической и суверенной Европой», способной «выступать в качестве геополитического субъекта и параллельно проводить процесс расширения и внутренние реформы».
Речь, в частности, идет о повышении конкурентоспособности Евросоюза и «громоздких правилах», которые мешают этому, на что и указывали Летта и Драги, замечает L’Unità. При этом газета пишет, что для Мерца дебюрократизация или рационализация являются инструментами, которые могут позволить «лучше реагировать на военные запросы». То есть «вооружаться лучше и больше, экономя на расходах». При этом как для Германии, так и для Италии вопросы безопасности и обороны от внешних угроз стоят практически на одном уровне с обеспечением конкурентоспособности.
Говоря о том что Европа должна быть в состоянии твердо ответить на аппетиты президента США Дональда Трампа, продолжает l’Unità, канцлер и премьер-министр проявляют себя «голубями». Они нацелены «на умиротворение» с президентом США, а не «на игру мускулами». По их мнению, поднятая американским лидером проблема, касающаяся Гренландии и Арктики, действительно имеется, учитывая стратегическое значение, которое обрел этот регион. Но при этом не следует забывать, что «дело напрямую связано с НАТО».
Мелони рассказала, что обратилась с просьбой к Трампу об изменении конфигурации инициированного им Совета мира. По ее словам, Италия заинтересована в членстве в Совете мира, однако не может присоединиться из-за ряда аспектов, которые противоречат Конституции страны. Так, Италия может вступать в международные организации, которые обеспечивают мир и справедливость между народами только на равных условиях с другими государствами, что несовместимо с верховенством президента США в Совете мира. Позицию Мелони поддержал Мерц.
Следует также отметить, что, по мнению ряда обозревателей, соглашения, подписанные на римской вилле Дориа-Памфили, обязательно приведут к сближению в европейском парламенте фракции Европейской народной партии, в которой первостепенную роль играет Христианско-демократический союз Германии, и фракции европейских консерваторов и реформистов, в которой представлены «Братья Италии».
Милан

