0
4422
Газета Детская литература Интернет-версия

04.04.2013 00:01:00

Танцы с пнями

Тэги: шавалиева, шушпанки, сказка


шавалиева, шушпанки, сказка

Сания Шавалиева. Шушпанки.
– М.: Спорт и культура–2000, 2013. – 264 с.

«Мистер Тон шевелил синими губами, хмурил серые брови, пытаясь узнать, что ужасного стряслось за последние сутки в тайге. Разбираться в докладе не хотелось. И без этих подробностей в душе жила тревога, что произошло отвратительное событие, перед которым вся могущественная сила тайги бессильна…» В сказке – как в жизни: проблемы, борьба за власть, могущество, экологическая катастрофа, любовь... А куда денешься? Жизнь складывается так, что литература для детей, сказки – жанр исчезающий. Издательства с большой охотой занимаются переизданием или покупают раскрученные и переводные бренды. А детские авторы нынче жмутся на литературных задворках.
Вот растает снег, соберутся они в Переделкине, на даче у дедушки Корнея, чтобы убедить детей, для которых они с таким старанием пишут, а еще больше, наверное, себя, что детская литература скорее жива, чем мертва. Что авторы – вот они, живые и невредимые, до них даже можно дотронуться рукой, и они при этом никуда не исчезнут.
А вот и книги их!
Сказочница из Набережных Челнов Сания Шавалиева с таким энтузиазмом оживляет неодушевленные предметы, наделяет потусторонний, то есть сказочный мир человеческими чертами, а мир человека – потусторонними, что разобраться сразу непросто. Чтобы прояснить ситуацию, главная героиня сказки Элис пускается в путешествие по тайге, а мы вслед за нею. Сама сказочница и не скрывает, что Элис – это прозрачный намек на Алису Льюиса Кэрролла.

Для счастья надо немного: всего 77 бантиков. 	Рисунок Ольги Беловой-Недовизий. Иллюстрация из книги

Впрочем, все остальные персонажи – «отечественного производства»: тополиха, медведи, мухи, шушпанки, кикимора… «Только предутренняя прохлада и морской дождь приносили облегчение внучке Кикиморы болотной – Кикирилле. Весенний озноб проникал во все поры ее организма, ветерок обдувал и добавлял дрожи…» Шушпанки – внучки Кикиморы болотной и Бабы Яги. Озноб, который сотрясает тело Кикириллы, – следствие борьбы за 77 бантиков. Обладательница 77 волшебных бантиков сможет безнаказанно творить зло. Противостояние добра и зла продолжается. Сания Шавалиева идет против современного мейнстрима в современной детской литературе. Она на стороне добра. Сказывается, видимо, провинциальность автора. И даже хозяин тайги, великий и ужасный Тон Мракович – герой положительный, несмотря на столь мрачное имя, которое отсылает к карикатурным и ходульным персонажам фэнтези. Шавалиева словно пародирует этих персонажей, прекрасно понимая, что время псевдоготики, в которой главное – фантазия автора без тормозов, прошло.
А что взамен? – спросит читатель.
А взамен – возвращение к русской сказке: «И очень хорошо!» – подумала Элис. Ее вдруг пригласил танцевать знакомый Пень. Он оказался хорошим кавалером…»
У Сании пляшут Пень и Березки.
А значит – сказке быть!

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
1396
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
1446
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1171
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
996

Другие новости