0
840
Газета Кино Интернет-версия

09.10.2001 00:00:00

Женщины на грани какого-то срыва

Тэги: режиссура, женщины


ЗНАМЕНИТАЯ Лени Рифеншталь, известная Эсфирь Шуб, полузабытая Жермена Дюлак... Даже историк кино затруднится вспомнить хотя бы десяток режиссеров-женщин, работавших в первые десятилетия кинопроизводства. Ближе к концу ХХ века их стало гораздо больше. И сегодня, в начале нового столетия, можно уже говорить о "новом женском кино".

Мира Наир - первая дама, которая взяла главный приз Венецианского кинофестиваля. Но кроме ее фильма "Свадьбы в сезон муссонов" в минувшем сентябре на острове Лидо шло еще 20 картин, сделанных женщинами, - из примерно 200, представленных на фестивале. Одна из программ 58-го Венецианского фестиваля - "Неделя критики" - наполовину состояла из таких фильмов. Обозреватель "НГ" побеседовал с двумя сверстницами-режиссерами, которые на разных концах мира занимаются независимым кино.

"БРАТ" ИЗ ГОНКОНГА

"Брат" - это "Дни затмения" на китайском. Хотя Ен Ен Мак (Yan Yan Mak), режиссер из Гонконга, никогда раньше не слышала о Сокурове, в стилистике этих двух фильмов русский глаз уловит отчетливое родство. Главное - это ритм: медитативный. И проблема идентичности с глубокой Азией.

Молодой человек впервые приезжает на материк, чтобы найти своего пропавшего брата. У него есть только открытка, пришедшая три года назад, и заляпанное фото родственника вместе с двумя другими неразборчивыми фигурами. Весточка была отправлена из глухого и отдаленного района где-то у подножия Тибета. Люди в этой земле говорят по-чужому, одеты непривычно, но без картинной экзотики. На всем лежит печать упадка и бедности: местная гостиница напоминает давно заброшенную казарму, где-то неподалеку брешут собаки, а вокруг - бесконечные горы-степи. В фильме мало диалогов (минут 20 с начала фильма не говорит никто, кроме радио), но много музыки Ванг Ли - китайского рок-музыканта. Поиски главного героя часто бессмысленны: местные просто с трудом понимают, чего он хочет.

Сюжет совсем не так выразителен, как тягучие длинные планы полей-дорог. Фильм пережевывает пространство, а юноша все сильнее ощущает свое странное родство с этой абсолютно чуждой беспредельной китайской страной. Обретение Большого Брата (во всех смыслах) произошло - хотя физически старший, по-видимому, давно упокоился в земле сырой, но зато духовно младший принимает его эстафету. Это история про то, как простых парней Гонконга притягивает магия безграничных пространств.

В каталоге 58-го Венецианского кинофестиваля фильм проходил как китайский. Несмотря на то что сделан он режиссером из Гонконга. У материкового Китая и Гонконга - не только разные киношколы, но даже разные разговорные языки: мандаринский и кантонский. Два кинематографа развивались до 1997 года в рамках двух государств совершенно самостоятельно. Новизна фильма Ен Ен Мак в том, что она снимала на материке, причем в таком его районе, где киношников никогда не видели. Традиционный рецепт островного кино - сверхбыстрый ритм с постоянным мельтешением рук-ног в сценах драк. Ен Ен Мак полностью отказывается от этой традиции. Но она не примыкает напрямую к китайской. Признаваясь в любви к Вонгу Кар-Ваю, она идет своим путем. Так новая ситуация - воссоединение Гонконга с Китаем - порождает новую эстетику.

Сегодня, после успеха своего фильма в Венеции, Ен Ен Мак собирается пойти ассистентом к ламе Кхентцу Норбе, автору "Кубка", который с успехом прошел в рамках кинопроекта "35 мм". Обозреватель "НГ" побеседовал с Ен Ен Мак в китайском ресторане на острове Лидо.

- Из России кажется, что в Гонконге нет художественного кино - есть только фильмы действия, карате и так далее.

- Это правда. Когда я получила финансирование от Совета по развитию искусства Гонконга (а денег на фильм никогда не хватает), я, держа в руках сценарий, глянула по сторонам в поисках инвестора. Но никто не хотел вкладывать деньги в мой фильм, потому что все знают, что в Гонконге нет для него рынка.

- Расскажите немного о сценарии.

- Летом 1997 года я повезла учеников средней школы из Гонконга на континент. Там Желтая Река, оттуда происходит наша китайская культура. Я впервые побывала на материке. И все, что я увидела, произвело на меня такое впечатление! Когда я вернулась в Гонконг, у меня уже была "рамка" для сюжета. Мои чувства к континентальному Китаю отличаются от чувств других людей моего поколения, и я знаю почему. Когда я стояла на земле Квинхая, я почувствовала очень сильную связь с ней. Когда я там взглянула на сценарий, то поняла, что я часть этого мира.

- Существует ли проблема общения между Гонконгом и материковым Китаем?

- Мы, люди из Гонконга, находимся в очень трудной ситуации. У нас было британское правительство, и мы должны были знать английский, но он у нас довольно паршивый. И в то же время мы не можем хорошо говорить по-мандарински. Сейчас молодежь уже учит в школах мандаринский, так что ей будет легче.

- А как показывают независимые фильмы в Гонконге?

- Гонконгская аудитория ничего не знает о независимом кино. Зрители думают, что все независимое кино должно быть скучным. А они хотят получать удовольствие. Вот почему реакция публики на гонконгском кинофестивале была странной. Может быть, они впервые видели фильм такого рода. И говорили: "О, тут есть на что посмотреть!" Или: "Да! скукота!" Очень резкие реакции.

В 70-е у нас было много независимых фильмов, но потом режиссеры переместились в мейнстрим. Затем был перерыв в 20 лет, но сейчас у нас в Гонконге есть киношкола, политическая ситуация изменилась. Мы хотим что-то сказать, у нас новая идентичность.

Все, что есть в Гонконге, - это Совет по развитию искусства (АДС), который играет большую роль в продвижении независимых фильмов. Мы можем показывать их в АДС-центре. Иногда в кинотеатрах, но нужно за это платить. Иногда в киношколах и на кинофестивалях.

- Будут ли у вас последователи, которые будут делать новое независимое гонконгское кино?

- После гонконгского кинофестиваля все изменилось. Люди увидели: Ен Ен сняла "Брата" - независимый фильм с очень низким бюджетом. Это ободряющий пример. Даже я сама думаю: "ОК, мы сейчас полное ничто, но мы можем сделать что-то в будущем". В гонконгской ситуации трудно предположить, что будет даже через пять лет. Перед объединением каждый боялся китайского правительства. Но сейчас мы видим, что хуже не стало: изменения в гонконгском обществе лишь на поверхности. У нас есть свобода, нет коммунистов. И свободы даже больше, чем во времена британского правительства.

- У кого вы учились?

- Вонг Кар-Вай был моим идолом, когда я училась в киношколе. Я работала с ним на "Любовном настроении". Сначала была разочарована, но в конце нашла нечто, что сподвигло меня на мой собственный фильм.

- И вы будете работать с настоящим ламой, режиссером "Кубка"?

- Не знаю пока. Я говорила с ним. Может быть, я буду работать с ним над следующим фильмом. Я ездила в Тибет на три месяца по своей собственной инициативе. Я очень хочу снимать в Тибете.

- Если говорить о будущем кино в Гонконге и материковом Китае - они станут одной индустрией?

- Одной индустрией? Ни за что - в ближайшем будущем. Рынок очень разный. Аудитория различна. Подходы разные. Может, лет через пятьдесят...

ПОРТУГАЛЬСКИЙ "НАДРЫВ"

Власть - конечная цель абитуриента. Молодой парень стремится поступить в университет. Ума и связей не хватает. Не став студентом, Эдгар обращается в маньяка и начинает насиловать и резать ножиком молоденьких студенток. В таком изложении интрига фильма "Надрыв" выглядит пародийно. На деле фильм снят в угрюмо-мрачной манере, которая отрабатывает сюжет на все сто.

Главный герой - само здание университета в Коимбре. Оно похоже на замок Синей Бороды. И странный ритуал, который практикуют юристы, выглядит загадочно и страшно в этих средневековых стенах: в порыве исступления учащиеся рвут ногтями и зубами платье на выпускниках. Начало и конец фильма связаны с этим мрачным традиционным обрядом, о котором мечтает юноша. Он в одиночку начал сражаться с университетом.

Две любовницы неудачника символизируют его страсть. Одна - молоденькая студентка-буржуа (Ана Тереза Карвальоза), другая - пожилая профессорша (Исабель Рут). Но женщины - лишь промежуточные цели. Главное - власть.

Эдгар ножом гравирует слово "власть" (Poder) на девичьем теле. Он придумал собственный ритуал. И фильм построен на контрасте между веселой жизнью студентов, в которой нет места отщепенцу, и мрачным подземельем, где проводит ночи Эдгар. На одном конце - массовая студенческая забастовка в духе 68-го года, а на другом - юный маньяк, который аккумулирует энергию толпы. Такой сюжетный поворот понравился бы записному немецкому экспрессионисту. Длиннополые плащи, которые носят студенты, придают им нечто фантомасовское. А огромная тень от плаща Эдгара на университетских стенах напоминает кадры "Калигари". При этом весь средневековый антураж - жизненная реальность студенческого города Коимбра.

Обозреватель "НГ" побеседовал с режиссером фильма Ракель Фрейре (Raquel Freire) и актрисой Аной Терезой Карвальоза (Ana Teresa Carvalhosa) на подоконнике венецианского Казино.

- Ракель, вы изучали кино в Португалии?

- Нет. Я изучала право в университете, в Коимбре.

- Так что фильм - история вашей жизни?

- Нет-нет-нет. Это не автобиография. Но, конечно, я всегда воссоздавала то, что заставляло меня страдать.

- Как вы нашли способ сделать фильм?

- Я проходила маленький курс португальского кино: смотрела фильмы. Должна была сдать текст о португальском режиссере и выбрала Пола Роша (Paulo Rocha). Когда я интервьюировала его, он спросил меня, чего я хочу от жизни. Я ответила, что хочу быть режиссером, и он задал вопрос: "Тогда почему ты не в киношколе?" Я сказала, что не верю в школы, что должна учиться и работать прямо в процессе съемок. Я же не хочу быть оператором. А чтобы быть режиссером, не нужно ходить в школу. И Пол Роша предложил: "Я начинаю снимать мой новый фильм через два месяца. Ты хочешь знать, каково это? Поработай моим ассистентом, и мы посмотрим". А потом я написала свой сценарий.

- Ана, а как вы стали актрисой в этом фильме?

- Я никогда не изучала кино или театр, но я знаю Ракель с шестилетнего возраста. Однажды она спросила меня, не хочу ли я войти в ее фильм, стать частью ее команды. И я сказала: "Конечно!"

- Ракель, в Португалии сильна традиция независимого кино?

- У нас очень сложно делать такие фильмы. Есть много талантливых режиссеров. А единственные деньги, которые можешь получить, - от Министерства культуры. Они проводят конкурс, и раз в год или два выбирают один сценарий. Вот как я получила деньги. Это трудно, но возможно.

- Ана, долог ли был съемочный период?

- Мы провели в Коимбре всей командой целый месяц, в августе. Коимбра летом кажется городом призраков - ведь это студенческий городок, а летом все разъезжаются по домам. Так что только мы там жили, и это было прекрасно, потому что мы и в фильме - группа.

- Ракель, если говорить об этом странном ритуале окончания юридического факультета - он настоящий? Он выглядит очень опасно.

- Да, этот ритуал существует. Его название - "рашгенсо", по-португальски. Но вы не найдете этого слова в словаре. Это значит "разрывание", но это больше, чем просто разрывание, потому что это также разрыв кожи и нечто сексуальное. Когда человек оканчивает учебу, друзья ведут его в самое старое место университета. Выпускник одет в традиционную одежду, а друзья окружают его. И если это женщина, то вокруг только женщины, если мужчина - только мужчины, и они разрывают одежду выпускника руками и зубами. Всю одежду. Они выглядят, как каннибалы. Это очень дико, очень сексуально, очень странно. В конце ты гол. Но идея состоит в том, что ты рожден заново. Ты больше не под защитой университета. После ритуала ты выходишь в реальный мир. Ты покидаешь эти старые двери и предоставлен себе. Ты обнажен, как при рождении.

- Вы прошли через этот ритуал?

- Я? Нет - я не закончила учебы.

- В фильме есть массовые сцены политических митингов. Как вы снимали их?

- Я пришла, когда они митинговали. За три месяца до начала съемок я знала, что это должно случиться. И я поехала на место, позвала с собой съемочную группу. Так что это документальная съемка.

Венеция-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
857
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1017
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
496
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
340

Другие новости