0
1560

24.10.2002 00:00:00

Чего жаждут боги революции

Тэги: революция


Кристофер Г.Доусон. Боги революции. - СПб: Алетейя, 2002, 332 c.

Великая Французская революция относится к числу тех событий, к которым человечество будет возвращаться, покуда оно живо и не лишилось способности мыслить. Собственно говоря, именно короткий, в несколько лет (1789-1795), промежуток времени придал абсолютно новое значение астрономическому термину revolution (от лат. revolo - спешить обратно; или revolvo - катить назад), то есть "возвращение", "круговращение", который отселе был неразрывно связан с христиански инспирированным представлением о "стреле истории", о необратимом движении в неизвестное будущее. В огромной литературе о французской революции - исторической, философской, художественной и пр. - книга англичанина Кристофера Генри Доусона (1889-1970) "Боги революции" занимает особое, только ей принадлежащее место. Продолжая в известном смысле восходящую к Эдмунду Берку традицию островной рефлексии о континентальной революции, она является определенным этапом в развитии европейского самосознания. Работе Доусона абсолютно чужда английская интеллектуальная экстравагантность; она очень взвешена и архитектонически продумана; она является своего рода воплощением чувства меры.

Это тем более поразительно, так как книга Доусона посвящена, по сути дела, безмерности, ее исторической манифестации, ее одновременно губительным и освободительным последствиям. Французскую революцию автор видит как бы глазами Анаксимандра с его гениально загадочным афоризмом, которым был зачарован Хайдеггер: "А из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время". Возмездием античному Риму за его нечестивость был Иисус Христос и наследующее ему христианство. Этот и только этот поворот проблемы Французской революции интересует Кристофера Доусона. Хотя языку языческой теологии Анаксимандра он решительно предпочитает язык католической теологии графа де Местра. Если бы кто-либо попытался выразить полифонически богатое содержание этого произведения, то едва ли он нашел бы для этого лучшие слова, нежели высказывания де Местра о событиях конца XVIII века во Франции, которые цитирует Доусон: "То, чему мы являемся свидетелями, есть религиозная революция; остальное, каким бы религиозным оно ни казалось, лишь приложение". Согласно Доусону, де Местр оказался хорошим пророком, и духовная революция тогда действительно началась: ее первой фазой стала всеобъемлющая секуляризация, которой была переформирована структура современности, модерна и, добавлю от себя, постмодерна. Эта фаза еще не закончена: мы еще не достигли дна пропасти; мир расколдован еще не до конца; Крамник еще способен обыграть в шахматы суперкомпьютер. Но что произойдет, когда дно обозначится, а мир станет стерильно прозрачным и сподручным? Доусон считает, что тогда вновь пробьет всемирно-исторический час религии.

Бессмысленно искать в этой книге какого-то связного изложения событий эпохи Французской революции: автор занимается не ее историей, а ее метаисторией. Его интересуют не причинные ряды, а то в истории Европы, что артикулирует эти ряды, что делает их релевантными. Но к сути такого метаисторического рассмотрения необходимо принадлежит некоторое исследовательское априори: чтобы сказать нечто "поверх" замечательных исследований Макса Вебера и Бернхарда Гретхюйзена о роли протестантского духа в становлении Нового времени, которые использованы автором, он должен знать (априорно) нечто "сверх" того, что знали они. И это исследовательское априори порой Доусона подводит. Например, Доусон полагает, что понятие "Европа" было введено как концепт в употребление гуманистами Ренессанса, чтобы отличить новый orbis terrarum от старого, античного. Но это попросту неверно. Уже Геродот употреблял термин семитского происхождения "Европа" именно как понятие, концепт ("часть света"): "Эллины и сами ионяне, - писал он во второй книге своей "Истории", - не умеют считать: они утверждают, что существует три части света - Европа, Азия и Ливия. К ним, однако, придется причислить еще и четвертую часть света - египетскую Дельту". Почему Доусон игнорирует этот, безусловно, известный ему факт? Потому что все его внимание как исследователя приковано к вопросу о формировании христианского субъекта истории Европы - того субъекта, который, сбросив с себя как обременительные вериги церковное христианство, в дни Французской революции попытался повторить креационистский акт ветхозаветного Бога: сотворить из ничего, из чистого разума и чистой воли политический и общественный мир. Вот тогда и вступил в действие Анаксимандров механизм исторического воздействия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
450
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
241
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
259
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
239