0
1009

12.04.2007 00:00:00

Русь-тройка на ухабах истории

Тэги: пьецух, дурни и сумасшедшие


Вячеслав Пьецух. Дурни и сумасшедшие. Неусвоенные уроки родной истории. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006, 216 с.

Фраза о дураках и дорогах как главных российских напастях уже набила оскомину. У прозаика Вячеслава Пьецуха – своя версия, почему «земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет».

Если отвечать кратко, достаточно воспроизвести название – «Дурни и сумасшедшие┘». Не дураки, а дурни – «это... мы: добывающие хлеб в поте лица своего... и при этом охотно верящие каждому неординарному шалопаю, который бередит наши раны и... навевает золотые сны┘ Обыкновенный человек, тот самый совестливый, страждущий, обездоленный, и особенно если он русской фабрикации человек – тут все то же самое, но в квадрате, – кошкой своей, и той стесняется распорядиться, поскольку он мыслит простыми нравственными категориями, и если чем готов жертвовать, так собой; естественно, этот дурень будет благоговеть перед существом как бы неземного происхождения, которому ничего не стоит ввергнуть миллионы людей в кровопролитие из самых смутных соображений┘»

Теперь о сумасшедших. К делению человечества на психически нормальных и не очень Пьецух подходит по-своему. Он считает наличие или отсутствие нравственности медицинским фактом. Если первое принять за норму, то безнравственность есть аномалия. «Получается, что убийцы, насильники, воры, просто злостные особи, способные изувечить ближнего, хотя бы и поделом, суть в той или иной степени сумасшедшие┘ Психиатры с этим, конечно, не согласятся┘ Ведь у психиатров как: если выродок, зарезавший одиннадцать человек, способен определить день недели и знает, в каком городе он живет, экспертная комиссия его признает нормальным┘ а это получается то же самое, как если провозгласить слоном плотника Иванова на том основании, что оба они работают из-под палки и получают за свои труды сущую ерунду┘ Между тем... легко определить больное человекоподобное существо, поскольку у него души нет, о чем, в частности, свидетельствуют злобно-тупое выражение глаз и нагло-вкрадчивые повадки». В эту категорию автор помещает и политиков, которых роднит с уголовниками «больное презрение к личности человека, к его благу и самой жизни». А в итоге нравственные, но покладистые «дурни» воплощают в реальность идеи «сумасшедших». Примеров тому в мировой истории немало. «Альянс дурня и сумасшедшего обеспечил летаргию исполнительной власти, хозяйственную разруху вместо вольного рынка и анархию вместо свободы в центре и на местах», – про какую страну сказано, какой век? Только подставляй названия и даты┘

Но Пьецуха интересует прежде всего отечественная история в разных аспектах: «Мир и война», «Нагорная проповедь и Россия», «Государство и эволюция», «О падении языка»... Автор готов смириться и с монетизацией льгот, и с «министрами-капиталистами», и с прочими напастями, но язык┘ Мы и не подозреваем, каким сокровищем владеем. Взять англичан: у них собака – не «она», а «это». Французы вместо «щенок» говорят «маленькая собака». «И утешительной функции у этих языков нет, имея в виду наш утешительный матерок, и оборонительной... тогда как в России можно избежать... телесных повреждений, если кому-то сказать «браток». Конечно, ставшая нормой матерная брань, безграмотность теле- и радиоведущих и другие тенденции оптимизма не внушают. Но всякое бывало – и «офранцузивание» языка, и «онемечивание»... А ничего – язык выжил. И мы вместе с ним – дурни и сумасшедшие, которых мчит по родным ухабам Русь-тройка... И «еще многое впереди»: и поиск жизненных смыслов, и вечная неразбериха – «когда по завету Ильфа на каждом углу начнут даром раздавать кондитерские изделия, на угол... Тверской и Козицкого переулка вместо конфет завезут уксусную эссенцию, и... хорошо если... эссенцию, а не патроны для АКМ┘ Посему и впредь жить на Руси будет неспокойно, но интересно и по-своему весело, как нигде». И это главное.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Иван Родин

Партийную принадлежность следующего уполномоченного по правам человека еще определяют

0
982
Сердце не бывает нейтральным

Сердце не бывает нейтральным

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

135 лет со дня рождения прозаика и публициста Ильи Эренбурга

0
869
Пять книг недели

Пять книг недели

0
464
Наука расставания с брюками

Наука расставания с брюками

Вячеслав Харченко

Мелочи жизни в одном южном городе

0
796