0
1376

20.09.2007 00:00:00

Звездный Фет и мещанин Пешков

Тэги: бальмонт


Константин Бальмонт. О русской литературе. Воспоминания и раздумья. 1892–1936. – М. – Шуя: Алгоритм, 2007. – 432 с.

Творческие люди всегда ревнивы. Богема – что с них взять. Бунин ненавидел Блока, Ахматова – Георгия Иванова. Пастернак в разговоре со Сталиным не смог согласиться со словами тирана, что Мандельштам «мастер» (в чем, впрочем, впоследствии горько раскаивался).

Поэт и переводчик Константин Бальмонт (1867–1942) не ревнив. Не творческая личность? Отнюдь. Эгоцентрик. О себе всегда говорил в третьем лице – «поэт». «Поэт доволен вашей рецензией», «поэт хочет вина» (Бальмонт был алкоголиком). Но обратной стороной такого эгоцентризма было благородство. Других писателей и поэтов он мог понимать и до определенных вещей прощать.

Собранные в книге очерки, воспоминания и стихотворные посвящения рисуют законченную картину литературной вселенной одного из основателей русского символизма. Здесь и оценки предшественников – «звездный вестник» Афанасий Фет, соседствует с «высоким викингом» Евгением Баратынским. Ценит Бальмонт и Ивана Тургенева. В том числе как поэта, ведь «русская душа застенчива, и это ее пленительность. Тургенев – застенчивость русской души». Пишет он и о современниках. «Поэт внутренней музыки» Иннокентий Анненский привлекает его «мировой бесприютностью человека». Именно она «звенящей тоской и жутким угаданием поет в строках Анненского». Но не только поэты занимают Бальмонта. Вот «легкозвонный стебель» Борис Зайцев. А вот и «мещанин Пешков, по псевдониму Горький». Бальмонт видел в нем иллюстрацию к «грядущему хаму» Дмитрия Мережковского. «Талант и угодливость по отношению к мутному потоку уже тогда надвигавшегося царства духовного мещанства и хулиганского разрешения насилием всех человеческих вопросов помогли Пешкову стать Горьким».

Составитель книги историк литературы Александр Романенко пишет, что Константин Бальмонт отмечал раннее творчество Максима Горького. Константин Дмитриевич неоднократно писал стихи в честь Алексея Максимовича. Но после принятия Горьким красного тоталитаризма, превращения в «друга Дзержинского и лауреата чекистов» отношения прервались. Такое, в сознании Бальмонта, извинить было нельзя. Интересно, как отнесся Бальмонт к коллаборации Ивана Шмелева, публиковавшегося в годы оккупации в нацистском «Парижском вестнике»? Ведь его поэт считал «самым русским» писателем среди Зарубежья и искренне любил автора «Богомолья».

Впрочем, была у Шмелева и настоящая ревность. Например, к Валерию Брюсову, «забывшему себя».

А может, ревность не от богемности. Просто писательство – это большая коммуналка с неизбежными склоками. И прав был Зощенко: дескать, просто «нервные люди»?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
289
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
306
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
204
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
129

Другие новости