0
1230

25.10.2007 00:00:00

От эффектов к аффектам

Тэги: аронсон, коммуникативный образ


Олег Аронсон. Коммуникативный образ (Кино. Литература. Философия). – М.: Новое Литературное Обозрение, 2007. – 384 с., ил.

Для тех, кто обращает внимание на публикации Олега Аронсона, новая книга философа не станет откровением: из 30 составивших ее работ 23 уже публиковались ранее в журналах или тематических сборниках. Так что «Коммуникативный образ» – что-то вроде творческого отчета за последние 5–7 лет. Впрочем, это вовсе не означает, что перед читателем пестрое собрание размышлений на мало связанные друг с другом темы. Напротив, в книге просматривается завидное единство и в тематике, и в методике, так что можно ясно видеть, как в серии отдельных попыток постепенно вырисовывается некая исследовательская стратегия.

В вынесенном в заглавие понятии «коммуникативного образа» сходятся две линии размышлений, определявшие проблематику предыдущих книг Аронсона – «Богемы», где главным предметом интереса был феномен «асоциальных» сообществ, не основанных ни на институциональных формах, ни на сколько-нибудь внятной идеологической солидарности, и «Метакино», где в центре внимания была природа кинематографического образа, его специфически визуальное воздействие, отделяющее его не только от словесного, но и вообще от всякого знака. В введении Аронсон поясняет, что именно размышления о кино подвигли его к осознанию того, что секрет кинообраза, который «воздействует, не изображая», состоит как раз в производимой им «вне-социальной и вне-языковой общности», поскольку в нем «доминируют не индивидуальное понимание и смысл, а многочисленные аффективные связи, образующие пространство коллективного опыта». Тем самым кинообразы оказываются чем-то большим, нежели только вместилищем массовых фантазмов. Преодолевая язык, они достигают самого средоточия нашего существования, меняют наши отношения с пространством, временем и собственным телом и делают нас способными внимать голосу новой общности с другими – утраченной или желаемой (философ называет ее «слабой общностью»).

Поскольку понятая таким образом кинореальность приобретает в глазах Аронсона своеобразный квазисакральный статус, то сама возможность говорить о ней становится проблемой. Если в поисках первичного доступа к неизобразительному измерению образа достаточно просто отнять от него все, что носит знаковый характер (именно так автор поступает, к примеру, в анализе экранизации как перевода словесного в зримое), то для положительного описания опыта сообщества нужны иные средства. Неудивительно, что не только искусствоведческого, но даже философского словаря оказывается для этого недостаточно. Вот почему в книге о кино то и дело мелькают теологические понятия – литургия, Евхаристия, рай, молитва, чудо... У кого же еще поучиться способам говорения о несказуемом, если не у богословов? И хотя для Аронсона Спиноза явно обладает большим авторитетом в вопросах толкования Св. Писания, чем любой из отцов Церкви, все же нельзя не заметить в его тяготении к религиозной тематике свидетельство осознания несамодостаточности как самого искусства, так и высказывания о нем.

Нетрудно заметить, что в своих размышлениях Аронсон во многом движется в кильватере за флагманами современной западной философии: взгляд на кинематограф как лабораторию, где ставятся опыты над восприятием и производятся новые формы чувственности, унаследован им от Жиля Делеза, попытки проецирования богословских понятий в область политики и эстетики явно вдохновлены работами Алена Бадью, а идея внесоциальной общности имеет солидную предысторию от Батая и Бланшо до Нанси. Он и сам не скрывает своей зависимости от мэтров. Однако для упреков в эпигонстве нет оснований: ведь философия, по меткому замечанию Сергея Трубецкого, стремится не к оригинальности, а к истине. А в том, что автором движет искренняя озадаченность самим фактом воздействия образа, сомневаться не приходится.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
2666
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
2104
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
3593
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
1049