0
978

27.01.2008 00:00:00

Горе от Молчалина


«Горе от ума» ≈ спектакль странный, необычный, кажется, и для самого Туминаса, и потому странный, что режиссер в первый раз, как показалось, попытался поставить именно «русский спектакль». Но не выдержал, сорвался на европейские аллюзии. Прочел текст нашего классика как домашнюю, частную историю. Приехал молодой человек обратно в Москву, чего хочет, толком и сам не знает. И Софья Павловна-то похорошела, и жена Горича тоже дамочка ничего себе┘ Тут не «Горе от ума», не «Горе уму» ≈ тут «много шуму из ничего».

Владислава Ветрова должно было бы заметить еще по его роли Ставрогина в «Бесах» (постановка Анджея Вайды). В спектакле «Горе от ума» ему выпала участь перевоплотиться в приспособленца Молчалина. Ветров ведет роль остроумно, пластично, и вместе с тем наделяет даже лирикой столь ненавистного нашему сердцу персонажа. Что удивляет в этом Молчалине? Он прижился в этом доме, как Петруша, Лиза и иная челядь. Этот Молчалин совсем не ловкач, который грезит о карьере. Ежедневно встречаясь с Фамусовым Гармаша, ему и не хочется тревожиться в эту сторону. Он всем доволен. Софья его хочет, не любит, а хочет. А не Пушкин ли сказал: «То ли б┘., то ли московская кузина». Но у Молчалина ≈ Ветрова нет и тени затаенного социального реванша. Все хорошо. Одна барышня жаждет его, другую ≈ он. Работа в доме не пыльная. Фамусова обвести вокруг пальца нетрудно. Молчалин совсем его не боится.

Он устроился между теплой печкой, что похожа на Пизанскую башню, и домом за синим высоким забором. На заборе сидят вороны, но даже им лень каркать. Молчалин ведет свою любовную игру с дочерью хозяина не по подлости души, а по свойству характера. Не стоит огорчать ближнего, тем более когда самому проводить ночи в радость ≈ барышня Софья хороша. Но и Лиза тоже славная, она и Фамусову приглянулась. Когда в долгой мимической игре Чацкий, как ребенок, будет ломиться в открытую дверь к Софье в буквальном смысле этого слова, то Молчалин Ветрова откроет воображаемую дверь, которую никто не закрывал. Его герой улыбнется, но не только без превосходства относительно Чацкого, а с рекомендацией в подтексте: «Александр Андреевич, не ломитесь в открытую дверь. Она открыта для вас».

Этот Молчалин ≈ гедонист. И на скрипке можно помузицировать с той же Лизой, поскольку никто в доме больше инструмента в руки не берет. И на флейте он играет в отличие от Розенкранца с Гильденстерном, хотя те самые европейские аллюзии, о которых мы говорили, выводят спектакль на пародию «Гамлета». Софья – пародия на Офелию, Фамусов – Полония, Чацкий – Гамлета, а Молчалин ≈ сразу и на Розенкранца и Гильденстерна. Чем же будет наказан Молчалин Ветрова? Только не разоблачением, поскольку ни такой Чацкий, ни такая Софья разоблачить не могут. Лиза предпочтет, вероятней всего, Петрушу. Но для этого Молчалина и такое предпочтение не помеха, поскольку в душе у него нет ни горя, ни ума.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Город идей" помогает сделать Москву столицей спорта

"Город идей" помогает сделать Москву столицей спорта

Татьяна Астафьева

На интернет-платформе ждут инициатив от горожан, стремящихся к активному образу жизни

0
333
Каждый шестой житель России опасается ухудшений в экономике

Каждый шестой житель России опасается ухудшений в экономике

Михаил Сергеев

Позитивных изменений в материальной сфере ожидают все меньше россиян

0
509
Минюст надеется призвать в присяжные больше пенсионеров

Минюст надеется призвать в присяжные больше пенсионеров

Екатерина Трифонова

Выплаты "народным судьям" не станут привлекательными

0
426
"Президентские наблюдатели" взялись за дюжину регионов

"Президентские наблюдатели" взялись за дюжину регионов

Дарья Гармоненко

Мониторинговая рабочая группа подсказывает, где ожидаются сложные выборы

0
430

Другие новости