0
2862
Газета Проза, периодика Интернет-версия

14.12.2000 00:00:00

Здесь были Лара и Юра

Тэги: абашева, юрятин, сидякина, власова


-Прежде всего - как возник "Юрятин"?

- В первых шагах принял активное участие Виталий Кальпиди. В начале деятельности нашего фонда именно Кальпиди во многом инициировал издание книжной серии "КПП" - "Классики пермской поэзии". Говоря откровенно, может быть, там не все классики. Но в результате издания этой серии удалось нарастить "тело" пермской литературы.

Отличие нашего фонда от большинства проектов, представленных на премию, в том, что у нас было представление о структурно-семиотической природе нашего пространства, чувство необходимости актуализировать уже существующие в нем опорные символические смыслы. Пространство, в котором мы находимся, - не пустое, в нем существуют культурные тексты: и деятельность святого Стефана Пермского, и пермская деревянная скульптура, и память о Дягилеве, который был родом из Перми, - она несправедливо не проявлена: площадь Дягилева в Париже есть, а в Перми нет.

Кроме того, нас огорчала ситуация с текущей литературой в Перми, с молодыми авторами. Первыми проектами фонда были культуртрегерские. Мы затеяли цикл встреч "Литературные среды в доме Смышляева". Встречи в самом деле происходили по средам, но тут еще имеется в виду и формирование среды. Дом Смышляева - это, понятно, дореволюционное имя; потом он назывался "Библиотека имени Пушкина". Смышляев - культурный деятель и просветитель начала века, устраивал в этом доме литературно-музыкальные вечера. То есть место помнит о себе, у него есть культурная память. Совместно с библиотекой мы стали проводить вечера для городской общественности, на которых выступило, наверное, 30-40 человек, реально работающих в современной литературе: Иван Жданов, Ольга Седакова, Тимур Кибиров, Дмитрий Пригов, Сергей Гандлевский, Михаил Айзенберг, Андрей Вознесенский, Александр Кушнер, Вера Павлова, Алексей Алехин, Игорь Померанцев, Петр Алешковский, Олег Павлов, Алексей Варламов, Павел Басинский...

С самого начала мы издавали книги. По мере того, как добывались деньги. Сразу начались четыре книжные серии - кроме уже упомянутой "КПП". Первая серия "Пенаты" - это литература по истории Перми. Например, в начале ХХ века пермский священник Афанасий Какорин написал семь поэм о первосвятителях Пермской земли, эти поэмы создают, в переносном смысле слова, пантеон. Еще мы издали сборник пермской фельетонистики начала века.

Вторая книжная серия - это издания поэтов русского зарубежья. Совместно с Институтом современной русской культуры (Лос-Анджелес) начали выпускать серию "Водолей"; Водолей - это ведь знак России. В середине 90-х годов мы впервые издали книги Елизаветы Мнацакановой, Ины Близнецовой, Анри Волохонского, Александра Очеретянского.

Тогда же была начата третья - "Сигнальный экземпляр". В ней мы издаем первые книги никому не известных пермских поэтов и прозаиков. В ней публикуются, на мой взгляд, вполне талантливые авторы: Антон Колобянин, Григорий Данской, Владимир Котельников, Алла Дворникова, Сергей Стаканов, Вячеслав Раков.

Четвертая, кажется, самая известная - "Ротонда". Ротонда здесь имелась в виду вполне определенная - сооружение в Перми, построенное к визиту в город Василия Жуковского с великим князем, впоследствии императором Николаем I. В этой серии изданы книга стихов "Мерцание" Виталия Кальпиди и сборник Нины Горлановой "Вся Пермь", который некоторые критики называли лучшей книгой 1996 года.

Сегодня нет провинций, а есть территория, место, локус: Самара, Петербург, Москва, Пермь┘ У каждого места - свое лицо, культурные смыслы, либо заложенные непробиваемыми слоями советской культуры, либо в результате действия той же советской культуры до глянца затертые. "Литературные среды" и все наши проекты заявляли позицию, что русская литература существует на большом пространстве и что провинция также должна в нем существовать, слушать и видеть, что в нем происходит.

- Почему фонд называется "Юрятин"?

- Юрятин - название Перми в романе Пастернака "Доктор Живаго". Пастернак ведь жил некоторое время под Пермью во время Гражданской войны. Алеша Парщиков в одном из глянцевых журналов описывал, что он это забыл, и, когда ехал в Пермь, считал, что Юрятин - это фамилия какого-нибудь нового богача, некоего человека в шлафроке с кистями┘ Для нас Юрятин - это Пермь в культурном измерении, хотя для нас важен не только "пастернаковский", но и все другие культурные уровни Перми. А дом Смышляева, библиотека имени Пушкина, по легенде - место, где встретились Живаго и Лара. А реально - в этой библиотеке в самом деле работал Пастернак, когда наездами бывал в Перми.

- "Юрятин", получается, - место чудесной встречи?

- Да, пожалуй. Для нас важно было, чтобы на наших встречах возникала атмосфера чуда. На гостиницу у нас денег не было, все приезжающие жили у нас дома. Деньги были только на железнодорожный билет туда и обратно. Пригов, кстати, недавно предлагал экспонировать в Москве диван из нашей квартиры, на котором спало столько известных людей.

По ходу дела ландшафт очнулся, пространство начало оживать. Тогда, кроме проекта "Литературные среды", мы организовали лекторий "Языки русской культуры и гражданское общество" - серию шестичасовых спецкурсов, которые читали ведущие ученые-гуманитарии: Сергей Хоружий - о христианской антропологии, Георгий Гачев - о национальных образах мира, Борис Дубин - о новых идеях социологии, Михаил Рыклин - о постмодернистской философии, и, наконец, в этом году приехал Игорь Смирнов из Мюнхена с лекциями о тоталитаризме, но у нас был интерес к нему и как к исследователю романа Пастернака "Доктор Живаго" - у него же вышла книга про этот роман.

Возможно, некоторым научным результатом нашей работы является монография Владимира Абашева "Пермь как текст", буквально только что вышедшая в издательстве Пермского университета.

- Происходит ли собственно литературное наращивание "пермского текста"?

- Такое приращение происходит и в книге Горлановой "Вся Пермь", которую мы собрали осознанно, это тоже проект. А еще неожиданно для нас оказалось, что многие гости, выступавшие в Доме Смышляева, вернувшись домой, написали тексты, в которых фигурирует Пермь: Пригов, Вера Павлова, Анна Альчук, Алексей Варламов, Олег Павлов┘ У Вознесенского целая глава в мемуарах на "Виртуальном ветру" - про поездку в Юрятин.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
1032
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
759
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
1042
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
684

Другие новости