0
1818
Газета Проза, периодика Интернет-версия

29.04.2004 00:00:00

Бизнесмены на богомолье

Тэги: переодика, май


НОВЫЙ МИР

Вера Павлова. Путь и спутник.

Спокойные серьезные стихи без обычных для Павловой эпатажа и шутовства. Кажется, она нащупывает новую интонацию и с возрастом все больше меняет свой имидж эротической поэтессы на поэзию как таковую: "Время течет слева направо - / с красной строки до черствой корки. / Многих жалко. Многие правы. / Все оправданы. Даже Горький. / Ради пары строк, озаренных / обещаньем метаморфозы, / все прощают: дом разоренный, / смерть деревьев, детские слезы".

Дмитрий Бавильский. Нодельма. Роман.

Странная история о продвинутой корпоративной девушке. Набор реалий в пелевинском духе: наркотики, лесбийская любовь, клубы с пивным мороженым и свежевыжатой кокой, бизнесмены на богомолье┘ Все это изложено в аккуратной традиционалистской стилистике. Романтическая коллизия плавно перетекает в детектив о промышленном шпионаже. Напряжение растет, и оказывается, что в центре интриги - дискеты с детской порнухой.

Дмитрий Бобышев. Звездоречь.

Полузабытый в литературных кругах соперник Иосифа Бродского теперь регулярно печатается чуть ли не во всех толстых журналах. Лучшее в нем - из дремучих шестидесятых. Худшее же - смесь Андрея Вознесенского с корявым славянофильством: "Но так ярмарочно-балаганны / выставляющиеся здесь напоказ / виртуальные фокусники, хулиганы, / стихоплеты и грешный Аз".

Родион Белецкий. Путешествие в Иваново автора, Коврова и Баранова. Повесть.

Гвоздь майского номера. На удивленье легкий и позитивный текст о трех раздолбаях, любящих выпивку и доступных девиц. Ни намека на депрессивность Сенчина, пишущего примерно о том же. Ни одной вымученной фразы и натянутого эпизода. Плюс уморительно смешные истории, которые напрочь забивают собой сюжет: купили, поехали, выпили, вернулись домой. К несчастью, у таких текстов в нашем литпроцессе не существует ниши. Для толстых журналов эти вещи слишком легки, для глянцевых слишком изысканны. Но все-таки они пробиваются. Ближайшие аналоги - Каминер и Гришковец.

ЗНАМЯ

Нина Горланова. Вечер с прототипом. Рассказы.

Писательница выбирает фамилию персонажу: "Лекторов - не поверит читатель, что есть такая фамилия, хотя она существует┘ Российкин - уменьшительный суффикс тут меня смущает┘ Шлюхин - трудно полюбить героя с такой фамилией┘ Плуталов - подумать надо┘" Останавливается на диком варианте - Арнольд Теплицкий. Наверно, пишет иронический детектив. Или роман из жизни провинциальной интеллигенции. Ее дело. Но вот насчет Шлюхина она категорически не права.

Марк Харитонов. Игра с собой.

Постмодернистский рассказ-эссе. Автор пытается оживить воспоминания, но ничего, разумеется, не выходит. "Господи! Можно это пройти еще раз? Найти слова, чтобы ожило по-настоящему?

Разрешается переиграть. Следует иметь в виду, что при этом может измениться все, включая исходную ситуацию, достигнутые результаты и личности самих участников".

Дмитрий Стрельников. Шляхтич. Стихи.

Шляхтич - потому что Стрельников проживает в Варшаве. Но сами стихи по какой-то геополитической причуде посвящены Кавказу. Грузии, Чечне и так далее с остановками. Отметим каэспэшные интонации и легкий привкус садизма: "И с силой хлестнул тебя по глазам. / Я знал - только так ты мне будешь верна, / Слепая кому пригодится жена?" Кому-то, быть может, и пригодится.

Борис Дубин. Читатель в обществе зрителей.

Дубин - известный социолог и соответственно привык оперировать цифрами. Из этих цифр становится ясно, почему серьезная литература вытесняется разного рода шоу-бизнесом. Основные причины: потеря интеллигенцией социального авторитета и переориентация СМИ на малообразованную аудиторию.

Академический выбор.

Высказывания лауреатов и номинаторов премии Аполлона Григорьева. Номинаторы хвалят своих протеже. Лауреаты - литературу. Юрий Арабов, получивший Большую премию, призывает "наполнить литературу хоть каким-нибудь смыслом". Как это сделать, он, правда, не уточняет. Пелевин, которому дали Малую премию, удивляется, что член жюри Басинский лояльно к нему отнесся. Басинский не удивляется ничему.

ОКТЯБРЬ

Этот номер посвящен 80-летнему юбилею журнала. По задумке редакции, он должен наглядно показывать смену поколений в литературе. А потому разделен на две рубрики: "Молодые классики", начинавшие в "Октябре", и "Молодые современники". Классики интереснее.

Юрий Олеша. Заговор чувств. Сцены из пьесы.

1929 год, писателю тридцать лет. Бытовой сюжет, но посмотрите, какая экспрессия: "Ты настоящая стерва! Ты можешь любить двоих и отдаваться двоим. Тебе все равно: я ли его зарежу или он зарежет меня. Почему ты выходишь в кухню почти голая? Я знаю, почему! Ты хочешь, чтобы все волновались при виде тебя. Ты проститутка!"

Михаил Светлов. Заметки.

Первый прозаический опыт автора "Гренады" и известного шутника. Семьдесят пять лет назад он не слишком серьезно относился и к себе, и к своему хиту: "Миша! Напиши стихотворение. Мне нужны боты", - сказала жена в одну из "трудных" минут. Она шутила. Но в глубине ее больших серых глаз я заметил хвостик нелегальной надежды: "А вдруг действительно напишет?!" Недавно я ей купил боты┘"

Ольга Елагина. Лемяшинский триптих. Рассказы.

Немудреная деревенская проза. Про старуху по имени Ассоль, праздник включения электричества и поезд из города А в город Б. Легкие печальные зарисовки, сочинять которые уже почти разучились классические деревенщики: "Витька видит сон, что он вырос и работает в Москве барменом. Марья Сергеевна гадает на картах Золотниковой, и, если выпадает червовый туз, они понимающе переглядываются. Некрасивая толстая девочка сосет палец и пускает на подушку слюну. Леночка из продуктового завороженно читает роман о прекрасной любви. Петр Ильич теребит кнопки радиоприемника и прислушивается: он пытается поймать трансляцию из Берлина, чтобы выучить немецкий. Электричество выключается, как всегда, неожиданно. Все разом стихает и гаснет".

Анастасия Чеховская. Имечко. Рассказ.

Девочка Флорентина Чижикова живет в деревне и ужасно страдает. Имя обязывает ее к романтическим эскападам, и, вконец измучившись, она убегает из дома. Но от судьбы не убежишь: Флорентина выходит за иностранца и оказывается в немецкой деревне. Цивилизованной, но такой же тоскливой, как русская. А сын ее по нелепой случайности носит имя Адольф Шикльгрубер.

Андрей Платонов. Усомнившийся Макар. Рассказ.

"Товарищ милиционер, - обратился Макар, - укажи мне дорогу на пролетариат". Милиционер достал книжку, отыскал там адрес пролетариата и сказал тот адрес благодарному Макару". Если б это написал Хармс или Зощенко, было бы смешно. А у Платонова - страшновато.

ДРУЖБА НАРОДОВ

Борис Хазанов. Сад отражений.

Романтические новеллы а-ля Грин про побег из тюрьмы, фаллос Бога и русских поэтов. Набоковские игры в отражения, галлюцинации и обманки. Экзотические имена женщин и вставки на французском-итальянском-латыни. Дочитав до конца, понимаешь, что это не дурная литературность, а вереница снов, где реалии перепутаны и не работает закон всемирного тяготения.

Виктор Куллэ. Пока душа меняет очертанья┘

"Ибо о будущем-то и можно сказать / (как написал бы Бродский) - впрочем, уже не важно┘ / Ибо давно утрачен инстинкт говоренья, азарт / супротив правил вхождения в воду дважды". Бродский действительно нечто подобное уже написал. Это его тема - рефлексия по поводу собственной речи. И его же анжамбеман.

Аскольд Мельничук. Посол мертвых. Роман.

Американец украинского происхождения исследует свою родословную. Получается в итоге классический семейный роман. Современный вариант Драйзера и Голсуорси. Приправленный антисемитизмом, политическими анекдотами и сексуальной перверсией: "Однажды, когда Ада, раздевшись, уже лежала в его узкой постели, Сэмми достал из комода веревки с петлями на концах, кожаные ремни и плетку и подошел к кровати. Увидев их, Ада села и прикрыла руками тяжелые груди.

- Нет, - сказала она.

И он понял, что означало это "нет" на самом деле".

Анатолий Азольский. Связник Рокоссовского.Пассаж.

"Пассажем" Азольский назвал жанр, близкий к богомоловскому "Августу сорок четвертого". Сухо и документально точно излагает он историю Варшавского восстания, козни разведок, ошибки военачальников. Характеры и судьбы людей на этом фоне выступают особенно выпукло. Иван Колос, прототип майора Вихря, Константин Калугин, неуловимый двойной агент, девушки, офицеры, бандиты┘ Все они - действующие лица Истории.

ЗВЕЗДА

Валерий Попов. Городские цветы. (Конец водной феерии.)

Не феерия, а фантасмагория. Хотя ощущение праздника и сохраняется на протяжении всего текста. Но самое ценное у Попова - растерянность героя перед самыми ерундовыми происшествиями. Трогательная безысходность. Беспомощность. "Маша! Пробей молодого человека! - в подвальном магазине, пронзенном лучом, крикнула продавщица. И Маша пробила меня".

Вера Калашникова. Сквозь грозовые облака. Рассказ.

Познавательный этнографический очерк "их нравов". Британская глубинка глазами девушки из России. Она пытается говорить на языке Шекспира и Уайльда с людьми, которые кроме "fuckin" bastard" знают еще пять-шесть выражений, да и то с ланкаширским акцентом. Все без исключения англичане, с которыми она вынуждена общаться, страдают маниакально-депрессивным психозом и другими психическими заболеваниями. Дикая страна, одним словом.

Жан Катала. Ни ружья, ни цветка. Мои русские кампании.

Воспоминания французского журналиста и переводчика о Прибалтике накануне Второй мировой. Другие эпизоды: встреча Сталина с де Голлем, советизация Эстонии, лагерь в Актюбинске, Куйбышев 1943-го года. В названии книги обыгрывается французский обычай провожать солдат на войну с цветком в дуле ружья. Россия, свидетельствует Катала, далека от таких трогательных ритуалов.

Десять фронтовых писем Бориса Слуцкого.

И еще один военный сюжет, приуроченный к Дню Победы. Переписка Слуцкого с младшим братом Ефимом. Поэт - старший инструктор политотдела армии. Он занимается разложением войск противника и анализом политической обстановки в полосе армии. Его письма, четкие, лаконичные, напоминают донесения, хотя речь идет о домашних и сугубо мирных делах.

Елена Скульская. Интерес к содержанию.

В старших классах школы заставляли вести дневник внеклассного чтения. Этот жанр и представлен у Скульской. Она пристально и по-женски ревниво наблюдает за литературой: "Сегодняшние книги воспоминаний похожи на откровения старой проститутки, которая рассказывает о знаменитых посетителях публичного дома, где ей довелось служить. Отношения с проституткой интимны, но не доверительны, а потому сказать ей, собственно, нечего. Вот она и говорит: да, был тут у нас как-то Тургенев, Иван Сергеевич, зашел, да и остался до утра. Остался он с Люськой, она у нас уже не работает, но я ее хорошо знала, подарила ей даже на прощание свой красный шарф, необыкновенно нравившийся клиентам. Чем запомнился Тургенев? Трудно сказать. Тогда у всех было много работы, друг к другу мы не лезли, но мне кажется, у него была борода..."

НЕВА

Борис Никольский. Тверской бульвар, 25.

Главный редактор "Невы" поясняет содержание номера: все авторы - однокурсники по Литературному институту (он в том числе). О них и вспоминает.

Леонид Жуховицкий. Жить, чтобы выжить. Повесть.

Забавно. Хотя и чуть старомодно. "Интердевочку" уже все забыли - и фильм, и книгу тем более. А тут то же самое. Только не девочка, а пожилой мальчик. Кафедру закрыли, стал калымить на автомобиле. В результате сделался валютной проституткой. Простодушная такая эротика первых перестроечных лет. Зато и такой же оптимизм.

Фазиль Искандер. Одержимость истиной.

Заметки о литературе, отчасти воспоминания, отчасти эссеистика. Остроумно, тонко, неожиданно. Толстой, Достоевский, Брюсов, Гоголь... "В известной мере Ахматова и Цветаева выступают в двадцатом веке в роли Пушкина и Лермонтова. И мы как бы догадываемся, что, если бы не роковые обстоятельства, Пушкин прожил бы долгую жизнь и умер бы своей смертью. Лермонтов тоже прожил бы гораздо дольше, но трагический конец его был предрешен".

Федор Сухов. Стихи.

Несколько стихотворений Федора Сухова ( 1921-1991): "И я - уже не я. Я только тень, я эхо / Бегущей по полю, гудящей колеи, / Я - память жившего когда-то человека / В моей измученной бессонницей крови".

Евгений Карпов. Улыбки.

Литературные воспоминания. О Федоре Сухове, Бабаевском, Литературном институте, о том, как Кирилл Ковальджи сдавал политэкономию. О Твардовском: "Мы - Лев Кривенко, Владимир Воронов и Лев Давыдычев - приносили к обеду бутылку муската Красного Камня урожая 1937 года. Тогда это было просто и недорого. Приносили и пытались соблазнить Твардовского, сидевшего за соседним столом. Скоро ему надоели наши поддразнивания, он подошел к нам: "Щенки! Если всю водку, какую я выпил, вылить сюда, вы утонете".

Кирилл Ковальджи. Моя мозаика.

Тоже воспоминания. Тоже о Твардовском. А также о Кишиневе, о Союзе писателей, об Ионе Друцэ...

Зоя Крахмальникова. Письма из ссылки.

"Компромисс лишает духовной силы. Взамен он обещает безопасность и преуспеяние, обещает комфорт и удачу, относительные, конечно. Удачу и там, и там. И в мире, и в Христианстве. "Вели бы себя хорошо, стали бы епископом", - сказал митрополит Ювеналий христианину, просидевшему в тюрьмах и лагерях 8 лет за бескомпромиссное исповедание веры..."


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
435
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
376
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
344
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
383

Другие новости