0
787
Газета Проза, периодика Интернет-версия

23.12.2004 00:00:00

Толстый и тонкий

Тэги: литература, содержание, конфликт, упаковка


С литературой происходит примерно то же, что с большинством российских товаров. Содержание вступает в неразрешимый конфликт с упаковкой. На обертке пишут одно, а внутри совершенно другое. И по качеству, и по количеству, и по всему остальному. Для продаж важна упаковка, для жизни - то, что под ней. Вот и приходится выбирать между ярким и значительным, известным и интересным.

Почти все публикации уходящего года можно поделить по этому принципу. Известным даются премии и журнальное место. Интересных интересно читать. Это не означает, что все тексты Рейна, Лиснянской, Кушнера, Петрушевской и еще двух десятков авторов, которые чуть ли не каждый месяц попадаются на глаза в "толстяках", неталантливы и безнадежно скучны. Лично я, например, в восторге от постоянного автора журнала "Октябрь" Вячеслава Пьецуха. Три его вещи вышло в этом году ("В предчувствии октября", "Забытые слова" и "Путешествие по моей комнате") - и все отменного качества. Яркие, свежие, неожиданные.

Или, замечательный писатель Азольский, чьи повести и романы не поражают моего воображения, а вот читать его исследования о Кирове и Рокоссовском фантастически увлекательно.

Кощунства здесь нет, но даже лучшие произведения известных авторов не выходят за рамки толстожурнальной литературы. Открываешь номер в уверенности, что найдешь там либо подборку Кенжеева, либо новую вещь Слаповского, либо роман Варламова. И уж наверняка рассказы Романа Сенчина. Несмотря на возраст и брутальность письма, он давний любимец редакционных дам.

Ожидаемо все - от набора тем до стилистики. Даже переводят одно и то же. Так, "Звезда" и "Иностранка" почти одновременно выпустили текст Кутзее "Он и его слуга"...

Слава богу, не все так грустно. Бывают и неожиданности. Неожиданности трех разновидностей. Первое: известный человек написал что-то не вполне ожидаемое. К этой категории отнесем публикацию верлибров Жванецкого в "Октябре", "Святочный рассказ" Галковского в "Новом мире" и "Мне скучно, Фауст", рассказ Андрея Максимова ("Дружба народов").

Второе. Выход первоклассного текста, который становится событием сам по себе, независимо от того, кем подписан. Я имею в виду "Долог путь до Типперэри" Владимова и подборку Ваншенкина в "Знамени", прозу Рейна "Который час?" в "Новом мире", стихи Инны Кабыш в "Дружбе народов", блестящую эссеистику Лурье в питерских "Звезде и "Неве".

К разряду событий относится и несколько важных юбилеев 2004 года. 80 лет "Октябрю", который публиковал по этому поводу Олешу, Светлова, Платонова и других классиков из архива журнала.

50 лет "Неве". Эта дата была отмечена литературными байками в исполнении главного редактора журнала Никольского.

80-летие Василя Быкова. Смотри по этому поводу великолепную статью Рейна Карасти в "Звезде".

И, наконец, третья, самая важная, по-моему, категория. Хорошие тексты новых и известных, но не замыленных авторов. Сюда я отношу стихи Александра Леонтьева, Сергея Плотова, Юлии Пивоваровой ("Знамя"), Ивана Волкова, Ольги Сульчинской ("Октябрь"), Евгения Чигирина ("Новый мир"), Александра Стесина, Кати Капович ("Звезда"), Сергея Шабуцкого ("Дружба народов")┘

Прозу Родиона Белецкого в "Новом мире" (для меня он главный автор 2004 года), Владимира Медведева, Олега Хафизова, Сергея Соловьева ("Дружба народов), Якова Ланды, Веры Калашниковой ("Звезда"), Анастасии Чеховской ("Октябрь"), Эдуарда Кочергина ("Знамя")...

В жанре нон-фикшн выделим мемуары Елены Скульской Людмилы Бубновой, Льва Лосева, Людмилы Штерн, очерк Юрия Колкера о первом съезде советских писателей ("Звезда"), "Байки старой "Литературки" Владимира Радзишевского и записки Льва Айзермана ("Знамя"), эссе Дмитрия Стахова и критику Ольги Лебедушкиной ("Октябрь"), путевые заметки Александра Тимофевского ("Дружба народов"), воспоминания Бориса Друяна "Отдельная папка" и эссе Михаила Германа о парижских кафе ("Нева"), эссе Виктора Даурова о церковных бомжах ("Москва")┘

В остальном же без изменений и неожиданностей. "Звезда" по-прежнему в каждом номере мемуарит о поколении Бродского. "Москва" восхищается славным советским прошлым и ругательски ругает капитализм. Александр Мелихов в трех разных изданиях без устали критикует рыночную литературу. И так далее.

Из номера в номер удивляет лишь "Иностранка". Но и это можно понять. Круг зарубежных авторов бесконечно велик. Их проблемы еще не успели нам надоесть.

Такова ситуация на конец 2004-го. И виною этому не литературный застой, до которого пока еще далеко. А читательские запросы. Аудитория "толстых" журналов в общей сложности насчитывает меньше ста тысяч. Среди них преобладают люди старшего поколения, ориентированные на привычные имена, привычные темы. Для них и работают "толстяки", вкрапляя по мере сил в старую обойму тексты новой волны.

Но в конце концов они не обязаны. Печатать молодых и незакостеневших авторов - задача тонких литературных журналов. В России таких пока что не существует. Когда-нибудь они появятся. Обязательно должны появиться. Когда? Быть может, в следующем году.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди преступников станет больше неграждан

Среди преступников станет больше неграждан

Иван Родин

Более 80 уголовных статей признают основанием для изъятия паспорта РФ

0
382
Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

0
239
Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Ольга Соловьева

Жесткая политика Центробанка не охладила спроса предприятий на кредиты

0
456
Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Екатерина Трифонова

На гарантированную законом ресоциализацию экс-заключенных не хватает денег

0
461

Другие новости