0
892
Газета Проза, периодика Интернет-версия

27.01.2005 00:00:00

Преждевременный март

Тэги: иностранка, журнал


Такое ощущение, что этот номер "Иностранной литературы" должен быть не февральским, а мартовским. По крайней мере женская тема в нем явно преобладает. Преждевременная весна сказывается во всем: и в политике, и в погоде, и в литературе. Мы в легком недоумении. Весна всегда приходит неожиданно, не вовремя и внезапно.

Итак, женщины. Флер Эдкок, Наталия Гинзбург и Дорота Масловская. Три разноликих, разноязыких и разных по настроению автора. Все вместе они и создают противоречивую весеннюю атмосферу.

Флер Эдкок - новозеландская поэтесса, пожалуй, самая крупная в этом экзотическом государстве. Пишет, естественно, по-английски. Более того, носит гордое звание кавалера ордена Британской империи. И если б по нелепой случайности она оказалась мужчиной, окружающие называли бы ее почтительным словом "сэр". "Искусство - это то, что хочется вставить в рамку", - так формулирует Эдкок свое кредо. И действительно, в каждом ее тексте, даже самом коротеньком, - законченная картинка: "Ты распластался на белом песке, / Под головой - камень, на губах - улыбка. / Тронул мою руку и прошептал: / "Приляг". Просто и ясно. Никаких тебе метафор, аллюзий и смутных ассоциаций. Жизнь отдыхающих как она есть. В Новой Зеландии, я так полагаю, куда ни плюнь, всюду жизнь отдыхающих.

Сложнее с Наталией Гинзбург, итальянской писательницей и драматургом, автором повести "Дорога в город" (перевод Арины Маркиной). Сложнее потому, что Гинзбург не только описывает итальянские пейзажи (не менее колоритные, чем новозеландские), но и рассказывает непростую историю влюбленной девушки. Влюбленной и даже беременной.

Чем-то это похоже на "Брак по-итальянски". Много детей, теснота, постоянные ссоры и темпераментное выяснение отношений. Неореализм в действии. Об этом говорит не только дата написания повести (1964), но и весь антураж. Немногословные мужчины носят пиджаки и дерутся. Крикливые женщины работают на фабрике, едят мороженое и занимаются неуклюжим сексом в дешевых гостиницах. Удручающий дефицит воздушных замков. Каждый эпизод, каждое слово у Гинзбург можно потрогать и попробовать на зубок.

Роман "Польско-русская война под бело-красным флагом" польки Дороты Масловской по настрою прямо противоположен "Дороге в город". Во-первых, это дебют. Дебют молодой женщины, студентки Варшавского университета. Под "Польско-русскую войну" редакция "Иностранки" открыла даже новую рубрику, в которой обещает публиковать первые книги зарубежных писателей. Не всех, разумеется, а лишь тех, кто написал нечто громкое. Роман же Масловской поднял в Европе оглушительный бум. Его уже читают и обсуждают на французском, итальянском, голландском...

Во-вторых, этот текст космически далек от черно-белого реализма. Он весь расцвечен кислотными цветами ночных клубов и неоновыми огоньками рекламы. Настоящая мартовская истерика. Добавьте к этому наркотический угар, антирусские настроения - и картина постепенно оформится.

И, наконец, язык. Он, очевидно, главный герой "Польско-русской войны". Роман написан на сленге, и, как его можно было адекватно перевести, для меня остается загадкой. Тем не менее это удалось литературоведу Ирине Лаппо. Ну например: "Все пучком, элегантное возвращение из мира усопших в мир живых и разговаривающих, возвращение, что ни говори, с помпой, трубы и фанфары, тетя Амфочка мертвого на ноги поставит. Мне уже нас...ть на те валуны, которыми заблевано все ванное оборудование, откуда они взялись и все такое, вопрос похерен, и я уже не буду его обсуждать с этой придурочной камикадзой. Потому что ее нарциссическая карьера псевдоинтеллектуалки не входит в этот момент в мои приоритеты".

О какой поворот! Тут уже не Саган, с которой почему-то сравнивают Масловскую, а польский Буковски. Или, страшно сказать, Роман Сенчин. Такой же любитель описывать "пустое" существование, которое ведет поколение Ноль, и ненавистник высоких ценностей. Сплошной журнал "ОМ" 98-го года. Было и прошло, оставив легкое похмелье, невнятные воспоминанья и сожаление об упущенном времени.

"Хватит гнать пургу", - говорит тусовщик Сильный из "Польско-русской войны". Действительно, хватит. До весны остался один календарный месяц.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди преступников станет больше неграждан

Среди преступников станет больше неграждан

Иван Родин

Более 80 уголовных статей признают основанием для изъятия паспорта РФ

0
209
Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

0
120
Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Ольга Соловьева

Жесткая политика Центробанка не охладила спроса предприятий на кредиты

0
276
Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Екатерина Трифонова

На гарантированную законом ресоциализацию экс-заключенных не хватает денег

0
276

Другие новости