0
786
Газета Проза, периодика Интернет-версия

02.03.2006 00:00:00

Детская болезнь географии

Тэги: нотомб, любовный саботаж


Странную книгу написала бельгийка Амели Нотомб в далеком 1993 году. Переведенный сегодня и опубликованный в мартовском номере «Иностранной литературы», ее «Любовный саботаж» (пер. с фр. О.Чураковой), с одной стороны, повествует, как говорится, о вечном, а потому не требует комментариев, с другой стороны, звучит вызывающе актуально.

И не только из-за прямых ассоциаций с отечественными «Тату в Поднебесной», хотя и из-за них тоже. Судите сами. Сюжет – любовные отношения двух девочек (впрочем, вполне невинные). Место действия – маоистский Китай. Куда ни плюнь, сплошная экзотика. Все не как у людей. Что же тут, скажите, вызывающе актуального, кроме аналогий с гламуром и дешевой попсой?

А вот что. Рассказывая нетипичную во всех отношениях историю семилетней девочки, Нотомб клинически точно диагностирует причины агрессии, болезни, которая, как птичий грипп, неумолимо расползается сегодня по планете с юга на север и с востока на запад.

«Расизм тут ни при чем, все дело в географии», – говорит главная героиня о войне посольских детей, войне жестокой, без скидки на возраст и идеологическую девственность. Дело – и у детей, и взрослых – вообще не в идеологии. Все просто: «Была толпа, которую нужно восхищать. Была репутация, которую нужно сохранять. И легенда, которой надо себя окружить. Но важнее всего была война». Она не только, как у Цоя, «лекарство против морщин». И не продолжение мира другими средствами. А единственно возможное занятие для тех, кого не устраивает существующее положение дел. То есть взрослых, не желающих быть взрослыми, и детей, искренне не понимающих, что еще в мире есть важного, кроме них. Всех, кто не похож на тебя, автоматически можно записать во враги. Иностранцев, людей другого пола, другого возраста... Да и всех остальных. Такая вот география: я и все остальные. Ну, скажем, за что ненавидеть непальцев? Сроду не догадаетесь. «Это единственная страна в мире, у которой флаг не четырехугольный... У, подонки!» Вот и все. Главное – ненавидеть, остальное уже детали.

Конфронтация с миром способна, между прочим, приносить удовольствие. И немалое. Нотомб парадоксальным образом увязывает эту стратегию поведения с постулатами христианства, рекомендующего возлюбить своего врага: «Без врагов человек – жалкое существо, а его жизнь – тяжкое испытание, полное уныния и скуки».

Ключевое слово тут «скука». Детям скучно быть хорошими. Скучно и неинтересно. Взрослым тоже, по крайней мере тем, кто патологически не самодостаточен. Или незаурядно хитер. Ведь давно известно, что протест продается гораздо лучше, чем согласие с миром. Это касается и маркетинга, и человеческих отношений, главная цель которых – если по-честному – поднять свою самооценку, и только. «Мы были в полном восторге от собственной подлости, – читаем у Нотомб, – и называли себя грязными подонками. Это было здорово».

Все, что не здорОво, – все здОрово. Подонок Печорин, страдалец Рахметов, убийца Раскольников... А потом вдруг замечаешь, что и жизнь устроена по тем же законам, что литература. Читая сводки о вооруженных конфликтах, бесчисленных терактах и других проявлениях агрессии, поневоле задумаешься о том, насколько сильные позиции у сюжетного мышления в наших умах. Ведь протест, конфронтация, агрессия – всегда зародыш сюжета. А согласие – почти тавтология. Так сказать, сюжетный тупик.

А еще книга Нотомб – о любви. И это ничуть не противоречит всему мною сказанному. Любовь устроена по тем же законам, что и война. А именно: чем хуже, тем лучше. «На свете бывают очень злые люди. Если я хочу, чтобы такой человек полюбил меня, то должна вести себя так же жестоко, как он». То есть опять речь идет не о притяжении, а о тотальном отталкивании. Фрейду и Захер-Мазоху есть где разгуляться. Беда только в том, что речь идет не об извращениях, а об особом устройстве человеческой породы. Местами ну чисто волчьем.

Помимо выдающейся Нотомб в мартовском номере стоит обратить внимание на роман американки Николь Краусс «История любви» (пер. Е.Левенсон), текст француза Паскаля Брюкнера «Вечная эйфория. Эссе о принудительном счастье» (пер. Н.Мавлевич) и блок материалов американских публицистов, посвященный урагану «Катрина» (Джон Ли Андерсон, Николас Леманн, Джон Макфи; пер. А.Ильинского). Они, если вдуматься, о том же. О нашей волчьей природе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди преступников станет больше неграждан

Среди преступников станет больше неграждан

Иван Родин

Более 80 уголовных статей признают основанием для изъятия паспорта РФ

0
212
Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

0
121
Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Ольга Соловьева

Жесткая политика Центробанка не охладила спроса предприятий на кредиты

0
277
Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Екатерина Трифонова

На гарантированную законом ресоциализацию экс-заключенных не хватает денег

0
277

Другие новости