0
1932
Газета Проза, периодика Интернет-версия

02.12.2010 00:00:00

Интриги и еда на раз-два

Тэги: матвеева, еда, кулинария


матвеева, еда, кулинария

Анна Матвеева. Есть!
– М.: Колибри, 2010. – 528 с. (Отдельные проекты).

Анна Матвеева – представитель уральской диаспоры современных отечественных литераторов. Такой известности, как земляки Сахновский и Славникова, она не добилась, но в начале 2000-х стала известна благодаря попавшей в финал Премии имени Белкина повести «Перевал Дятлова». Премию Матвеевой тогда не дали, зато щедрые авансы – в большом количестве. Но затем в «толстяках» она стала печататься реже, а во второй половине нулевых и вовсе ушла в тень, выпустив только в 2007 году в АСТ повесть «Найти Татьяну» – под откровенно женской обложкой и с аннотацией, ставящей книгу на полку рядом с Викторией Токаревой в лучшем случае.

И вдруг в 2010-м «Колибри» издает увесистый роман с ударным названием «Есть!», а в серии того же издательства «Уроки русского» выходит сборник повестей «Наследницы Белкина», куда включена повесть Матвеевой... «Найти Татьяну». Судя по всему, не так гламурна и легковесна эта книжка 2007 года, надо прочитать при случае. Но сейчас речь о романе Матвеевой – полноценном, кстати говоря, а не раздутом издателем из повести.

Две девушки – Геня Гималаева, она же Женя Ермолаева, и Ека Парусинская, она же Катя Парусова, ужинают в итальянском ресторане. У Гени на Еку явно зуб, и она рассказывает от первого лица предысторию их отношений. Оказывается, Ека внезапно появилась в жизни Гени, звезды кулинарного телеканала «Есть!», вещающего в крупном провинциальном городе (легко угадывается Е-бург), и разрушает Генины отношения с коллегами, чтобы занять ее место. Выясняется, что обе девушки (им немного за 30) пробовали себя в литературе: Геня более удачно (слетала на вручение премии в Москву, но вернулась ни с чем), Ека – провально. Параллельно Геня рассказывает о своих коллегах и знакомых: ассистентках Ирак и Иран (имя+первая буква фамилии каждой), режиссере Пушкине, любителе поэта-однофамильца, владельце канала, бывшем филологе и холостяке Павле Николаевиче Дворянинове, его матери Берте, ее подруге-сопернице, сын которой – друг-соперник Дворянинова, поваре Малодубове, психоаналитике Мертвецове, который консультирует едва ли не всех персонажей... Второстепенные герои множатся, карьера Еки идет в гору, а Гени – под откос, и все это щедро сдобрено огромным количеством изысканных рецептов, а читается легко, как дамский детектив.


Аж слюнки текут...
Илья Машков. Натюрморт. Виноград, лимон и рак. 1925. ГТГ, Москва

Но вот рецепты уже порядком надоели, Геня почти полностью проиграла Еке, книга начинает вызывать недоумение – вроде бы она о еде, но вроде и совсем не о еде, а о чем?.. – и тут неожиданно начинаются игры с читателем: второстепенные персонажи собираются вместе в одной главе, чтобы решить, кто же из героинь победит, а Геня, оказавшись в Италии для финального кулинарного поединка с Екой (возвращаемся к сцене, с которой начался роман: ужинают вместе девушки по необходимости), улетает оттуда и в самолете... пишет роман Анны Матвеевой «Есть!». Чуть ли не пелевинские штучки без малейшего предуведомления. Оказывается, что книга-то не о еде, а о Гене, доказавшей себе, что она – настоящая, вернувшись к заброшенным занятиям литературой. А еда вообще только связывает всех героев в одну компанию – опять у русского автора не сложилось с кулинарной темой.

Книга о еде по западному образцу, если этого ждала от Матвеевой Ольга Морозова, главред «Колибри» и фанат этого жанра, откровенно не получилась: приличная дама бросит книгу на середине, где рецепты уступают место постмодернистским опытам, а высоколобый читатель может до середины и не дочитать – слишком незамысловато роман начинается. Да и темы в легком на первый взгляд чтиве поднимаются сложные: книга Матвеевой на самом деле – ризома о различных сущностях, которые представляют десятки персонажей, о страхе старости, о двойниках, о филологах, ушедших из профессии и добившихся успеха в бизнесе... В общем, хорошо написано, неплохо сконструировано, читается на ура (или, вернее, на раз-два), только – для кого?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
556
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
634
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
349
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
232

Другие новости