0
1846
Газета Проза, периодика Интернет-версия

23.05.2013 00:01:00

Комплекс самозванца

Андрей Краснящих

Об авторе: Андрей Краснящих – прозаик, критик, эссеист, финалист премии «Нонконформизм-2013».

Тэги: краснящих, комплекс самозванца


Мое ФИО – КАП. Я должен капать и капаю на мозги – себе и своему читателю. У меня мало времени, мне надо успеть. Мир молодеет, а я старею, скоро мы вовсе разучимся понимать друг друга. Когда я ставлю последнюю точку в рассказе или главе, я говорю себе «не знаю» или «может быть»: я совсем не уверен, получилось ли что-то путное или вышла такая ерунда, что и потом будет стыдно. Бывало и так, что текст не казался мне чем-то с чем-то; ну да, я развлекся, прикольно, смешно, но кому это нужно? А Цаплин–Беляев говорили мне: «О!» – и ставили три с половиной балла (обычно и три – это много). Бывало, конечно, и по-другому.
Иногда я себя чувствую мастером этого дела и что вправе других научить ему, а иногда – что дело это не мое, мастера – это только другие, и я – борзописец, писака, бездарь. Но почти всегда, в любой ситуации, я внутренне сжимаюсь и забегаю куда-то подальше, когда слышу, что я – писатель. Бог с вами, какой там писатель, где он?
Проблема ведь, надо разобраться.
С одной стороны, ты же всегда хотел быть именно писателем, на стене возле своей кровати на Камчатке написал: «Андрей Краснящих, лауреат Нобелевской премии по литературе 2000 года» (потом эту дату дважды – по объективным причинам – приходилось переносить, теперь это, кажется, 2013 год). С другой… вот ты и стал – радуйся, ну в чем дело? Откуда это ощущение, что ты присвоил себе что-то чужое, назвался не своим именем? Постоянный страх саморазоблачения? Кто-то выйдет из-за угла и скажет: «Вот он – считающий себя писателем, а на самом деле – полный нуль и графоман»? Нет, не то. Нет страха саморазоблачения, и я уверен в своих силах дать, если надо, по морде и написать что-нибудь гениальное.
Может, тебе не нравится само слово – «писатель». Но и «сочинитель», «литератор», «пишущий» дела не меняют. «Добрый день! Я инженер». – «День добрый! Я – литератор». Тьфу ты, какая гадость.
Может, на свете до хрена графоманов, говорящих каждому встречному «Я писатель», и тебе просто не хочется быть в их числе? Подальше от плебса, поближе к небу? Нет, тоже мимо. Чтобы отгораживаться от плебса, надо сначала почувствовать себя плебсом, а ты себя к нему никогда не относил.
А может, тебе кажется, что ты мало написал, чтобы считаться писателем? Да нет, вроде не так уж и мало, книжек на пять или шесть. Не Диккенс, конечно, но вполне себе Кафка, допустим. К тому же еще напишу. Тоже промах? Постой, а по-моему, в этом что-то есть. Книжек на шесть – если сесть и посчитать, а если специально не считать, то и нет ощущения много написанного: горстка текстов за душой, всего ничего. Наверное, это все-таки как-то связано с комплексом самозванца – но не напрямую, нет, должно быть что-то еще. Что?
Вот как ты пишешь? Садишься, ловишь или придумываешь что-то такое, что тебе интересно, первую фразу, а дальше уже – по взятой интонации, она приведет куда нужно: держишь подспудно в голове основную мысль, и она плавненько так, ненавязчиво вытягивается на всю длину текста. Ну в идеале. А потом? А потом – поставил дату и отложил на полгода, на год. Поправил, еще раз поправил – и публикуешь, если публикуют, так? И оно уже не твое. Но твое – там что-то понятное только тебе, какие-то личные, очень личные обращения, счеты с собой и другими. В общем, интим. Ранк говорит, что ритм, интонация текста повторяет и следует твоему физиологическому сексуальному ритму (а до Ранка считалось, что ритму шагов: «Илиада», гекзаметр, устное слово, все рождалось и умирало на ходу).
Итак, «Эмма Бовари» – это я, и все, что бы ты ни писал, хоть о птичках, ты пишешь о себе. Похоже, мы где-то уже близко.
Любой текст – это твоя частная переписка с самим собой. Волохова – с Цаплиным, Михалюка – с Беляевым. Беляев – насквозь лживое ленивое создание, заточенное под поспать и повыделываться. Михалюк ему указывает на эти и другие недостатки. Беляев кочевряжится, выдвигает ответные обвинения, мальчики долго спорят, но в итоге как-то договариваются и в финальной фразе пожимают друг другу руки. Проходит время, слабый, но добрый Беляев давным-давно забыл о разногласиях с Михалюком, вернее – они продолжаются вечно, и поэтому легко забыть. Но не забыл Михалюк. Он видит: Беляев неисправим, упорствует в заблуждениях, надо его наказать. Стелясь мелким бесом, как он умеет, Михалюк уговаривает Беляева обнародовать текст, переписку: «Никто ж ничего не узнает, там ни о чем напрямую не говорится; не пропадать же такому добру». И – под своим именем: «Меня же формально нет, ты чего».
Никому не охота оголяться до такой степени, как оголяется писатель: неловко, стыдно – и кажешься себе полным идиотом. Хочется откреститься от написанного: не я это писал и не о себе. И даже когда говорят: «Ах, ты ж такая молодчинка», – гордится, но чувствует себя не в своей тарелке.
Беляев, Беляев… смотрит по сторонам и в который раз наступает на те же грабли. Ты дал обвести себя вокруг пальца. Беляев, Беляев… Будь проклят предатель-доносчик Михалюк!
Вот, собственно, и все. Остальное – очевидности и детали. Писатель никогда не признается в авторстве, но никогда и не отвертится от него. Он будет вам улыбаться, сделает все, чтобы замять тему, увести разговор, лишь бы вы не узнали: их двое – доносчик и самозванец. Их лучше оставить наедине.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
2560
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
2019
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
3479
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
1004