0
2722
Газета Проза, периодика Интернет-версия

18.09.2014 00:01:00

Диагноз – жизнь

Тэги: проза, москва, советский союз


проза, москва, советский союз Разные мелкие переулки, старые московские дворы и дома… Фото Евгения Лесина 

Боюсь, что вы не найдете эту книгу, изданную тиражом 500 экземпляров, но вдруг вам удастся ее скачать. В любом случае хочу, чтобы вы знали, что живет на свете книга Ирины Поволоцкой «Пациент и гомеопат». Именно живет: дышит, волнуется, хочет поделиться. И поделиться есть чем. Было бы с кем. Все меньше остается коренных москвичей, для которых Арбат, Замоскворечье, Лефортово, разные мелкие переулки, старые московские дворы и дома – не просто место действия, а действующие лица, которые то плачут ранней непрочной слякотной весной, то сияют под лучами. Все меньше остается людей, которые были взрослыми в 40-е, 50-е годы прошлого века.

А герои книги – раритетные экземпляры. Все эти Женя, Леля, Викуся, Орест – люди рефлексирующие, живые (тоже не столь уж частое качество), с близкими и понятными ценностями. Мне эти люди родные, и ценности их родные, и фон, на котором все происходит, родной. Я употребляю какие-то позитивные слова, а ведь книга о временах катастрофичных и беспощадных, когда в мясорубку попадал каждый второй. Книга вместила все – и жизнь, и смерть, и любовь, и мирный домашний уклад, который существовал, несмотря на всю катастрофичность времени.. И даже, как ни странно, иногда способен был пересилить все другое. Потому, наверное, идет такое тепло от населивших эту повесть людей, от домов и улиц, и коммуналок.

книга
Ирина Поволоцкая.
Пациент и гомеопат:
Совецкая повесть.

– М.: Б.С.Г.
– Пресс, 2014.
– 192 с.

А вообще-то Ирина Поволоцкая пишет легким беглым штрихом. Она великолепный рисовальщик. Примеры могу приводить километрами, но вынуждена ограничиться небольшим абзацем:

«Рядом с нею он будто вовлекался в эти девичьи хлопоты: поправить прядь, провести рукой по лбу, тронуть губы пальцем, и снова прядь со лба, и вдруг в сумочку – достала платок носовой, повертела, положила обратно, потом вынула конфетку: «Хотите? Театральная!» Видите, какая стремительность. Как время, как жизнь одного из героев, которая обрывается в конце книги. Сердце. Впрочем, неровный стук больного сердца – звуковая дорожка всей повести. Главный герой – сердечник и лечится гомеопатией. Причудливыми названиями гомеопатических шариков (спигелия, игнация, опий) пересыпана вся книга. И то ли оттого, что герои лечатся с помощью таких маленьких, увертливых шариков, то ли потому, что часто упоминаются болезни, но, перелистывая страницы, так и чувствуешь невыносимую хрупкость бытия.

Повесть маленькая. В ней 190 страниц. Иногда кажется, что это некий поток сознания. Может быть, оттого, что некоторые абзацы начинаются с многоточия, а кончаются загадочными фразами типа «Фикус вечно зеленел». Вообще повесть написана в основном короткими предложениями, но порядок слов в них свой, особый, ни на кого не похожий, иногда напоминающий некое волшебное косноязычие: «…да, в Москве. На Сивцевом. В квартире доходного дома, знакомой московским пациентам, где игольчатые ряды кактусов на подоконниках высоких окон и огненные цветы в декабре».

И обязательно надо сказать про оформление книги: небольшой формат, коричневая обложка, на которой все, что писали в те времена на истории болезни: ФИО, Министерство здравоохранения СССР, клинический диагноз.

Клинический диагноз один – жизнь. Жизнь в России.

Искусствоведы говорят про изначально существующую рамку картины «родная». Вот и эта обложка книге «родная». Кажется, что повесть так и родилась в этой обложке. Посмотрела на имя художника и автора макета – Марина Миллер. Говорю о ней совсем не потому, что она моя однофамилица. Надеюсь, вы мне верите.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1920
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4570
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2484
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2847

Другие новости