0
2844
Газета Проза, периодика Интернет-версия

08.10.2015 00:01:00

Баллада о вещах былых времен

Тэги: проза, петр лещенко, ссср, ретро, дефицит, джинсы, бриолин


фото
Радиола «Ригонда»
позволяла слушать пластинки
запрещенного Петра Лещенко
и ловить «вражеские голоса».
Фото автора

По предложению издателя Александр Кабаков написал книгу воспоминаний не о людях, а о вещах своей эпохи. У этого прозаика отличная память на предметы бытового обихода, их фактуру, «родословную», социальный контекст, сферу распространения. У него и в литературном мире репутация кропотливого собирателя деталей («певец пуговиц»). Получилась книга про вещи 40–80-х годов прошлого века – те, которые окружали и «простого советского человека», и пижона с претензиями, и модную даму, и ограниченного в средствах интеллигента. «Я попытался собрать в этой книге все, что плохо лежало во времени, что старьевщики давно увезли на свалку, одарив нас калейдоскопами и мячиками на резинках. Да и те понемногу пропали», – пишет автор в предисловии. Личный «блошиный рынок» Александра Кабакова адресован тем, кто помнит раздававшиеся когда-то во дворах выкрики: «Старье берем!», и тем, кто видел предметы старого мира только в квартирах бабушек, на антикварных лотках или на выставке советского дизайна. Писатель, не претендуя на энциклопедизм, сумел охватить в нетолстой «мещанской книге» внушительный объем предметов и связанных с ними житейских явлений. Совсем без участия людей книга обойтись не могла, но эти реальные личности обозначены первыми буквами фамилий. Иногда, впрочем, это вполне классический секрет Полишинеля. Кто же не узнает, к примеру, «поэта-портного Л., ставшего прозаиком-политиком»?

Каждый упоминаемый Кабаковым предмет ценен не только сам по себе. Он – знак времени, носитель определенных тенденций своей эпохи. В условиях дефицита, помноженного на идеологические запреты, каждая простейшая (с точки зрения западного человека) вещь приобретала символический и едва ли не сакральный характер. По предметам советского обихода можно изучать историю СССР, недаром современные российские музеи так полюбили экспонаты середины прошлого века, антураж хрущевок и сталинок.

Автора, как и многих живших в ту пору людей, мучил вопрос: почему в стране «развитого социализма», запускающей в космос ракеты и имеющей атомную бомбу, легкая промышленность не может обеспечить граждан современными и удобными предметами одежды и быта? Почему советским заводам и фабрикам оказалось не под силу наладить пошив популярнейших у молодежи джинсов? Более того, владение ими расценивалось едва ли не как идеологическая диверсия. Любителей зарубежной аудио- и фототехники, да и вообще всех, кто, по слову поэта-сатирика, с восхищением глядел на заграничные наклейки, обвиняли в вещизме. «Приобретательская страсть способна душу обокрасть!» – предупреждал плакат. Искусственно создаваемый дефицит «изделий № 2», по всей видимости, призван был поддерживать на высоком уровне рождаемость, а заодно противостоять внебрачным связям. А заправка одноразовых импортных ручек? А стирка целлофановых пакетов для вторичного использования? А баночки с бриолином – вонючим веществом для фиксации экстравагантных причесок? А искусство вшивания застежки-молнии в самопальные джинсы? Где все это? Там же, где прошлогодний снег и портвейн за три рубля.

книга
Александр Кабаков.
Камера хранения:
Мещанская книга.
– М.: АСТ, Редакция
Елены Шубиной, 2015.
– 352 с.

Вещи выводят на разговор о социальных отношениях, житейских ритуалах. Кабаков рассказывает о том, как изменилась за минувшие десятилетия роль мужских головных уборов. Кто-нибудь из старшего поколения помнит, в каком южном городе мастера шили лучшие кепки-«аэродромы»? Мир вещей советского человека, отмечает автор, неузнаваемо изменился после Московского фестиваля молодежи и студентов 1957 года, на который, как справедливо заметил персонаж известного фильма, приехали «красавцы из Новой Зеландии». Как и из многих других прежде неведомых советскому человеку стран.

Полуподпольное (и повальное) изготовление модных предметов не имело аналога в мировой истории. Тотально-тоталитарный дефицит вынуждал инженеров становиться портными-надомниками, а врачей приобретать квалификацию реставратора старинной мебели. Наиболее ушлые «черные антиквары» подкупали рабочих, чтобы те разрешили покопаться в выселенных доходных домах перед сносом. Ведь обладание эксклюзивной, немагазинной дореволюционной вещью неизмеримо повышало статус человека. Власть вяло боролась с этим «вещевым диссидентством», показывала зубы, только когда стиляга или коллекционер становился барыгой-перекупщиком. Битву против вещей большевики с треском проиграли. Книга Кабакова – хроника необъявленной войны из-за предметов, каталог трофеев, выставка достижений кустарного хозяйства.

У книги этой есть помимо прочего и еще одна весьма важная функция – просветительская. Автор знакомит с вещами, давно ушедшими из обихода, но встречающимися где-нибудь в романах и фильмах. Ну кто, к примеру, из нынешних 25-летних печатал тексты на пишущей машинке? Кто выкраивал из выброшенного на помойку кожаного кресла лоскуты-заплатки на «штатовские» джинсы (см. обложку «Камеры хранения»)? «Рассматривать их можно было бесконечно долго, поскольку каждая деталь их брезентового организма была не похожа на общеизвестные детали прочих штанов» – так автор вспоминает свое первое близкое знакомство с заокеанским текстильным фетишем.

По всем формальным критериям книга эта нехудожественная, мемуарная. Но писатель так пристально всматривается в каждый предмет быта, что прямо-таки раскрывает его душу. Автор приводит массу анекдотических историй на тему вещей – например, про то, как у членов Политбюро украли номенклатурные и, конечно же, страшно дефицитные меховые шапки в раздевалке сверхсекретного военного завода. Иронизирует по поводу потребительского бума начала 90-х годов: «Ламбада, спортивные костюмы, широкие пиджаки цвета пролетарского знамени, пальто покроя рясы... В паспортах были открытые визы во все стороны света, но родная слобода не отпускала на свободу». За каждой вещью стоит хозяин, изготовитель, история приобретения, пользования. В этом смысле «Камера хранения» – самый настоящий крепкий роман. Роман о старых вещах и людях, которые ими пользовались. Взгляд на устройство мира сквозь призму траченных молью предметов. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
711
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
845
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1132
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
765

Другие новости