0
190
Газета Проза, периодика Печатная версия

24.09.2025 20:30:00

События как главные герои произведений

Отечество славлю, которое есть, и трижды, которое могло бы быть

Тэги: история, петр II, унгерн, корнилов, кеннеди


35-15-1480.jpg
Фигура генерал-лейтенанта,
барона Романа фон Унгерна-Штернберга
привлекает внимание как ученых-историков,
так и писателей-беллетристов. Фото 1921 года
Как известно, кто управляет прошлым, тот управляет будущим. Слова эти годятся не только как политический принцип, но и как литературный прием, открывающий безграничные альтернативные горизонты. Не завалить их – вот в чем заключается основная трудность. Автор «НГ-EL», фантастиковед, кандидат исторических наук из Орла Артем Гуларян уверен, что справиться с ней поможет только одно: «Нужно хорошо знать историю. Нужно вникнуть в мельчайшие детали и только тогда, отталкиваясь от этих деталей, можно создать свой непротиворечивый мир».

И для Гуларяна это не только теория, он практически воплотил заявленный тезис в сборнике, куда вошли три рассказа, созданные методом «эвереттической склейки», то есть когда «реальности не только ветвятся, но и склеиваются». Такой подход позволил автору выстроить три убедительные исторические альтернативы, каждая из которых отвечает на вопрос, начинающийся с фразы: «А что было бы с Россией, если»… Мадагаскарскую экспедицию Петра II возглавил Александр Меньшиков? («Один день из жизни Артема Борисовича»). Японцы были проворнее в 1942-м? («Стратостаты – вперед!»). У одного из лидеров белого движения открылись паранормальные способности? («Тень воина»).

Вопросы нетривиальные, но тем интереснее Гуларяну на них отвечать. Автор проделал серьезную работу, продумав причинно-следственные связи и проанализировав тенденции мировой истории. При этом, однако, пренебрегая объемностью героев. Местами они выглядят схематично, что, впрочем, простительно на фоне развивающихся событий. Именно события – главные герои в книге Гуларяна. Особенно ярко проявилось это в рассказе «Стратостаты – вперед!», где описываются альтернативные отношения в треугольнике «Япония–США–СССР» времен Второй мировой войны. Повествование максимально динамично, и по остроте сюжета «Стратостаты» ничем не уступают каким-нибудь «Мушкетерам» или «Гардемаринам»:

«Последние два часа были просто изматывающими. Лисицын внимательно следил за маневрами самолетов, то мечась от иллюминатора к иллюминатору, то прилипая к обрезиненному окуляру бомбового прицела. Время неумолимо работало на советских стратонавтов. Внезапно гондолу тряхнуло, и она пошла на снижение.

– Нас подбили! – закричал Петров.

Черт! – Лисицын одним прыжком переместился к прицелу – Он идет на таран!»

35-15-12250.jpg
Артем Гуларян. Тень воина:
Сборник рассказов. – М.:
СДФЛК совместно с ТО СКОЛ,
2025. – 110 c.
Примечательно, что на таран шел не кто иной, как Джо Кеннеди – старший брат будущего президента США. Лихо все переплелось у Гуларяна, но при этом нет привкуса развесистой клюквы, ведь Джо Кеннеди действительно был летчиком и действительно погиб в 1944-м. Поэтому критическому уму пытливого читателя есть на что опереться. Альтернатива Гуларяна стоит на крепком фундаменте убедительности, из-за чего даже самые смелые утверждения героев не кажутся фантазийными. Например, в рассказе «Один день из жизни Артема Борисовича» мичман Иванов заявляет: «Если мы теряем Мадагаскар, мы теряем всё». Во как! Экзотичненько. Вообще весь этот рассказ проникнут залихватской атмосферой. Гуларян, опираясь на лагерный сюжет Солженицына, описывает один день из жизни высокопоставленного спецназовца Артема Борисовича. Если точнее, то старшего офицера в команде «Морских коньков», которые после месяца в джунглях Мадагаскара отдыхают теперь на самом большом корабле Российской империи – авианосце «Святогор». Год – 2007-й. Вместо компьютера – интеллектуальник, вместо интернета – узор, а техником в машинном отделении работает Ким Чен Ын. В альтернативной истории Гуларяна нынешний правитель КНДР – подданный Российской империи.

Особняком в сборнике стоит рассказ, давший название сборнику. «Тень воина» – это психологическая драма в духе одноименного фильма Куросавы, но с другим сюжетом. Гуларян моделирует ситуацию, в которой барон Роман фон Унгерн, открыв в себе паранормальные способности, приводит к власти в России вместо большевиков белого генерал-лейтенанта Лавра Корнилова. Правда, ничем хорошим такая рокировка не заканчивается, на чем автор и делает основной акцент. В рассказе не столько разрабатывается альтернативная история – это только форма, – сколько изучаются внутренние механизмы общества. Автор приходит к выводу, что как бы альтернативно ни развивались события в 1917 году, результат был предрешен – массовое кровопускание. Рассказ «Тень воина» расширяет понятие альтернативности, верно указывая на то, что не такой уж альтернативной иногда бывает альтернатива.

Монгольский язык, встречающийся в рассказе, усиливает полученный вывод. Сразу же вспоминается роман Святослава Логинова «Многорукий бог далайна», где вся лексика мира сформирована на основе монгольско-русского словаря. Гуларян недвусмысленно намекает, что барон Унгерн проделал тот же путь, что и Шооран, который из самых лучших побуждений стал Ёроол-Гуем. Или, если по-простому, по Евгению Шварцу, убив дракона, рискуешь стать драконом сам. Принцип вечный, неподвластный никакой альтернативе.

Вот и повторяй после этого за любителями литературы о попаданцах, мол, отечество славлю, которое есть, и трижды – которое могло бы быть, если бы история пошла немного по-другому.

Сборник «Тень воина» – это не только просветительская литература, но и что самое важное – литература побуждающая. Она заставляет читателя включить критическое мышление, без чего в наше время никак нельзя. Только тот, кто хорошо знает историю и мыслит критически, может прогнозировать объективно. Артем Гуларян знает, может, и прогнозирует. Альтернатива не даст соврать.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Карты важнее любви

Карты важнее любви

Геннадий Гутман

Эскадрон гусар летучих на поле брани, на пирах и на балах

0
411
Конечно, не Азия, но и не совсем Европа

Конечно, не Азия, но и не совсем Европа

Валерий Перхавко

Размышления о характере русской цивилизации

0
1417
Политика Японии в области исследований и разработок

Политика Японии в области исследований и разработок

Михаил Стрелец

Как Страна восходящего солнца создавала фундамент научно-технологического процветания

0
1269
Атомный проект глазами радиохимика

Атомный проект глазами радиохимика

Александр Толстиков

К 95-летию со дня рождения академика Бориса Мясоедова

0
1429

Другие новости