![]() |
Фигура генерал-лейтенанта, барона Романа фон Унгерна-Штернберга привлекает внимание как ученых-историков, так и писателей-беллетристов. Фото 1921 года |
И для Гуларяна это не только теория, он практически воплотил заявленный тезис в сборнике, куда вошли три рассказа, созданные методом «эвереттической склейки», то есть когда «реальности не только ветвятся, но и склеиваются». Такой подход позволил автору выстроить три убедительные исторические альтернативы, каждая из которых отвечает на вопрос, начинающийся с фразы: «А что было бы с Россией, если»… Мадагаскарскую экспедицию Петра II возглавил Александр Меньшиков? («Один день из жизни Артема Борисовича»). Японцы были проворнее в 1942-м? («Стратостаты – вперед!»). У одного из лидеров белого движения открылись паранормальные способности? («Тень воина»).
Вопросы нетривиальные, но тем интереснее Гуларяну на них отвечать. Автор проделал серьезную работу, продумав причинно-следственные связи и проанализировав тенденции мировой истории. При этом, однако, пренебрегая объемностью героев. Местами они выглядят схематично, что, впрочем, простительно на фоне развивающихся событий. Именно события – главные герои в книге Гуларяна. Особенно ярко проявилось это в рассказе «Стратостаты – вперед!», где описываются альтернативные отношения в треугольнике «Япония–США–СССР» времен Второй мировой войны. Повествование максимально динамично, и по остроте сюжета «Стратостаты» ничем не уступают каким-нибудь «Мушкетерам» или «Гардемаринам»:
«Последние два часа были просто изматывающими. Лисицын внимательно следил за маневрами самолетов, то мечась от иллюминатора к иллюминатору, то прилипая к обрезиненному окуляру бомбового прицела. Время неумолимо работало на советских стратонавтов. Внезапно гондолу тряхнуло, и она пошла на снижение.
– Нас подбили! – закричал Петров.
Черт! – Лисицын одним прыжком переместился к прицелу – Он идет на таран!»
![]() |
Артем Гуларян. Тень воина: Сборник рассказов. – М.: СДФЛК совместно с ТО СКОЛ, 2025. – 110 c. |
Особняком в сборнике стоит рассказ, давший название сборнику. «Тень воина» – это психологическая драма в духе одноименного фильма Куросавы, но с другим сюжетом. Гуларян моделирует ситуацию, в которой барон Роман фон Унгерн, открыв в себе паранормальные способности, приводит к власти в России вместо большевиков белого генерал-лейтенанта Лавра Корнилова. Правда, ничем хорошим такая рокировка не заканчивается, на чем автор и делает основной акцент. В рассказе не столько разрабатывается альтернативная история – это только форма, – сколько изучаются внутренние механизмы общества. Автор приходит к выводу, что как бы альтернативно ни развивались события в 1917 году, результат был предрешен – массовое кровопускание. Рассказ «Тень воина» расширяет понятие альтернативности, верно указывая на то, что не такой уж альтернативной иногда бывает альтернатива.
Монгольский язык, встречающийся в рассказе, усиливает полученный вывод. Сразу же вспоминается роман Святослава Логинова «Многорукий бог далайна», где вся лексика мира сформирована на основе монгольско-русского словаря. Гуларян недвусмысленно намекает, что барон Унгерн проделал тот же путь, что и Шооран, который из самых лучших побуждений стал Ёроол-Гуем. Или, если по-простому, по Евгению Шварцу, убив дракона, рискуешь стать драконом сам. Принцип вечный, неподвластный никакой альтернативе.
Вот и повторяй после этого за любителями литературы о попаданцах, мол, отечество славлю, которое есть, и трижды – которое могло бы быть, если бы история пошла немного по-другому.
Сборник «Тень воина» – это не только просветительская литература, но и что самое важное – литература побуждающая. Она заставляет читателя включить критическое мышление, без чего в наше время никак нельзя. Только тот, кто хорошо знает историю и мыслит критически, может прогнозировать объективно. Артем Гуларян знает, может, и прогнозирует. Альтернатива не даст соврать.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать