24.12.2025 17:02:00
Сколько сюжетов!
Герой, которому от 50 до 20
Тэги: автофикшн, современность, проза
|
Роман Сенчин. Детонация:
Рассказы. – М.: АСТ: Редакция
Елены Шубиной, 2025. – 260 с.
|
Лауреат многих литпремий Роман Сенчин начал писать автофикшн в 1990-х, когда в России этого модного нынче слова еще не было в ходу. Вот и в новом сборнике рассказов, который открывается самыми свежими и новыми, с пылу с жару, текстами про наши дни, а потом постепенно ведет к истокам (самый ранний написан в 1993 году), тоже отчетливо проступает фигура автора. В давшем название сборнику рассказе «Детонация» герой и автор сливаются в Свечина (это повторяющийся у Сенчина персонаж), который, как принято говорить, после «известных событий» 2022 года вдруг перестал понимать, на какой он стороне и, как пишут рецензенты, оказался выше стенающего «благобесия». «Свечину предлагали подписать открытые письма. Разные стороны. Он уклонялся, объясняя: «С моей кочки ситуация видится несколько иначе». У него просили комментарии из газет и интернет-изданий. Он говорил, что обдумает ответ и перезвонит, и не перезванивал. В конце концов заблокировал прием звонков». Дотошно и очень подробно пересказывая холивары в запрещенной соцсети (приводя реальные ники и, кажется, реальные комментарии) на тему происходящих в соседней стране событий, Сенчин как будто фиксирует растерянность, зыбкость, неопределенность, морочность настоящего, в котором его герой и альтер эго вдруг потерял внутреннюю опору, уверенность в своей позиции – то, что он называет «горячим камешком». Весь рассказ сыплются взаимные гневные нападки, требования от Свечина хоть какого-то высказывания, а в финале – канонада банов от разочарованных френдов: «Ваших книг в моем магазине больше не будет», «Вы для меня идеалом писателя были. Честный, ясный. А вот… Адью». Это и есть детонация.
Другие рассказы тоже освещают фрагменты распадающейся реальности. «Большая площадка» – про поход с дочкой на детскую площадку и встречу с обезумевшей женщиной, лепящей песочные куличи для погибшего в бою сына. «Проводы» – про собравшихся на тесной кухне провожать контрактника в зону военных действий. «Время» – про чуть не пропущенный рейс на сибирскую родину, к могилам родителей. В этом рассказе обнажена и внутренняя писательская кухня. Сразу после 24 февраля герой-автор находится в жутком недоуменном состоянии: «Но и… В голове постоянно колотилось: сколько сюжетов! сколько сюжетов! Я копировал разные статьи, посты из интернета, записывал детали событий, сводок из так называемых линий соприкосновения, цифры, даты, имена людей…» Но рассказы из этого новостного потока не получаются, а старый рассказ, начатый осенью, заброшен, и кажется бессмысленным его продолжать. Так Сенчин затрагивает вечно актуальную тему – как писать о текущей современности, чтобы это стало подлинной литературой? Большинство прозаиков просто прячется от этой задачи, а Сенчин вот не боится. И это похвально.