|
|
Любовь и… Сборник рассказов слушателей Высших литературных курсов Литературного института им. А.М. Горького. Семинар прозы Е.А. Попова. – М.: Литинститут, Русский ПЕН-центр, Библио ТВ, 2025. – 128 с. |
Юмористическая линия в сборнике оказывается не просто развлекательной, а исследовательской. Олег Маслов в миниатюре «Тореро» через курьезный подарок (гитара, оказавшаяся басом) несколькими штрихами рисует портрет «маленького человека» в офисной рутине. Однако автор избегает чисто чеховского трагифарса: его герой, преодолев досаду, осваивает неожиданный инструмент. Этот финал – тихая победа, формула житейской стойкости, возвращающая рассказ в традицию гуманистической юмористики. В ином ключе работает анекдот у Ольги Зюкиной. Ее «Два концерта в один вечер» – отлично сконструированная история об учительницах, попавших на концерт кумира подростков. За смешной ситуацией встает целый мир ностальгии, острых портретов учеников и тонкой школьной психологии. Рассказ обладает таким запасом деталей и плотности, что закономерно рождает желание увидеть его продолжение.
Одной из центральных, почти рефреном звучащих в книге, стала преподавательская тема. Рассказы Анны Сапожниковой («Первое лицо», «Потерянные ключи») и Владимира Самородова («Пиджак») выводят образ современного педагога за рамки клише. У Сапожниковой фарс и житейская мудрость соседствуют с почти достоевской способностью через бытовую мелочь (потерянные ключи) обнажать личную драму. Самородов же находит идеальную метафору вещи – вельветовый пиджак, в который его герой, отстраненный от преподавания за чтение стихов на уроках права, одевается для лекций. Забытый в аудитории пиджак становится символом прощания не с работой, а с частью себя, что превращает этот «анекдот» в подлинно пронзительную историю.
Лирическое исповедальное начало представлено в сборнике не менее сильно. Татьяна Гржибовская в рассказе «Ветер» с удивительной чуткостью передает физический и эмоциональный мир ребенка, где катание на самокате становится философией сопротивления, а первое столкновение с мыслью о смерти смягчается теплом матери. Ее проза поэтична и осязаема одновременно. Анатолий Трофимов в зарисовке «В Лыткарино» показывает умение находить поэзию в подмосковном пейзаже.
Издание такой книги усилиями Литинститута и Русского ПЕН-центра является жестом поддержки «среднего поколения» литераторов, уже вышедших из дебютного возраста, но еще не ставших «главными именами».


