0
133
Газета Проза, периодика Печатная версия

24.12.2025 17:02:00

От лирики до анекдота

Когда любовь сталкивается с бытом, иронией и абсурдом

Тэги: попов, любовь, проза


48-12-13250.jpg
Любовь и… Сборник рассказов
слушателей Высших
литературных курсов
Литературного института
им. А.М. Горького. Семинар
прозы Е.А. Попова. – М.:
Литинститут, Русский ПЕН-центр,
Библио ТВ, 2025. – 128 с.
Сборник «Любовь и…», представляющий работы выпускников Высших литературных курсов Литинститута (семинар Евгения Попова), – это не дебютный сборник ученических опытов, а заявка на появление в литературном поле новой генерации уверенных авторов. Многосоставное «и…» в заглавии точно отражает палитру книги: любовь здесь сталкивается с бытом, иронией, абсурдом, смертью и светлой грустью. Разнообразие интонаций – от филигранной лирики до гротескного анекдота – не создает впечатления разрозненности, а, напротив, демонстрирует широту возможностей современной короткой прозы, объединенной школой мастера и внимательным, цепким взглядом на реальность.

Юмористическая линия в сборнике оказывается не просто развлекательной, а исследовательской. Олег Маслов в миниатюре «Тореро» через курьезный подарок (гитара, оказавшаяся басом) несколькими штрихами рисует портрет «маленького человека» в офисной рутине. Однако автор избегает чисто чеховского трагифарса: его герой, преодолев досаду, осваивает неожиданный инструмент. Этот финал – тихая победа, формула житейской стойкости, возвращающая рассказ в традицию гуманистической юмористики. В ином ключе работает анекдот у Ольги Зюкиной. Ее «Два концерта в один вечер» – отлично сконструированная история об учительницах, попавших на концерт кумира подростков. За смешной ситуацией встает целый мир ностальгии, острых портретов учеников и тонкой школьной психологии. Рассказ обладает таким запасом деталей и плотности, что закономерно рождает желание увидеть его продолжение.

Одной из центральных, почти рефреном звучащих в книге, стала преподавательская тема. Рассказы Анны Сапожниковой («Первое лицо», «Потерянные ключи») и Владимира Самородова («Пиджак») выводят образ современного педагога за рамки клише. У Сапожниковой фарс и житейская мудрость соседствуют с почти достоевской способностью через бытовую мелочь (потерянные ключи) обнажать личную драму. Самородов же находит идеальную метафору вещи – вельветовый пиджак, в который его герой, отстраненный от преподавания за чтение стихов на уроках права, одевается для лекций. Забытый в аудитории пиджак становится символом прощания не с работой, а с частью себя, что превращает этот «анекдот» в подлинно пронзительную историю.

Лирическое исповедальное начало представлено в сборнике не менее сильно. Татьяна Гржибовская в рассказе «Ветер» с удивительной чуткостью передает физический и эмоциональный мир ребенка, где катание на самокате становится философией сопротивления, а первое столкновение с мыслью о смерти смягчается теплом матери. Ее проза поэтична и осязаема одновременно. Анатолий Трофимов в зарисовке «В Лыткарино» показывает умение находить поэзию в подмосковном пейзаже.

Издание такой книги усилиями Литинститута и Русского ПЕН-центра является жестом поддержки «среднего поколения» литераторов, уже вышедших из дебютного возраста, но еще не ставших «главными именами». 


Читайте также


Из одного переулка в другой

Из одного переулка в другой

Евгений Лесин

Александр Хорт

Записи и заметки, некрологи и здравицы, стихи, эссе, дневники и черновики Юрия Кувалдина

0
3365
Прыг-скок

Прыг-скок

Николай Железняк

Плохой день советских школьников

0
3193
О тех, кто достоин доброго слова

О тех, кто достоин доброго слова

Игорь Харичев

К 100-летию журнала «Знание – сила»

0
1820
Все уже написано до нас

Все уже написано до нас

Евгений Лесин

О том, что книгой, конечно, можно забивать гвозди, но где взять столько гвоздей

0
825