0
142
Газета Проза, периодика Печатная версия

24.12.2025 17:02:00

Едва касаясь ногами воды

Путешествие по несуществующим мирам

Тэги: проза, философия, премия андрея белого


проза, философия, премия андрея белого Стал бы облаком… Фото Евгения Никитина

Некоторые рассказы из книги прозаика, сценариста, постоянного автора «НГ-EL», лауреата премии «НГ» «Нонконформизм» Андрея Бычкова еще до ее выхода публиковались в «НГ-EL» – например, «Достопочтимый директор»: «Четыре профессора выстрелили из четырех пистолетов четырьмя пулями. Одна из них попала мне в голову, и я побежал. Я бежал через лес, через реку (через реку я бежал как водомерка, едва касаясь ногами воды). Чтобы спастись, я мог бы стать облаком, но не захотел. Я не понимал чего-то одного, хотя, может быть, и чего-то другого. Я жаждал справедливости, жаждал, как Христос. А сам все время врал. Ну, не все время, конечно...»

48-12-12250.jpg
Андрей Бычков. Голая медь:
Рассказы.– СПб.: Jaromír Hladík
press, 2025. – 184 с.
Отталкиваясь от определения литературы как бреда, данного французским философом Жилем Делёзом («литература – это бред и в этом качестве разыгрывает свою судьбу между двумя полюсами бреда»), прозу Бычкова тоже можно назвать бредом. Ну, не полным бредом, конечно, а структурированным. Или управляемым. И не лишенным изящества: «И хотя он дал себе слово больше не наливать, он налил себе еще и сидел теперь, глядя, как на прозрачной поверхности алкоголя плавает желтое яичное отражение лампочки. Он сидел и слушал элегантный английский рок, дьявольски правильный английский рок, медленно расчленяющий его на сладкие аккорды. И богатый бархатный голос пел о маленькой девочке, которая должна кого-то погубить» («Я же здесь»).

Хотя бычковская проза не втискивается в жесткие рамки формальных определений, следуя концепции другого французского философа Жана Бодрийяра «Сама вещь всегда ускользает». «Было ли это дно Атлантического, океан невозможного и нестерпимого, блистательное наследство несуществующих миров, путешествие среди зеркал, неумолимая оптика преуменьшений и преувеличений, симулякр преломления в Экклезиастах или наблюдение чистоты гладко выбритого лица, разглядывание прихотливых определений и строгих фреймов нахождения в иллюзии прозрачной изумрудной воды, осознание медленного погружения на глубину солнц через неисчислимые толщи темно-синего и голубовато-зеленого?» («Человек знака»).

Среди такого всеобщего исчезновения вещей и потоков сознания ясно одно: в новом сборнике автор вновь подтверждает репутацию приверженца экспериментальной прозы под собственным лозунгом «Авангард как нонконформизм». И, как заявлено в издательской аннотации, проза эта «полна жизненной мощи и демонстрирует всю палитру возможностей письма – от канонического реализма до беккетовского «сверления дыр в языке». При этом она пронизана стремительным отчаянием: это безусловно русский экзистенциал, несмотря на западный интерактив. Сюжеты подчеркнуто нарциссичны. Героями движет параноидальная страсть». С «Голой медью» Андрей Бычков стал лауреатом Премии Андрея Белого – 2025.  


Читайте также


Из одного переулка в другой

Из одного переулка в другой

Евгений Лесин

Александр Хорт

Записи и заметки, некрологи и здравицы, стихи, эссе, дневники и черновики Юрия Кувалдина

0
3365
Если стихи, то не надобно слов

Если стихи, то не надобно слов

Николай Фонарев

Поэтический вечер клуба «Писатели XXI века» в Доме Лосева

0
721
Прыг-скок

Прыг-скок

Николай Железняк

Плохой день советских школьников

0
3193
О тех, кто достоин доброго слова

О тех, кто достоин доброго слова

Игорь Харичев

К 100-летию журнала «Знание – сила»

0
1820