Газета Печатная версия

22.06.2021 18:52:00

Мультикультурализм античного мира

Анализ ДНК позволяет спустя сотни и тысячи лет установить динамику развития цивилизаций

Тэги: днк, культура, антропология, цивилизация

днк, культура, антропология, цивилизация Рисунок, изображающий корабль-близнец «Мэри Роуз». Иллюстрация из первого свитка Anthony Roll, 1546

У ДНК как молекулы есть собственная история. По словам английского молекулярного биолога, одного из первооткрывателей структуры ДНК Фрэнсиса Крика, эта история началась с восклицания в популярном кафе Кембриджа, куда он пришел со своим соавтором Джеймсом Уотсоном, – «мы открыли тайну жизни». Вряд ли Крик с Уотсоном могли себе представить, что через полвека будет прочитан первый геном человека, после чего началась геномная эпоха.

Сегодня уже никого не удивляют сообщения о, например, ДНК-оригами. Так, недавно сообщалось о том, что из ДНК-волокон (fibers) стали делать искусственные мышечные волокна, которые начинают раскручиваться из свернутого состояния со скоростью 11 500 оборотов/мин.

Уже давно ДНК активно используется для прояснения сути и истинных пружин событий, отнесенных в глубины веков, а то и тысячелетий. Очередная попытка прояснить доисторическое развитие цивилизаций раннего бронзового века предпринята международной командой ученых, опубликовавших статью в журнале Cell. В языкознании зафиксировано, что миграции народов с Персидского нагорья на Восток привели ариев в северную Индию, где родился «всеобщий» язык санскрит (от санс – весь, всеобъемлющий и крит – создавать). Не менее мощная миграция вынесла пришлые народы в Европу. В результате родилась индоевропейская группа языков.

Археологи давно установили три мощных центра раннего бронзового века – Минойский (Крит), Кикладский, что к юго-востоку от Афин, и Элладский. На протяжении многих десятилетий ученые спорят о причинах сходства этих цивилизаций, люди которых быстро усваивали чужие достижения, строили большие дворцовые и храмовые комплексы и благодаря успешному использованию мореходных качеств надежных судов прокладывали разветвленные морские торговые пути. Вопрос только в механизмах передачи всех этих достижений, в основе которых, как считалось, лежали достижения культуры.

Но авторы статьи в Cell утверждают, что дело было не совсем так, чему доказательством служат данные полногеномного анализа костных остатков 17 индивидуумов, живших некогда в трех указанных выше центрах цивилизаций. Секвенированию (расшифровке), причем многократному, была подвергнута не только ядерная, но и митохондриальная ДНК (последняя передается только по материнской линии). Авторов удивили два генома, принадлежавшие некогда (около 4000 лет назад) пасторалистам, или скотоводам, обитавшим в понтийско-каспийских степях Причерноморья. Такого рода контакты – со скифами? – начались в середине бронзового века, и благодаря генетическому дрейфу гены степняков вошли в греческие геномы…

Король Англии Генрих VIII бредил морским величием Англии. Он активно строил корабли, оснащая их все большим количеством пушек, жерла которых торчали спереди и сзади. Один из таких кораблей, «Мэри Роуз», под ударом шквального ветра перевернулся и быстро затонул. Вся команда, включая контр-адмирала, находившегося на борту, погибла. Сегодня ученые Кардифского университета определили изотопный состав костных останков матросов, скелеты которых подняли вместе с сохранившейся частью корабля.

Исследование содержания стронция и углерода, кислорода и азота показало разнообразие национального состава членов команды. Впрочем, это вполне объяснимо: экипажи судов набирались с миру по нитке. Из восьми матросов пятеро провели свое детство в западной Англии, двое – в более теплом климате, а у одного особенность строения его черепа указывает на африканское происхождение. Служба на военных флотах королевства была опасна и плохо оплачиваема, к тому же в приморских портах было много искателей приключений со всех концов света.