0
4965
Газета Печатная версия

13.06.2022 17:51:00

Победная поступь электромобилизации наталкивается на сырьевые границы

Антироссийские санкции могут остановить зеленый поворот в автопроизводстве

Тэги: электромобилизация, антироссийские санкции, сырье, цены, зеленый поворот, автопроизводство

Все статьи по теме "Санкционные войны"

электромобилизация, антироссийские санкции, сырье, цены, зеленый поворот, автопроизводство Немецкий завод Tesla становится одним из ведущих производителей электромобилей в Европе.

Согласно статистическим данным, опубликованным в феврале 2022 года, в Европе в истекшем году был допущен к эксплуатации 1 190 741 электромобиль. Это означает увеличение на 63% по сравнению с таким же периодом 2020 года. Большинство допущенных к эксплуатации автомашин с электрическим приводом приходится на Германию.

Если обратиться к автомобильному интернет-порталу Elektroautos news, то, согласно анализу, предложенному экспертом Маттиасом Шмидтом, каждый девятый из новых допущенных к эксплуатации электромобилей был марки Tesla 3. На втором месте находится французский электромобиль Renault ZOE. Третье и четвертое места делят немецкие электромобили VW ID.3 и VW ID.4. На пятом месте обосновался «кореец» KIA e-Niro, а японский Hyundai Kona Elektro занял 9-е место. Замыкает десятку лучших опять-таки VW e-Up. Но среди лучших можно найти и Fiat 500 (6-е место) и Skoda Enyaq –и Peugeot e-208 (соответственно 7 и 8-е места).

Если посмотреть на Германию, то, согласно федеральному статистическому ведомству, именно производство электромобилей в Германии испытывает бурный рост. В 2021 году в стране было произведено 328 тыс. электромобилей. Это на 85% больше, чем в предыдущем году. А по сравнению с 2019 годом прирост составил 268%. Подобный рост связывают с поддержкой государства: налоговыми облегчениями и компенсацией части финансовых затрат на приобретение. Экспортировано было в 2021 году круглым счетом 300 тыс. электромобилей общей стоимостью 12,6 млрд евро. Это на 92,4% больше, чем в 2020 году, и более чем в три раза больше по сравнению с 2019 годом.

Но возрос и импорт в Германию иностранных электромобилей. В 2020 году в Германию было ввезено 292 тыс. электромобилей на сумму в 7,5 млрд евро, что означает прирост на более чем 75% по сравнению с 2020 годом и на 382,3% по сравнению с 2019-м.

Несмотря на рост производства электромобилей, в основном немецкая автомобильная промышленность производила в 2021 году автомашины с традиционным двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Но хотя показатели произведенных автомобилей впечатляют: 2,2 млн штук общей стоимостью в 73,2 млрд евро, это все-таки на 23,3% меньше, чем в 2020 году. Другими словами, автомобилей с ДВС было выпущено в 7 раз больше, чем с электродвигателем. Однако в 2020 году их было в 16 раз больше.

По данным Федерального ведомства по транспорту, в 2021 году к эксплуатации были допущены 356 тыс. электромобилей. Это увеличение по сравнению с предыдущим годом на 83,3%. Всего же по дорогам Германии 1 января 2022 года ездило 618 тыс. электромобилей (на 1 января 2019 года их было 309 тыс.).

Сегодняшние проблемы производства

Однако пандемии и антироссийские санкции вносят свою негативную лепту в производство автомобильной продукции. Прежде всего, по оценке немецкого информационного агентства n-tv, это касается цепочек поставок. Их нарушение ведет к остановке конвейеров. В результате производство автомобилей во всем мире падает и сейчас, по утверждению агентства, находится на самом низком уровне за более чем 10 последних лет.

Агентство ссылается на анализ Дуйсбургского центра автомобильных исследований (Duisburger Centers Automotive Research (Car). Центр прогнозирует падение производства автомобилей в 2022 году на 5% по сравнению с 2021 годом и на 25% по сравнению с 2017 годом, считающимся самым успешным для автопроизводителей. Причиной складывающегося положения, по оценке автора приведенного выше анализа, являются разрушенные цепочки поставок.

Снижение производства отражается в растущих продажных ценах. Действительно, производители пользуются случаем, чтобы растущие расходы на материалы, последствия инфляции компенсировать за счет потребителя. Поэтому, несмотря на возникшие проблемы, производители остаются в плюсе.

Нехватка ощущается не только в новых автомобилях. На развитых автомобильных рынках существует вошедшая в правило привычка обмена клиентом своего автомобиля на новый с доплатой. Но падение сбыта новых автомобилей влечет за собой и кризис в продажах подержанных. В апреле текущего года число продаж подержанных автомобилей снизилось по сравнению с тем же периодом 2021 года на 12%.

Причина складывающегося положения связана и с сырьевым кризисом и нехваткой компонентов. Как отмечается в вышеприведенном анализе, уже более года ощущается нехватка прежде всего полупроводников. Тяжелый карантин в Китае привел к тому, что часть промышленности фактически парализована, а в портах застряли суда, которые блокируют важнейшие торговые магистрали.

Как известно, лидирующие позиции в производстве полупроводников занимают Тайвань и Южная Корея. Но именно Китай, как и США, относится к крупнейшим производителям полупроводников в мире. На саму Европу приходится лишь 6% производства чипов. Поэтому в текущем году Еврокомиссия выделила 43 млрд евро на производство чипов в ЕС и снижение таким образом зависимости от иностранных цепочек поставок микросхем.

Быстрого решения проблем не предвидится. Как раз 2023 год мог бы стать «роковым» для автомобильной промышленности. Это будет связано с ослаблением конъюнктуры, недостаточной покупательной способностью. Восстановление рынка ожидается к 2024 году.

Особые угрозы

Переход к электромобильности под угрозой, пишет немецкая экономическая газета Handelsblatt. Все дело в нехватке никеля из-за антироссийских санкций и резком росте цен на этот металл. Кроме того, растут цены и на другое важное для промышленности сырье. Ситуация повлияет также и на автомобили с двигателями внутреннего сгорания, предупреждают эксперты.

Стремительно растущие цены на сырье тревожат автопроизводителей. И на первом месте стоит дефицит никеля, крайне важного для производства аккумуляторов сырья, это угрожает переходу к электромобильности. Лидерами по производству никеля являются Россия, Филиппины, Австралия, Индонезия и Канада. На их долю приходится более 60% мировой добычи. Концерн Volkswagen отреагировал на это и заявил о создании совместных предприятий с двумя китайскими партнерами с целью обеспечить снабжение никелем. Как сообщает пресс-служба Volkswagen, первые принципиальные соглашения уже подписаны. Volkswagen намерен вместе с китайскими партнерами по совместным предприятиям осваивать месторождения никеля в Индонезии.

До сих пор многие производители использовали в своих аккумуляторах преимущественно никель, добытый в России. Но из-за жестких санкций против Москвы импортировать сырье из России стало сложнее. Кроме того, цены на никель с началом спецоперации в Украине поднялись в пять раз. Сильно подорожало и другое сырье, например кобальт, литий и медь.

Автопроизводители с большой озабоченностью следят за скачками цен. Финансовый директор концерна BMW Николас Петер рассказал, что предвидит «проблемы в масштабе сотен миллионов евро». «Mercedes должен будет продавать больше автомобилей, чтобы нивелировать негативное влияние дорогого сырья на маржу, – сказал финансовый директор концерна Харальд Вильгельм. – Одним повышением цен делу не поможешь».

Дефицит сырья

Если дефицит сырья сохранится, то автопроизводители будут продавать меньше электромобилей и едва ли смогут выполнять свои цели в области сохранения климата.

Именно никель становится наиболее дорогим металлом. В начале марта цена за тонну никеля на Лондонской бирже металлов поднялась за несколько часов в четыре раза. Компьютерные системы не успевали за этим процессом, и поэтому торговлю никелем пришлось остановить на несколько дней. Сырьевые рынки крайне обеспокоены тем, что поставки российского никеля из-за ситуации в Украине могут прекратиться вообще. Металла и раньше не хватало, а сейчас он подорожал еще больше.

6-14-1480.jpg
Российские запасы никеля составляют
8,5% от общемировых. Фото Reuters
В прошлом году цена на никель зафиксировалась на уровне 20 тыс. долл. за тонну. Но ввиду роста напряженности между Россией и Украиной к февралю она достигла отметки в 25 тыс. долл. А после начала российской операции в Украине цена на никель достигла вообще невероятных высот и временами превышала 100 тыс. долл. за тонну. Сейчас вновь наступило некоторое затишье. Но никель, вероятно, все равно подорожает. Сырьевые аналитики крупного швейцарского банка UBS прогнозируют, что в середине года цена будет составлять 34 тыс. долл. за тонну.

Россия, на долю которой приходится почти 9% мирового рынка никеля, является третьим по значению производителем этого металла в мире. Германия получает более 40% своего импортного никеля из России. Но для немецкого автомобилестроения российский никель играет еще более важную роль. В производстве аккумуляторов электромобилей используют качественный никель класса 1, а в этом сегменте доля России на мировом рынке составляет около 20%.

«Уход России с рынка – самая большая опасность для цепи поставок компонентов для аккумуляторов, и это случилось в то время, когда цены на литий достигли рекордных отметок и экстремально подорожал кобальт», – говорит Каспар Роулз из консалтинговой компании Benchmark Mineral Intelligence (BMI). «В нормальной обстановке геополитическая напряженность оказывает лишь временное воздействие на сырьевой рынок. Но на этот раз дело принимает затяжной характер, так как затронута Россия, важный поставщик сырья», – считает Сони Кумари из австралийского банка ANZ.

Никель – не единственный промышленный металл, остро необходимый автомобильной индустрии и резко подорожавший в последнее время. Теоретически никель в аккумуляторах электромобилей можно заменить кобальтом. Но и цена на кобальт, по данным Лондонской биржи металлов, поднялась до того же рекордного уровня, что и летом 2018 года. А Россия как раз тоже относится к крупнейшим в мире производителям кобальта (наряду с Китаем). Правда, крупнейшей добывающей страной этого металла является Марокко.

Сильно подорожала и медь. Этот промышленный металл достиг цены в 10,2 тыс. долл. за тонну, и это лишь ненамного ниже ее исторического максимума. Данное обстоятельство также больно ударяет по производству электромобилей. В работающих от аккумуляторов машинах используется в шесть раз больше меди, чем в автомобилях с двигателем внутреннего сгорания. Инвестиционный банк UBS предупредил, что предложение меди на рынке на какое-то время будет ограниченным. А медь в основном производится в Чили, Китае, Перу и в США.

Цена на важнейший компонент аккумулятора – литий – также развивается сейчас только в одном направлении: вверх. Цены в Китае на гидроксид лития, основное сырье для производства аккумуляторов, по данным аналитического центра S&P Global Platts, достигли несколько недель назад новой рекордной отметки. А Китай наряду с Чили и США – один из основных производителей лития.

Последнее повышение цен пока еще не отразилось на расходах большинства автопроизводителей, потому что они имеют долгосрочные договоры с поставщиками аккумуляторов. Но в ближайшем будущем им не удастся игнорировать последние повышения цен, что сделает электромобиль еще дороже. В LG Energy Solution, одном из корейских производителей аккумуляторов, подсчитали, что расходы на сырье составляют от 70 до 80% цены аккумулятора.

ИНОСМИ приводит материалы британского Economist, который опубликовал следующие данные. В данный момент доля никеля в электромобилях Volkswagen оценивается приблизительно в 1 тыс. евро. Неудивительно поэтому, что концерн изыскивает сейчас возможности для замены никеля в аккумуляторах на иной материал. «Мы работаем над созданием другой химической батареи», – сказал председатель совета директоров компании Херберт Дисс на итоговой пресс-конференции концерна. Альтернативой могут стать литий-железо-фосфатные аккумуляторы (LFP), которые уже установлены на первые автомобили. «Значение этих аккумуляторов будет возрастать», – подтверждает Лил Рид из лондонской консалтинговой компании GlobalData.

Той же точки зрения придерживается и глава европейского представительства компании Ford Стюарт Роули. По его мнению, последние события на сырьевых рынках могут повлиять на разработку новых химических аккумуляторов. «Но еще рано говорить о каких-то конкретных результатах», – заметил он в интервью газете Handelsblatt. «Форд» хочет проследить, как будут развиваться события. Но в принципиальной направленности на электромобильность, с точки зрения Роули, ничего не изменится.

По сравнению с Роули председательница совета директоров самого большого автомобильного концерна General Moros Мэри Барра настроена более оптимистично, если судить по ее интервью телеканалу CNBC, данному несколько дней назад. По ее словам, GM работает над тем, чтобы обеспечить никелем производство своих новых электромобилей в среднесрочной перспективе. Глава GM уверена в том, что ее компания в ближайшие три-пять лет будет получать достаточно никеля. А нынешние скачки цен на спотовых рынках GM может нивелировать долгосрочными договорами о поставках.

Однако отраслевые эксперты настроены явно более скептически, чем главы больших автомобильных концернов. «Геополитические события, такие как кризис в Украине, могут привести к существенным нарушениям в цепочках поставок сырья для аккумуляторов», – говорит Даниэль Кларк, специалист по аккумуляторам в лондонской консалтинговой компании GlobalData.

В долгосрочной перспективе высокие цены на никель негативно отразятся и на климатической политике больших индустриальных стран. «Это будет мешать внедрению электромобилей», – сказал Кларк. Дополнительные расходы на сырье должны будут повлиять или на прибыли автопроизводителей, или на цены для конечных потребителей. По его словам, взлет цен на никель ударил по автопроизводителям в тот ответственный момент, когда трансформация начала набирать обороты.

Однако, по мнению Кларка, есть и автопроизводители, которые вопреки последним скачкам цен окажутся на стороне бенефициаров. «Производители автомашин и аккумуляторов в Китае могут вступить в игру и перехватить первоначально предназначенные для западных компаний поставки российского никеля», – предполагает он. Россия и Китай в двухстороннем порядке договорятся о выгодных закупочных ценах, что сыграет на руку китайским производителям электромобилей.

Рост цен на сырье отразился и на традиционных моделях

В Китае уже сейчас находится самый крупный производитель аккумуляторов в мире – компания CATL. Кроме того, КНР в последние годы предусмотрительно занималась тем, чтобы обеспечить себя сырьем. В развитии электромобилей китайские производители также добились успехов, и поэтому они считаются теперь достойными конкурентами западных компаний. «Дешевый никель из России может дополнительно укрепить конкурентоспособность китайских производителей», – подчеркивает эксперт по аккумуляторам Кларк.

Шведская газета Dagens Nyheter утверждает, что решающее значение для распространения электромобилей будет иметь и то, как будут развиваться их цены по сравнению с традиционными моделями, работающими на двигателях внутреннего сгорания. По расчетам аналитиков из UBS на бензиновых и дизельных моделях также отразится сильное повышение цен на сырье, конкретно на палладий и платину, необходимые для катализаторов.

По расчетам UBS средний автомобиль с двигателем внутреннего сгорания в течение года подорожал на 700 евро, а полностью электрический автомобиль на 2300 евро. И тем не менее купить электромобиль имеет смысл, так как необходимое для его эксплуатации электричество дешевле бензина или дизельного топлива.

Из-за сильных скачков на сырье неизвестно, удастся ли производителям автомобилей выполнить свои первоначальные планы по разработке новых моделей. Еще два года назад Tesla заявила о намерении выпустить пилотную модель электромобиля стоимостью менее 25 тыс. долл. в 2023 году. Однако недавно основатель Tesla Илон Маск признался, что не начались даже разработки новой модели. Можно предположить, что после недавнего экстремального повышения цен на сырье, связанного с ситуацией в Украине, станет еще сложнее разработать окупаемую пилотную модель. Ранее Volkswagen объявил, что планирует выпустить недорогой электромобиль в 2025 году. Стремление этого автомобилестроителя прежде всего для массового потребителя понятно. Ведь по опросам, отмечает немецкий журнал Spiegel, именно высокая цена сегодня для 61,3% потребителей представляет собой препятствие для перехода на электромобильность. 


Читайте также


Запад не признает, что вводил продовольственные санкции

Запад не признает, что вводил продовольственные санкции

Анатолий Комраков

При этом ограничения против Белорусси и России уже действуют

0
318
Ловушка для российской нефти окажется пустой

Ловушка для российской нефти окажется пустой

Михаил Сергеев

Без участия Индии и Китая ограничить рост цены российских углеводородов не получится

0
1758
Не царский, не ельцинский и не дефолт

Не царский, не ельцинский и не дефолт

Анастасия Башкатова

Население призвали пока не беспокоиться о повторении 1998 года

0
1569
Молдавия принимает сторону Украины в военном конфликте

Молдавия принимает сторону Украины в военном конфликте

Светлана Гамова

Санду окончательно рвет отношения с Российской Федерацией

0
1837

Другие новости