0
112
Газета Печатная версия

15.12.2025 18:07:00

Большая политика влияет на потоки нефти из Казахстана

Украина продолжает наносить удары по инфраструктуре Каспийского трубопроводного консорциума

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов – доктор политических наук, заведующий кафедрой политической теории Дипломатической академии МИД России.

Тэги: каспийский трубопроводный консорциум, атаки всу на критическую инфраструктуру, казахстан, диверсификация поставок

Все статьи по теме "Специальная военная операция на Украине"

каспийский трубопроводный консорциум, атаки всу на критическую инфраструктуру, казахстан, диверсификация поставок Пункт загрузки танкеров КТК на черноморском побережье России. Фото Юрия Березнюка/ТАСС

Украина по-прежнему проводит атаки на критически важную инфраструктуру Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). 29 ноября 2025 года один из трех терминалов КТК получил значительные повреждения при атаке ВСУ. Атака была осуществлена безэкипажными катерами в акватории морского терминала. В итоге выносное причальное устройство (ВПУ) КТК ВПУ-2 получило значительные повреждения и его дальнейшая эксплуатация уже невозможна.

Атаки Украины на инфраструктуру, которая обеспечивает экспорт основного объема казахстанской нефти, предусматривают решение долгосрочных задач. Они направлены прежде всего на то, чтобы кардинально изменить маршруты поставок каспийской нефти и подтолкнуть Казахстан к активному продвижению альтернативных маршрутов экспорта казахстанских углеводородов, которые бы обходили российскую территорию.

Диверсификация маршрутов

Интерес Казахстана к диверсификации маршрутов поставок нефти на внешние рынки усилился с начала 1990-х годов. Именно тогда Казахстан стал рассматривать различные варианты экспорта, которые бы позволили увеличить объем поставок углеводородных ресурсов на внешние рынки. Однако амбициозные планы Казахстана сталкивались с рядом трудностей. Сказывалась географическая удаленность месторождений от основных потребителей углеводородных ресурсов, необходимость вложения значительных средств в новые месторождения нефти, призванных наполнить новые «трубы».

Казахстан рассматривал различные варианты поставок нефти в направлении Азербайджана. Один из них предполагал прокладку трубопровода по дну Каспийского моря. Проект представлял для Казахстана значительный интерес, поскольку в перспективе мог дать возможности для выхода нефти на мировой рынок, минуя территорию России. Переговорный процесс между Казахстаном и Азербайджаном проходил на фоне острой борьбы между Россией и западными нефтегазовыми компаниями.

Во второй половине 1990-х годов Казахстан и Азербайджан значительно продвинулись в обсуждении данного вопроса. Были подписаны соглашения, которые предполагали расширение сотрудничества в реализации проекта Транскаспийского нефтепровода. Тогда же обсуждался вопрос о финансировании проекта. Казахстан не располагал необходимыми финансовыми ресурсами, а западные нефтегазовые компании видели в проекте значительные политические и экономические риски. Тем не менее Казахстан, несмотря на трудности, не отказывался от идеи прокладки по дну Каспия трубопровода. Позиция Казахстана исходила из ожиданий, что добыча нефти в стране возрастет в несколько раз и возникнет потребность в новой инфраструктуре, которая обеспечит транспортировку углеводородных ресурсов. По этой причине Казахстан поддерживал идею строительства нефтепровода Баку–Джейхан, рассчитывая в перспективе использовать его для поставок своей нефти.

Россия была заинтересована в том, чтобы Казахстан поставлял нефть только по северному маршруту, через российскую территорию. Помимо выгод экономического характера это имело огромное политическое значение. Трубопроводы оставались ключевым инструментом влияния на прикаспийские страны. По этой причине Россия ускорила строительство нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (Тенгиз–Новороссийск). В ноябре 2001 года состоялась церемония подписания акта о передаче в эксплуатацию первой очереди нефтепровода КТК.

В последующие десятилетия Казахстан не раз возвращался к идее транспортировки нефти в направлении Азербайджана. На побережье Каспия создавалась инфраструктура для поставок углеводородных ресурсов в Азербайджан. В конце 2016 года в Казахстане начал действовать порт Курык, расположенный на берегу Каспийского моря. С введением его в строй Казахстан получил потенциальные возможности для увеличения поставок нефти в западном направлении через Каспийское море.

В середине 2022 года задачу по расширению экспортных возможностей для углеводородных ресурсов поставил президент Казахстана, который потребовал развивать альтернативные маршруты поставок казахстанской нефти на внешние рынки. Казахстан хотел бы поставлять до 8% своей нефти через территорию Азербайджана. Национальная компания Казахстана «Казмунайгаз» обсуждала условия с государственной нефтяной компанией Азербайджана SOCAR. Казахстан рассчитывал поставлять около 1,5 млн т нефти в год через нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан.

Угроза поставкам

В 2025 году конфликт на Украине затронул нефтепоток из Казахстана. Украина стала проводить атаки на объекты, которые задействованы в транспортировке нефти, добываемой в Казахстане. Прежде всего это касается инфраструктуры Каспийского трубопроводного консорциума, которая соединяет нефтяные месторождения запада Казахстана и российские – на шельфе Каспия – с морским терминалом в Новороссийске. КТК обеспечивает транспортировку нефти с трех крупнейших казахстанских месторождений: Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Протяженность маршрута составляет 1511 км. Система является основным экспортным маршрутом для казахстанской нефти. КТК способен транспортировать с казахстанской территории примерно 72,5 млн т нефти в год и до 83 млн т нефти в год – через РФ. В 2024 году консорциум отправил по системе 63 млн т нефти, ожидаемый объем транспортировки в 2025 году – около 72–74 млн т.

Акционерами КТК являются Российская Федерация – 31%, Казахстан – 20,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKOIL International GmbH – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holding Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%.

Несмотря на присутствие иностранных компаний в числе акционеров, Украина осуществляет атаки с помощью беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В середине февраля текущего года крупнейшую в России нефтеперекачивающую станцию КТК «Кропоткинская» в Кавказском районе Кубани атаковали семь БПЛА. В конце сентября удар был нанесен по офису консорциума в центре города. В конце ноября 2025 года атака Украины оказала большое влияние на экспорт казахстанской нефти.

Несмотря на постоянные угрозы поставкам нефти на внешний рынок, казахстанская сторона довольно вяло реагировала на происходящие события. И это при том, что инфраструктура КТК имеет для Казахстана ключевое значение. Однако руководство Казахстана не давало оценок происходящим событиям, видимо не желая портить отношения с ЕС. Поэтому все заявления делаются на уровне национальной компании или Министерства энергетики, где, например, подчеркивали, что «это уже третий акт агрессии против сугубо гражданского объекта, находящегося под защитой международного права». В ноябре, после атаки на ВПУ, Министерство энергетики Казахстана заявило, что «атака на объект Каспийского трубопроводного консорциума недопустима, она несет риски для глобальной энергетической безопасности и наносит существенный ущерб экономическим интересам участников проекта».

Пока Казахстан спокойно наблюдает за происходящими атаками, Украина и ЕС стремятся использовать нефть, которая поставляется по КТК, в качестве инструмента давления Россию и оказания влияния на США. Европейцам не нравится, что США инициируют переговорный процесс, в котором Брюссель будет играть роль второго плана. Соответственно для ЕС ключевой задачей является срыв любых переговоров. В октябре текущего года глава ФСБ Александр Бортников заявил, что «британские спецслужбы спланировали удары по КТК».

С учетом того, что Владимир Зеленский не заинтересован проводить мирные переговоры, поскольку до сих пор получает финансовую и политическую поддержку европейских государств, украинская сторона игнорирует интересы американского нефтяного бизнеса и усилия президента США Дональда Трампа. Соответственно Брюссель игнорирует интересы американских нефтяных компаний, которые поставляют нефть через КТК.

Интересы и последствия

Атаки на КТК преследуют долгосрочные интересы. ЕС поощряет Киев к проведению атак на КТК, поскольку Брюссель намерен ослабить потенциал Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и добиться обострения российско-казахстанских отношений. Основной объем нефти, добываемой в Казахстане, транспортируется через систему КТК. По разным оценкам, на КТК приходится до 90% экспорта Казахстана. Маршрут соединяет месторождения Западного Казахстана с побережьем Черного моря, где нефть отгружают на танкеры через морской терминал КТК. В 2024 году через КТК было прокачано 63 млн т нефти. При этом из данного объема 74% пришлось на зарубежных грузоотправителей, включая «Тенгизшевройл» (Chevron), ExxonMobil, «Казмунайгаз», Eni и Shell.

Нарушение в работе КТК, чего, собственно, и добиваются Украина и ЕС, неизбежно актуализирует вопрос об альтернативных направлениях экспорта. После февраля 2022 года президент Казахстана поставил задачу по диверсификации поставок нефти на внешние рынки. Президент подчеркивал необходимость проработать альтернативные маршруты коммуникации и доставки грузов, а также диверсификацию поставок. В частности, речь шла о развитии морских перевозок. Глава Казахстана поставил задачу трансформировать порты, превратив их в один из ведущих хабов Каспийского моря, развивать морской флот и создать контейнерный хаб в порту Актау. Соответственно речь шла о необходимой диверсификации поставок нефти. Основным был определен Транскаспийский маршрут. Обсуждение данного маршрута в последние годы инициировали американская сторона и ЕС, которые подталкивают Казахстан к тому, чтобы перенаправить свою нефть в западном направлении.

Для Казахстана атаки на КТК и последующее снижение поставок нефти на внешний рынок уже имели негативные последствия. Удар по нефтеналивной станции «Кропоткинская» в марте 2025 года, а также атаки в сентябре снизили объемы прокачки нефти, что уменьшило поступления в бюджет Казахстана. Кроме того, атаки на оренбургский и самарские газоперерабатывающие заводы привели к временному сокращению объемов добычи нефти на месторождении «Карачаганак». Добыча нефти там происходит одновременно с извлечением попутного газа, и без его своевременной переработки весь процесс останавливается. По этой причине потери Казахстана оказались весьма значительными прежде всего из-за снижения поступлений в бюджет Казахстана, который почти на треть формируется за счет экспорта углеводородных ресурсов. По оценкам экс-советника министра энергетики Казахстана Олжаса Байдильдинова, «атака безэкипажных катеров Украины на инфраструктуру Каспийского трубопроводного консорциума, в результате которой было уничтожено одно из трех выносных причальных устройств, приведет к сокращению экспорта нефти из Казахстана примерно на 20%. Поскольку такие затруднения продлятся как минимум три месяца, это означает потерю для казахстанских нефтяных компаний и бюджета как минимум 1,5 млрд долл.». Притом что экономика Казахстана и так сталкивается с трудностями. Внешний долг Казахстана на 1 июля 2025 года достиг 172,8 млрд долл. За пять лет обязательства выросли на 8,1%.

Одновременно с атаками на объекты КТК следует ожидать активизации ЕС в вопросах реализации проекта по транспортировке нефти в сторону Баку. Брюссель будет стремиться заменить проект КТК, где основными участниками выступают российские и американские компании, на трубопровод Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД), где ключевую роль играют турецкая сторона, английский нефтегазовый бизнес и Азербайджан. Для Турции и Великобритании большое значение будет иметь геополитическое значение маршрута, на который они хотели бы переориентировать поставки нефти в обход России.

При обсуждении альтернативных маршрутов поставок нефти из Казахстана зачастую не учитывают ряд существенных факторов. Так, проект Баку–Тбилиси–Джейхан не сможет принять весь объем экспорта, идущего через КТК. В Казахстане рассчитывали, что к 2027 году страна сможет увеличить поставки углеводородных ресурсов в нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан лишь до 7 млн т. Хотя в 2024 году министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев заявил, что «Казахстан изучает возможность увеличения поставок своей нефти через нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан до 20 млн т в год». Однако во всех расчетах не учитывается время, необходимое на строительство инфраструктуры и финансовые затраты.

Пока же Казахстан и Азербайджан оперируют более скромными показателями. В марте 2024 года национальные компании двух стран подписали соглашение о поэтапном увеличении транзита нефти через территорию Азербайджана до 2,2 млн т в год. В 2025 году Казахстан рассчитывает экспортировать через нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан около 1,7 млн т нефти. Такой же объем был поставлен в 2024 году.

Тем не менее существуют ожидания, согласно которым в нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан можно будет поставить больше нефти. Расчеты делаются на основе данных о продолжающемся снижении добычи нефти в Азербайджане. В 2010 году в Азербайджане добыли 51 млн т нефти, а в 2024-м – уже 29,1 млн т. По прогнозам, к 2029 году добыча нефти в Азербайджане должна достичь 27,4 млн т. В итоге нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан загружен менее чем наполовину, что подпитывает различные планы о перенаправлении в него казахстанской нефти.

В случае сокращения объемов поставок через КТК Казахстан сразу же станет нести значительные экономические убытки, поскольку не сможет перенаправить значительную часть нефти. Нефть еще нужно доставить до Баку. С месторождений она транспортируется цистернами до Актау, а потом танкерами через Каспийское море. Однако пока у Казахстана нет достаточного количества танкеров, что ограничивает его возможности. Данные операции требуют времени и финансовых затрат. Кроме того, для расширения поставок даже до 20 млн т потребуется модернизация инфраструктуры. В настоящее время порт Актау может обслуживать до 6 млн т нефти в год. Для увеличения объемов транспортировки углеводородных ресурсов нужно увеличить мощности порта, построить дополнительные хранилища и наливные терминалы. Вариант экспорта казахстанской нефти через Транскаспийский нефтепровод требует согласования с прикаспийскими странами, что зафиксировано в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, значительных финансовых затрат и времени. Наконец, есть различия в тарифах. Транспортировка нефти через Баку–Тбилиси–Джейхан обходится примерно в три раза дороже, чем через КТК.

Несмотря на очевидную неоднозначность поставок казахстанской нефти в направлении Азербайджана, украинская сторона и ЕС прилагают значительные усилия, чтобы вывести из строя инфраструктуру КТК и сорвать поставки нефти, добываемой в Казахстане. При этом Украина игнорирует факт, что значительная часть нефти добывается американскими компаниями.

Для Казахстана, который не имеет реальных альтернативных маршрутов для поставки добываемой нефти, КТК является ключевым, фактически единственным маршрутом поставок углеводородных ресурсов на внешний рынок. Приостановка прокачки, перебои в работе консорциума будут оказывать прямое влияние на экономику Казахстана. Следует отметить, что из трех ВПУ пока работает одно. Еще одно ВПУ с ноября 2024 года находится на ремонте.

10-13-2-4801.jpg
Подрыв украинцами гамбийского танкера
в Черном море.  Фото Reuters
Развитие ситуации

Практически одновременно с атакой ВПУ произошло два инцидента в Черном море. На двух танкерах, шедших в Новороссийск под иностранными флагами, вблизи побережья Турции произошли пожары из-за «внешнего воздействия». Турецкое управление мореходства подтвердило, что пожар на танкере Kairos, следовавшем без груза под флагом Гамбии в российский порт Новороссийск, возник после взрыва в машинном отделении в 28 морских милях от побережья Турции. Другой взрыв и возгорание произошли на танкере Virat, который находился в 35 морских милях от турецкого побережья. Таким образом, атаки осуществляются не только на инфраструктуру КТК, но и затронули уже Черное море, через которое танкеры с нефтью направляются на внешние рынки.

Атаки в отношении инфраструктуры КТК не снизили оптимизма у западных компаний в отношении добычи в Казахстане. Так, ожидается, что в течение пяти ближайших лет месторождений «Тенгиз» принесет компании Chevron 28 млрд долл., а выручка ExxonMobil на этом же месторождении оценивается в 14 млрд долл., что делает его вторым по величине проектом в мировом портфеле компании. Аналогичные ожидания существуют в отношении месторождения «Кашаган». Проект станет крупнейшим источником денежных потоков для таких компаний, как TotalEnergies, Eni и Shell – по 5 млрд долл. для каждой.

Конфликт на Украине постепенно расширяет свое влияние. В стремлении ослабить позиции России, добиться обострения российско-казахстанских отношений, ЕС готов пожертвовать не только Украиной, но и интересами других стран постсоветского пространства.

Усилия Казахстана осуществить диверсификацию поставок углеводородных ресурсов вряд ли дадут результаты в ближайшие годы. Слишком сильной является зависимость страны от поставок через российскую территорию. Другие географические направления поставок отличаются сложностью реализации, высокой стоимостью поставок, что снижает привлекательность казахстанской нефти. Соответственно все усилия будут создавать лишь видимость диверсификации экспортных маршрутов углеводородных ресурсов. И тем не менее Брюссель, по всей видимости, усилит давление на Астану, добиваясь расширения возможностей маршрута, который бы выводил казахстанскую нефть в направлении Азербайджана и далее, в Турцию. 

 


Читайте также


Тегеран ищет в Астане точку опоры

Тегеран ищет в Астане точку опоры

Виктория Панфилова

Иран и Казахстан попытаются решить проблему узких мест в транскаспийском маршруте

0
2579
Россия и Казахстан: Общие смыслы и единая судьба

Россия и Казахстан: Общие смыслы и единая судьба

Андрей Выползов

Итоги 2025 года: Россия и Казахстан перешли на качественно новый уровень отношений — всеобъемлющего стратегического партнёрства и союзничества

0
1383
Киев испытывает нефтяные цены на прочность

Киев испытывает нефтяные цены на прочность

Ольга Соловьева

Морские дроны нанесли ущерб Казахстану и американским компаниям

0
2442
В Центральной Азии осознали необходимость совместного водопользования

В Центральной Азии осознали необходимость совместного водопользования

Андрей Захватов

В регион, подверженный рискам и конфликтам, инвестиции не поступят

0
7949