0
1744
Газета Интернет-версия

11.10.2007 00:00:00

Ностальгия по слову

Тэги: авангард


Проходившая в Москве с 1 по 5 октября Неделя двуязычного нью-йоркского издательства «Кожа Пресс» (Koja Press), «специализирующегося на выпуске авангардной литературы», завершилась в клубе Bilingua презентацией первого номера литературно-художественного альманаха «Новая кожа». Мероприятие напоминало неоднократно проходивший здесь же СЛЭМ: авторы альманаха в меру присущей им артистичности перекрывали гул публики. Сходство усиливалось участием в чтениях слэмистов Германа Лукомникова и Андрея Родионова. Редакцию альманаха представляли со стороны Нью-Йорка поэты Игорь Сатановский и Леонид Дрознер, со стороны Москвы – поэт Алексей Сосна и прозаик Илья Метальников.

Авторы альманаха, названного «русским ресурсом» издательства, примерно пополам разделились на «там» и «здесь» живущих, и собранные вместе, как сказано в слове «от редакции», «декларируют ее вкусы». При этом большинство текстов исполнено во вполне традиционной для русской литературы эстетике, что, принимая во внимание заявленную направленность издательства, в очередной раз ставит вопрос о современном авангарде. Исторический авангард не только разработал специфические методы работы со словом и языком. Являясь детищем модернизма, он разделял его претензии на преобразование мира, полагаясь при этом на могущество поэтического слова. Панорама альманаха представляет собой смесь поставангарда, исследующего пределы возможности слова и мышления человека, и вполне традиционные тексты, «авангардные» своей ностальгией по слову, которым, если вспомнить Николая Гумилева, «останавливали Солнце» и «возводили города». Исключением являются тексты неоавангардиста Германа Лукомникова, виртуозно владеющего технологиями исторического авангарда и с помощью них исследующего парадоксы мира и человеческого мышления. Классическим поставангардистом здесь выступает Андрей Родионов: его ритмические строки рисуют мир, создаваемый рефлексией человека, слившегося с толпой и принимающего мир таким, как он есть, – в отличие от героя Лукомникова, как бы выпадающего из толпы в результате перманентного наивно-непосредственного удивления.

Общая направленность альманаха интересна именно модернистской активной неуспокоенностью, в условиях невозможности с помощью поэтического слова изменить мир обратившаяся в сторону сильных мира сего: половина его объема отдана их непосредственному поэтическому творчеству и баек вокруг них. Показательно, что эти байки выполнены во вполне постмодернистской эстетике. Одна из них – трактат «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», подписанный именем Диоген Лаэртский и воспроизводящий манеру изложения знаменитой книги, «продолжением» которой он назван. Его отличает юмор, легкость языка, увлекательность. Являясь псевдофилософским, этот текст взял от философии ее неспешную спокойную мудрость, демонстрируя искомую, явленную присущими времени методами силу слова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
1088
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
714
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
833
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
1026

Другие новости