0
1705
Газета НГ-Политика Интернет-версия

19.10.2010 00:00:00

Наталья Нарочницкая: "Суверенитет – это отличие государства от других публично-правовых союзов"

Наталья Нарочницкая

Об авторе: Наталья Алексеевна Нарочницкая - руководитель Института демократии и сотрудничества (Париж).

Тэги: государство, человек, право, суверенитет


Универсальность применения нравственных норм, так же международно-правовых, не должна быть обусловлена только тем, что то или иное государство заслуживает применения, или оно не доросло, и его надо насильственно к этому принудить. Глава первая Устава ООН. Вы знаете, что там не провозглашается в качестве цели и в качестве принципа движение мира к какому-либо единому образцу, скажем, к демократии. Там утверждается суверенное равенство всех участников международного общения, а это означает, что абсолютно суверенно равны и равночестны перед лицом международного права государства секулярно-либеральные типа западного государства, государства религиозные, принадлежащие другим государствам, будь то исламское или индуистское, или православно-христианское. И между ними нет отношения высшего к низшему, и ни одно из них нельзя назвать прогрессивным или отсталым. Это к вопросу о нынешних интерпретациях политических действий, в которых нарушение международного права, гуманитарные интервенции, свержение законных режимов в других странах мотивируются и обосновываются высшими морализаторскими целями. Поэтому у нас кризис, безусловно, интерпретации международного права.

Пора нам вспомнить, что философия права изначально во всех цивилизациях зижделась на интуитивном понятии тождества греха и преступления. Прежде чем определять меру вины и меру наказания, надо считать поступок правонарушением, плохим. Откуда человек получал представление о грехе или добродетели? Из истинного или воображаемого откровения. Поэтому мир и создал разные философии права, разные философские фундаменты. Каждая цивилизация создала свою этику взаимоотношений между человеком и человеком, между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми, между человеком и властью. И поэтому всегда международное право настолько обобщало нормы и превращало в норму, скажем, какой-то обычай поведения на международной арене, когда это становилось приемлемым и не затрагивало внутренних систем государства. Сейчас мы видим совершенно иное: почти троцкистский зуд приведения мира к единому образцу.

Действительно, в Уставе ООН впервые зафиксировано некое требование государством уважать права собственных граждан для того, чтобы быть достойным и полноправным партнером в отношениях. Но Устав ООН не дает конкретной интерпретации, конкретных критериев, уважая различия цивилизаций. Сейчас, если мы ставим во главу угла правозащитный аспект человека, мы должны идти в направлении честной разработки единых, обоснованных, всем приемлемых стандартов, которые бы выполнялись универсально и без двойных стандартов.

Поэтому государство, суверенитет, права человека, либеральные ценности – это очень важно для современного человека. Давайте работать в направлении того, чтобы выработать взаимоприемлемые новые критерии интерпретации, которые войдут тогда в учебники международного права и хотя бы не будет фарисейства в этом отношении. Ведь суверенитет со времен отцов-основателей современного международного права, Вольфа, с Вестфальского мира – это основа международного права – суверенность государств-наций. Суверенитет – это не качество государства, которое оно обретает, постепенно приобщаясь к каким-то ценностям. Это признак, по которому мы отличаем государство от других публично-правовых союзов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Иван Родин

Партийную принадлежность следующего уполномоченного по правам человека еще определяют

0
433
Сердце не бывает нейтральным

Сердце не бывает нейтральным

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

135 лет со дня рождения прозаика и публициста Ильи Эренбурга

0
422
Пять книг недели

Пять книг недели

0
238
Наука расставания с брюками

Наука расставания с брюками

Вячеслав Харченко

Мелочи жизни в одном южном городе

0
396