0
3017
Газета НГ-Политика Интернет-версия

03.06.2014 00:01:10

Доверяют, потому что сами не разбираются

Тэги: сми, журналистика, путин, соцопросы, яндекс


сми, журналистика, путин, соцопросы, яндекс Молчание СМИ как общественная мечта об их покорности. Фото ИТАР-ТАСС

В связи с событиями в Украине, в Крыму СМИ все чаще начинают рассматриваться как потенциальный инструмент влияния на общество, как субъект манипуляции, а не как поставщик объективной информации о происходящих в мире событиях. Многие обыватели говорят об ангажированности тех или иных телеканалов или газет. Как правило, тем, кто позволяет себе критику политики российский властей в Украине и в Крыму, достается сильнее. На прошлой неделе прошел митинг у здания редакции РБК. Проводило его некое Национально-освободительное движение, основанное депутатом Госдумы от «Единой России» Евгением Федоровым. По сообщениям СМИ, привести к стенам здания холдинга они смогли только несколько десятков человек, которые скандировали лозунги, обвиняя агентство в принадлежности к «пятой колонне». Аналогичным оказалось мнение митингующих и об «Эхе Москвы», и о ряде других изданий, и о некоторых журналистах.

Собственно, сама идентификация СМИ со стороны власти теперь выстраивается в зависимости от того, насколько тот или иной ресурс может повлиять на настроение в обществе. На днях появилась информация, что депутаты Госдумы могут принудить поисковую систему «Яндекс» признать себя СМИ из-за его топа новостей. Вопрос этот был поднят еще в апреле на встрече Владимира Путина с участниками медиафорума ОНФ. Логика обоснования того, что «Яндекс» должен являться СМИ, прозвучала в одном из вопросов: «Это вроде как и СМИ, потому что постоянно, каждый день пять топ-новостей «Яндекса», которые он собирает с других ресурсов, просматривают несколько десятков миллионов человек». Владимр Путин с таким подходом был в целом согласен, «если конкретный человек имеет влияние на тысячи людей, на десятки тысяч, то в принципе, по сути, мало чем этот блог отличается от СМИ».

Подобные взгляды на институт СМИ со стороны власти и провластных организаций вполне понятны. Им не выгодна критика проводимой политики, и, чтобы ее избежать, различные издания все больше ставятся под контроль. Тем более что последние изменения в законодательстве это вполне позволяют. Но похоже, что подобные тенденции к давлению на СМИ начинают идти и от общества.

В марте 2014 года фонд «Общественное мнение» представил результаты резонансного опроса. По их данным, 54% россиян считают возможным искажение информации в СМИ в государственных интересах при освещении определенных тем и проблем. В ряде материалов подобная новость интерпретировалась так, что граждане одобряют цензуру в подаче информации. Фактически получается, что граждане не против того, чтобы их мнением манипулировали. При том что это противоречит всем основным принципам журналистики и свободы слова.

В этом плане показателен опрос Левада-Центра, проведенный в мае 2014 года. Согласно ему, 48% россиян считают, что федеральные российские СМИ по большей части объективно освещают события в Крыму и в Украине. 22% выказывают еще большую степень доверия. При этом эти данные относятся скорее именно к телеканалам, так как 92% респондентов, по их словам, получают данные именно с телевидения. На втором месте – друзья, соседи (24%), на третьем – Интернет (22%). Директор центра Лев Гудков в разговоре с «НГ-политикой» объясняет, что подобная степень доверия проистекает как раз из-за единой парадигмы освещения ситуации на большинстве телеканалов: «Эти интерпретации подтверждают представление граждан о ситуации». Правда, Гудков обращает внимание на то, что, согласно этому же опросу, только 36% респондентов могут сказать, что они разбираются в происходящих событиях, а 64% – нет.

При этом социолог обращает внимание на то, что люди, проживающие в Москве, оказываются все-таки более критичны по отношению к оценке объективности российских СМИ, чем жители сел и деревень. Это проистекает из-за наличия большего количества источников информации, доступных в городе. «В городе человек может брать информацию из 15–17 разных источников, а на селе он ограничен двумя-тремя, причем это прежде всего телевидение», – поясняет тенденцию собеседник «НГ-политики».

На контрасте с доверием к российским СМИ только 14% россиян считают, что в той или иной степени объективную картину дают иностранные СМИ. 66% уверены в их необъективности. Причем оценка здесь, видимо, несколько эмоциональна. Лев Гудков напомнил, что доступ к зарубежным СМИ имеет только 1% населения.

Интересно, что изначально институт СМИ, по словам собеседника газеты, завоевал себе авторитет и доверие как раз благодаря плюралистичности россиян: «Самый высокий авторитет СМИ приобрели в момент перестройки и сохраняли его примерно до середины 90-х». С телеэкранов тогда высказывались разные оценки. Они часто были ангажированы, так как существовала четкая поляризация мнений по оценке происходящих в стране реформ, но при этом слово предоставлялось разным силам и точкам зрения. На контрасте с ситуацией советского времени россиянам нравился информационный плюрализм.

В нулевые годы началась зачистка информационного поля. Вводились элементы цензуры в связи с проходящей чеченской кампанией, впоследствии самые крупные СМИ перекупались. Яркими примерами этого стали ситуации с НТВ и ТВ-6. Одновременно с этим, по словам Гудкова, возрастало и недоверие к СМИ как к институту, при этом телевидение для граждан оставалось наиболее достоверным источником информации. Где-то к середине нулевых начало усиливаться влияние Интернета. Особенно оно актуально для мегалополисов. «Появилась своеобразная «партия Интернета», в которую в основном входила молодежь с более либеральными ценностями».

Однако нынешняя ситуация, по мнению эксперта, все-таки временна. Информационная кампания через какое-то время затихнет, хотя она и продолжительнее, чем та, которая сопровождала военный конфликт с Грузией в 2008 году. В будущем, по мнению Гудкова, средствам массовой информации, вполне возможно, придется расплатиться серьезным спадом доверия к ним: «Действие различных внешних факторов, изменение экономической ситуации может вызвать отторжение СМИ и критическое отношение к предоставляемой информации». Особенно это будет актуально для более образованных слоев населения, которые смогут связать рост инфляции и ухудшение экономического положения с проводимой политикой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
650
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
807
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
636
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
751

Другие новости