0
12423
Газета НГ-Политика Интернет-версия

20.01.2015 00:01:15

Кризис-2015 россиян почему-то не страшит

Александр Демидов

Об авторе: Александр Михайлович Демидов – генеральный директор Международного института маркетинговых и социальных исследований «ГФК Русь» (GfK RUS).

Тэги: опрос, социология, кризис, экономика, рубль, потребление


опрос, социология, кризис, экономика, рубль, потребление Отечественный обыватель еще не осознает масштабов кризисной ситуации в стране. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

За последние 15 лет уровень и качество потребления в нашей стране в целом вышли на принципиально новый уровень. Российский потребитель стал значительно богаче, изменил свои потребительские привычки в направлении цивилизованного рынка, приобрел много новых (нужных и ненужных) товаров. Большинство россиян приобретают эти товары в магазинах современных форматов, часто совершая покупки на автомобиле. Сервис, расположение магазина, ассортимент, наличие парковки, возможность рассчитываться кредитной карточкой – все это стало неотъемлемой составляющей современного потребителя в нашей стране

В то же время сегодня мы входим в полосу второго кризиса за этот период, что может значительно изменить потребительские настроения и поведение населения. В связи с этим показалось интересным сравнить потребительскую ситуацию в стране в предкризисные периоды конца 2008 и 2014 годов.

Забегая вперед, можно сказать, что ситуация в эти годы, как и в предшествующие 2008-му, развивается в одном направлении, но имеет и серьезные отличия. В 2014 году мы входим в кризис на значительно более высоком уровне благосостояния населения, чем в 2008-м. Может быть, поэтому потребительские настроения хотя и упали, но не так драматично, как в 2008-м. При этом объективно в декабре 2008 года кризис еще мало задел потребителя, а в конце же 2014-го кризис уже реально сказался на россиянах.

Рассмотрим ситуацию подробнее.

Прежде чем перейти непосредственно к потребительскому поведению, посмотрим на основные макроэкономические показатели конца 2008 и 2014 годов. Рост ВВП в 2008 году составил 5%, а в 2014-м – 0,6%. Индекс промышленного производства вырос в 2008 году на 1%, в 2014-м – на 1,5%; продукция сельского хозяйства в 2008 году – на 11%, а в 2014 году – на 3,3%. Инвестиции в 2008 году выросли на 39%, а в 2014-м – на 3%. Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах вырос в 2008 году на 14%, а в 2014 году – на 2%. Номинальная зарплата в 2008 году выросла на 28%, а в 2014 году – на 8% (см. таблицу).

Таким образом, по большинству макроэкономических показателей 2008 год был лучше 2014-го.

В отличие от объективных показателей экономики индекс потребительских настроений упал с мая по декабрь 2008 года со 116 до 85 пунктов, оказавшись в отрицательной зоне (меньше 100 пунктов). В 2014 году индекс потребительских настроений тоже попал в отрицательную зону, но падение было значительно меньше – с марта по ноябрь со 102 пунктов до 98.

В 2008 году 29% опрошенных говорили, что их материальное положение за последние 12 месяцев ухудшилось, а в 2014-м – 25% (см. рис. 1).

Ухудшения своего материального положения в следующем году в декабре 2008 года ожидали 33%, а в 2014 году – 22% (рис. 2).

Экономические условия в стране в ближайшие 12 месяцев оценивали плохими 40% в 2008 году и 30% в 2014 году (рис. 3).

В декабре 2008 года большинство наших сограждан (68%) сообщало, что кризис их лично не коснулся. В ноябре 2014 года – 84% (рис. 4).

Относительное большинство респондентов (32%) в 2008 году полагало, что кризис продлится два года, в 2014-м – четыре года и более (30%) (рис. 5).

В 2014 году 14% респондентов столкнулись с отсутствием отдельных продуктов в магазинах, что на 5% больше, чем в 2008 году (9%). Повышение цен на продукты питания отметили 86% в 2008 году и 81% в 2014 году.

Кризис 2008 года мало повлиял на мейнстрим потребительских привычек. В декабре 2008 года мы зафиксировали только снижение интереса к интернет-покупкам, некоторое увеличение значения цены товаров, увеличение рациональности покупок и уменьшение числа людей, покупающих только импортные товары.

В 2014 году, напротив, значительно увеличились покупки через Интернет.

Немного снизилась доля спонтанных покупок. И по сравнению с декабрем 2008 года несколько снизилось предпочтение фирменных товаров.

В целом же по многим показателям в 2014 году потребительское поведение россиян сохранило свои современные и инновационные тренды.

С 2001 года мы осуществляем типологию российского потребителя по осям координат высокий–низкий потребительский потенциал и традиции – инновации. В сноске дано описание семи полученных типов *.

В 2014 году по сравнению с 2008-м практически не изменился самый потребительский сильный и инновационный кластер «новаторов» (рис. 6). Значительно усилился инновационный тип «стремящихся вверх». Немного уменьшились слабые потребительские кластеры традиционалистов и экономящих. Ни в 2008-м, ни в 2014 году предкризисная ситуация не внесла существенных изменений в тенденции развития типологии российских потребителей.

Некоторые изменения произошли и на уровне социальных ценностей россиян, хотя иерархия опасений по поводу будущего в 2008-м и 2014 годах практически не изменилась. На первом месте была мировая война: 35% в 2008-м и 34% в 2014-м, на втором – углубления кризиса: 35% в 2008-м и 32% в 2014-м, на третьем – рост преступности: по 26% в 2008-м и 2014-м. Как в предкризисные, кризисные, так и в обычные годы россияне полагаются прежде всего на себя и на свою семью. Однако интересно, что в предкризисные годы чуть больше россиян полагаются на государство.

Интересно также, что в 2008 году больше россиян заботились о том, чтобы зарабатывать деньги (51%), и меньше о развитии своей личности (47%). В 2014-м это соотношение изменилось: 46% на 54%.

По сравнению с 2008 годом в 2014-м заметно увеличилось стремление к свободе. Если в дихотомии «в будущем должно быть как можно меньше правил и ограничений» и «нам нужно больше законов и хорошее руководство» первое в 2008-м выбирали 33%, то в 2014 году 40%, а второе – в 2008-м 65%, а в 2014-м году 60%.

За поддержку рыночных принципов в 2008 году высказывалось 28% респондентов, в 2014-м – 38%.

Обращает на себя внимание, что в предкризисные годы падает значение экологических проблем. Особенно это характерно для 2014 года.

Что собираются делать россияне для сохранения личных средств? Самый распространенный ответ – ничего (рис. 7). Причем в ноябре 2014 года таких ответов даже больше (29%), чем в декабре 2008 года (26%). Несколько больше людей в 2014 году собираются сохранять средства на счете в банке (17%), в 2008 году – 11%. На третьем месте – приобретение недвижимости: в 2008-м (19%), в 2014-м – 17%.

За прошедшие 6 лет значительно улучшилось материальное благосостояние россиян. По сравнению с 2008 годом значительно увеличилась доля россиян, владеющих собственной квартирой/домом: в 2008-м – 79%, в 2014-м – 91%.

В 2014 году значительно снизилось число людей, выращивающих овощи и фрукты: 39% по сравнению с 50% в 2008 году.

По сравнению с 2008 годом в 2014 году несколько выросло число людей, посещающих кафе и рестораны.

В 2014 году 45% семей по сравнению с 26% в 2008 году имеют автомобиль. 51% из них были куплены новыми, в 2008 году – 43%. В декабре 2008 года 8% планировали покупку нового автомобиля. В ноябре 2014 года – 10%. Относительное большинство (37%) в 2014 году планируют купить новую иномарку, в 2008 году – 24%.

С 2008 года сильно возросло пользование Интернетом. Так, если в 2008 году дома пользовались Интернетом 18% россиян, то в 2014 году – 55%. Из них 69% каждый или почти каждый день. В 2008 году – 38%.

По сравнению с 2008 годом в 2014 году в домашних хозяйствах значительно увеличилось количество плазменных панелей, кабельного телевидения, спутниковых антенн, цифрового телевидения.

Таким образом, ни в предкризисную ситуацию 2008 года, ни в 2014 году движение в сторону развития цивилизованного потребительского рынка не остановилось, хотя и подверглось негативному влиянию. Опасения населения по поводу развития экономической ситуации в конце 2008 года были значительно выше, чем в конце 2014-го. Как известно, кризис 2009 года не повляил серьезно на потребительскую ситуацию, а с 2010 года она постоянно улучшалась до 2013 года. Вероятно, возросшее благосостояние и опыт прошлого кризиса привели к тому, что потребительские настроения россиян в 2014-м упали не так драматично.

В 2009 году потребительские настроения россиян быстро стали расти, и к 2010 году индекс превысил 100 пунктов.

Сейчас ситуация другая. Российский потребитель уже начал ощущать реальные последствия кризиса – замедление роста заработной платы, отсутствие некоторых товаров в магазинах, падение рубля. Все это может привести к ухудшению потребительских настроений в 2015 году.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
1718
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
1697
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1338
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1168

Другие новости