Весна – это время рыболовных рисков и нестерпимых запахов на Москве-реке.
Фото Виктора Мордвинова (НГ-фото)
Со страниц газет и экранов телевизоров не сходят победные репортажи о мероприятиях по борьбе со взяточничеством и коррупцией. Но заметных положительных сдвигов явно недостаточно. В чем причины? Они лежат на поверхности, стоит только задуматься. Думаю, каждый руководитель заинтересован знать механизм становления взяточника и коррупционера. Взяточничество, ставшее системой в постсоветском пространстве, возникло не вдруг и не на пустом месте. Кто берет взятки? Кто имеет определенную власть решать что-то в пользу просителя, обходя законные пути? Берут верхи. Систему взяточничества во властных структурах можно представить в виде многоголового дракона. Почему так много деклараций о борьбе со взяточничеством и мало результатов? Ответ банален и прост. Никакой дракон не будет сам себе рубить головы. Могут быть заинтересованы в наказании дракона только те, кто вынужден давать взятки. Дают низы. А какие у них есть возможности? Жалобы, тайное или явное информирование того же дракона. Весьма слабые аргументы типа «Спасение утопающего – дело рук самого утопающего». Объективно у взяткодателей нет союзников. А вот ему помочь утонуть могут. Например, студента, пожаловавшегося на взяточника, выдавят из вуза, а преподаватель уйдет от наказания. Берут взятки не потому, что мало платят, как нас пытаются уверить. Природа коррупции другая. Да, мало платят, поскольку не за что платить. Обленились. Тем же преподавателям платят за наличие ученого звания. Некоторые из них даже забыли названия своих диссертаций и перестали посещать библиотеки. В Казахстане открыли пять вузов (университетов) в одном районном пункте, некоторые в избах. Количество вузов увеличилось в одночасье в три и более раз. Число лиц с учеными степенями и званиями возросло в 10 и более раз. Не потому, что наступило у казахстанцев просветление умов. А потому, что верхи питаются низами: взятки, откаты, воровство из госбюджета и прочие, прочие. В Южном Казахстане дракон жрет у низов детей. Не от голода, а потому, что дракон. Брали кровь у бомжей и вливали детям, заразив их СПИДом. Уже умерли около 140 младенцев. С чем можно сравнить такое злодеяние века?! Но ни одному виновному голову не отрубили. Дракон остался верен своей природе.
Причина в моральном разложении. Именно с этого начиналась гибель всех великих цивилизаций. Верхи осознают близость своей кончины. Но механизма пополнения еще не поняли, а экономические пути не выработаны. Ряды взяточников растут несравнимо быстрее, чем убывают.
Рассмотрим этапы рождения и воспитания взяточника. Оказывается, общество само системно воспитывает взяточников. Начинают давать взятки с 3 лет, чтобы устроить в детсад. Затем, чтобы зачислили в престижную школу. Далее, чтобы получить хороший аттестат, поступить в вуз на перспективную специальность. В последующем приходится платить почти за каждую экзаменационную оценку и предоставление хорошо оплачиваемой должности. Все его окружение делает безнаказанно то же самое. Стать «белой вороной» не позволят никому. Воспитание родителями и обществом взяткодателя состоялось окончательно и бесповоротно. Он не готов к честному труду, но способен на все остальное. Взяточничество уже стало образом жизни. Теперь наступила его очередь брать, чем непременно и воспользуется.
Такого индивида устранить физически можно, а перевоспитать (блеф) нельзя. Таким образом, можно утверждать, что основными источниками массового пополнения рядов взяточников и коррупционеров являются непосредственно профессиональные учебные заведения (ПУЗы). Верхи рано или поздно уяснят эту ситуацию и для самосохранения попытаются устранить пополнения. Автор, может быть по наивности и благожелательной надежде, намерен подсказать механизмы устранения. Предпочитает публичную критику и системные предложения вместо жалоб и доносов. Если, конечно, не воспротивятся СМИ, находящиеся также под сенью дракона. Но общество должно понять, когда запрещают критику и оставляют без внимания предложения, то начинают критиковать события, которые развиваются быстрее, чем думается.
Верхи обязаны предпринять три акции:
1. Ввести директивным путем ПУЗы в рынки трудовых ресурсов и услуг образования. Сами учебные заведения предпочитают ситуационный менеджмент. Их руководители пока могут не считаться ни с мнением работодателя, не принимающего на работу выпускников, в большинстве случаев не пригодных к профессиональной деятельности, ни со своим персоналом (плачу, сколько хочу), ни с необходимостью оптимизации общих затрат. Эта ситуация по существу сохраняется с самого начала суверенизации стран постсоветского пространства. Работодатели в рынке, а обслуживающие ПУЗы находятся вне его.
2. Придется умерить свои аппетиты и прекратить выделять за взятки образовательные гранты и выдавать лицензии на образовательную деятельность.
3. Выделять гранты только по результатам реального трудоустройства выпускников по контракту, а лицензии обновлять ежегодно с указанием количества разрешенных выпускников. Вузы должны выпускать ежегодно столько, сколько принято на работу их выпускников.
4. Заказчики всех форм обучения платят только за выпускников, принятых на работу, то есть за годную продукцию. За брак несет убытки исполнитель – ПУЗ.
Сколько можно заниматься пустопорожними разговорами? «А Васька слушает да ест».
Ожидаемые следствия, если акции будут предприняты верхами.
1. Поскольку работодатель примет на работу только профессионально подготовленных специалистов, то некачественное обучение может привести к самосокращению ПУЗа, увольнению персонала и руководителя.
2. Руководитель ПУЗа не может допустить, чтобы экзаменационные и другие оценки выставлялись за взятки. Студент поймет: взятками себе не поможешь, нужно прилежно учиться, чтобы трудоустроиться.
3. Оздоровится в целом деловая атмосфера в ПУЗе.
Как же исключить взяточничество? Нужно руководствоваться рыночными законами. Меняются приоритеты. Было государство, общество, личность. ПУЗ делал что хотел. Теперь главным действующим лицом становится потребитель. Соответственно будут приоритеты: личность (студент, заказчик), работодатель, общество, государство.
Исходя из этих первооснов, руководитель ПУЗа совместно с общественными организациями проводит массовое анонимное анкетирование преподавателей и сотрудников. В анкете помимо ФИО и должности преподавателя ПУЗа и прочих вопросов, касающихся качества его работы, обязательно помещается вопрос, берет он взятки или побуждает к их даче. Анкетирование непосредственно проводят сами студенты (низы). Результаты анкетирования подводит комиссия с участием и преподавателей, и студентов и публикуются в местной печати. Информируется и Министерство образования.
Поскольку мнения потребителей являются определяющими, то преподавателям, берущим взятки и не обеспечивающим качество обучения, трудовые контракты не продлеваются. Эта мера укладывается в трудовой кодекс любой страны и положения о приеме на работу и увольнении любой организации. Никаких доносов, уголовных преследований или встречных жалоб. Все четко, гласно и корректно.
Автор настоящих строк имел опыт указанного анкетирования в Павлодарском государственном университете. Выяснилось, что 75% преподавательского состава берут взятки. Результаты были опубликованы в областной газете. Тогда еще такие статьи в Казахстане публиковались. Теперь и на порог не пустят. По результатам анкетирования ни ПУЗ, ни Министерство образования и науки (МОН) РК ничего не предприняли и не предпринимают до сих пор. Думаю, и руководители ПУЗов такие анкетирования теперь не допустят. «В Багдаде все спокойно!» Только вот выпускников ПУЗов не берут на работу ввиду профессиональной неподготовленности. Государственные программы в Казахстане некому выполнять. Надеются на имеющихся иностранцев. Решили дополнительно пригласить еще один миллион иностранцев. Видимо, верхи не знают истории. «Помогут ли ляхи?!» Уже не помогли.
Буквально на днях (в марте т.г.) было устроено большое совещание представителей сырьевых предприятий и МОН РК. Итоги подвели по республиканскому телевидению. Как готовить специалистов, неизвестно. Нет ни стандартов, ни методик, ни сколько и каких нужно готовить специалистов.
Объявили, в стране наносятся 10 ударов по коррупции, в числе которых: усилить борьбу, повысить ответственность верхов, принимать меры по жалобам и другие банальности. Но нет ни одного системного экономического механизма устранения коррупции. Все это было бы очень смешно, если не так грустно. Верхи, кроме косметических и рекламных мер, ничего и не собираются предпринимать. Дракон самосохраняется.
Макар Мусаевич Жасимов, доктор технических наук, профессор, председатель технического комитета по стандартизации в машиностроении Госстандарта Республики Казахстан


